Губернаторы смогут потребовать отставки мэров за плохую работу
В основу власти в регионах закладывается системность и эффективность
Законопроект: № 1256381-7
Губернаторы могут получить возможность возглавлять регионы более двух сроков подряд и инициировать отставку глав муниципалитетов. Законопроект с такими нормами Госдума приняла во втором чтении 9 декабря. Новые правила расширят полномочия региональных органов власти и при этом усилят институт президентства, уверен председатель Госдумы Вячеслав Володин.
Больше полномочий, строже спрос
Именно от согласованных действий всех уровней власти — федерального, регионального и местного - зависит решение многих экономических и социальных задач в каждом субъекте и в стране в целом, уверен Вячеслав Володин. «Результатом принятия закона должно стать чёткое распределение полномочий, установление ответственности должностных лиц, повышение уровня открытости и подотчётности органов власти», — ранее пояснял председатель Госдумы.
Глава субъекта одновременно будет считаться и главным региональным чиновником, и федеральным чиновником в регионе. То есть он станет связующим звеном в вертикали власти. Вводится и норма о том, что отрешённый от должности глава субъекта в течение пяти лет не имеет права баллотироваться вновь.
Субъекты Федерации будут сами определять количество сроков, в течение которых глава региона может занимать такую должность. Сейчас губернаторы не могут быть избраны на пост высшего должностного лица субъекта РФ более двух сроков подряд. Кроме того, главы регионов смогут инициировать отстранение от должности мэров городов.
«Это те положения, которые повышают эффективность, контроль и ответственность. Вот три постулата нового закона о публичной власти», — пояснил 9 декабря журналистам первый заместитель руководителя фракции «Единой России» в Госдуме Дмитрий Вяткин.
Для граждан главное нововведение заключается в том, что уйдёт непонимание в разделении полномочий органов власти, уточнил парламентарий. Если человек обратится со своим вопросом в орган власти, система внутри себя должна будет определить, какой из институтов компетентен в его решении. Отписки и отсылки в другие инстанции должны остаться в прошлом.
«Самое главное — это сделать единую систему органов публичной власти эффективной, потому что людей действительно гоняют по кругу. Они идут в муниципалитет, их отправляют в регион, регион кивает на Федерацию, федералы говорят, что это вообще не их полномочия», — пояснил Вяткин.
Право законодательной инициативы в регионах получат прокуроры субъектов Федерации. «Мы расширяем полномочия органов власти Российской Федерации, многие вопросы будут приниматься в регионах», — подчеркнул председатель Госдумы Вячеслав Володин.
При этом, по словам спикера, документ усиливает и институт президентства. Так, новые нормы предполагают, что Президент РФ может отстранить от должности высших должностных лиц региона в связи с утратой доверия по любым основаниям. Кроме того, за издание указа, противоречащего Конституции РФ, глава субъекта может получить предупреждение со стороны президента. Также глава государства будет вправе применить к губернатору иные меры ответственности, например выговор.
«Вот он, бездельник, избрался, средства нашёл, ввёл в заблуждение граждан и ничего не делает. Кто может защитить? Президент. Взял и отстранил, услышав граждан. Об этом речь идёт — усиливаем государство и институт президентства», — отметил Вячеслав Володин.
Кандидатуры ряда региональных чиновников придётся согласовывать
Ко второму чтению документа поступил ряд важных поправок, рассказал глава Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. В частности, парламентарии поддержали поправку, внесённую председателем Госдумы Вячеславом Володиным, спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко, Павлом Крашенинниковым и главой Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андреем Клишасом, согласно которой проекты законов для получения отзывов будут по-прежнему рассылать в регионы на 30 дней. Но в случае и порядке, предусмотренных Регламентом, этот срок может быть сокращён до 15 дней. Первоначальное положение проекта закона предусматривало 15-дневную рассылку, и это вызвало беспокойство в ряде субъектов, так как не у всех заксобраний есть возможность собираться с такой периодичностью.
Также руководители регионов смогут обращаться к совету депутатов муниципального образования с инициативой отставки его главы, в том числе если систематически не удавалось достичь показателей для оценки эффективности местной власти.
Читайте также:
• Губернаторам могут разрешить требовать отставку глав муниципалитетов за неэффективность • Проект о запрете главам регионов называться президентами из-за позиции Татарстана менять не будут
Первоначальная редакция законопроекта предполагала, что высший орган исполнительной власти региона должен был обязательно назваться «правительство». Поправкой ко второму чтению субъектам Федерации разрешили самостоятельно определиться в этом вопросе. Среди возможных вариантов — Правительство, кабинет министров, совет министров, администрация. Глава региона может быть губернатором, мэром, главой администрации, но при этом нормы законопроекта запрещают использовать в его наименовании слово «президент».
Главы регионов смогут налагать на руководителей муниципалитетов ответственность за неэффективность их работы — это может быть и предупреждение, и выговор, в крайнем случае — лишение должности.
Кроме того, поправками ко второму чтению уточнили, что федеральный Центр может участвовать в формировании органов исполнительной власти региона, отвечающих за сферы образования, здравоохранения, финансов, за регулирование тарифов, жилищный контроль. Таким образом, с профильными федеральными ведомствами будут согласовывать назначения кандидатов на должности руководителей соответствующих региональных министерств и структур.
Ещё одной поправкой ко второму чтению прописали, что законом субъекта РФ можно предусмотреть число депутатов, избираемых по партийным спискам. Глава региона сможет распустить парламент в случае, если он принял закон, противоречащий Конституции РФ или федеральному законодательству. Такое противоречие должно быть установлено судом, при этом у Заксобрания есть шесть месяцев для его устранения. Заксобрание можно будет распустить и в случае, если его депутаты не проводят заседания в течение трёх месяцев подряд.