Григорий Карасин: Никто, кроме умалишенных, не хочет большой войны
Глава Комитета Совета Федерации по международным делам рассказал, когда может наступить перелом в переговорах России и США
Россия подошла к водоразделу, который должен положить конец неуемному стремлению НАТО двигать вооружения к нашим границам. Чем и когда могут завершиться переговоры РФ и США, какой результат устроит Россию и стоит ли ждать попыток новых госпереворотов на постсоветском пространстве? На эти и другие вопросы в преддверии Дня дипломатического работника, который отмечается в России 10 февраля, «Парламентской газете» ответил сенатор, в прошлом замглавы МИД России Григорий Карасин.
- Григорий Борисович, сегодня многие отмечают, что язык дипломатии становится все более жестким, заявления — более резкими. Почему, на ваш взгляд, так происходит?
- Начну с того, что главное в дипломатии — это умение договариваться. Российская дипломатия ведет начало еще со времен Ивана Грозного. Российские дипломаты всегда активно вели переговоры со всеми окружающими нас странами-соседями — географическое положение обязывает. Дипломатия служит Родине и выбирает тот стиль разговора, который позволит достичь наилучшего результата.
Наш язык — это язык аргументов, а не крика, ругани или угроз, чем злоупотребляют иногда западные партнеры. Россия никогда никому не угрожала, но твердо и последовательно отстаивает свои национальные интересы. Иногда диалог ведется жестко, но всегда корректно, уважительно по отношению к партнерам, их мнению.
Последние 30 лет российской истории наши иностранные партнеры пытались использовать распад СССР, чтобы под благовидным предлогом наращивать свое идеологическое присутствие в мире и укреплять свои геополитические позиции. Считаю, что сегодня настал тот момент, когда нам необходимо занять жесткую и принципиальную позицию. Собственно, это и произошло, когда нами были сформулированы предложения по гарантиям стратегической безопасности, которые в январе 2022 года были переданы США, НАТО и ЕС.
- Судя по заявлениям главы МИД Сергея Лаврова, ответ американской стороны на российские предложения по безопасности нас не удовлетворил по ключевым позициям (нерасширение НАТО, невступление в него новых стран и отказ от поставки вооружений на территорию государств, вступивших в альянс после 1997 года). Ожидается ли продолжение переговоров и ждут ли нас жесткие дипломатические поединки?
- Да, ожидается. К этому Москва готова. Мы станем свидетелями непростых дипломатических поединков. Но главное — переговорный процесс запущен, и он, уверен, будет идти дальше. Разумной альтернативы этому нет. Переговоры России с США, с НАТО будут многослойными и жесткими. И, думаю, определяющими в переговорах с Западом станут ближайшие недели — нынешняя эпоха не терпит длительных раздумий при принятии решений. Ритм жизни стал очень динамичным.
Мы подходим к водоразделу, который должен положить конец неуемному стремлению НАТО бодро шагать к российским границам. Рассчитываем, что российские предложения воспримут с пониманием. Наша реакция на ответ западных партнеров будет спокойной и уверенной.
- На переговорах с США создалось впечатление, что Россия заранее выдвинула те требования, на которые ни американцы, ни НАТО не смогут пойти. Согласны ли с такой точкой зрения?
- Не согласен. Ничего сверхъестественного в наших требованиях нет. Подписав Стамбульскую декларацию (1999) и Астанинскую декларацию (2010), США и их партнеры по НАТО согласились с принципом неделимости европейской безопасности. Одна из его важнейших составляющих: отказ от укрепления своей безопасности за счет безопасности других. Однако США и их союзники поэтапно подрывали этот принцип, занимаясь военно-политическим освоением территории Украины. Есть масса других примеров подобного безответственного поведения.
Россия не выдвигает к США и НАТО никаких невыполнимых требований — Россия требует выполнения ими ранее взятых на себя обязательств. Западным партнерам надо отказаться от навязчивой экспансии на Восток — это сильно упростит двухсторонние отношения.
В 90-е годы руководству нашей страны было дано очень много обещаний, которые не были закреплены на бумаге. Сейчас мы хотим все поставить на рельсы юридически закрепленных договорных обязательств. Слова и увещевания надоели — наши партнеры открыто не соблюдают обещаний, которые давали М.С. Горбачеву и Б.Н. Ельцину. Мы же хотим раз и навсегда договориться об ответственном подходе к безопасности и зафиксировать его документально, чтобы основывать на нем отношения с западными партнерами в будущем. Так будет спокойнее всем.
- Впервые после распада СССР Россия ведет переговоры с Западом в требовательном и даже наступательном ключе. Стиль российской дипломатии меняется — как считаете, надолго ли?
- Быть менее эмоциональными и более требовательными нас заставляет сама история. Сегодня мы говорим не с позиции силы — речь идет о начале по-настоящему серьезного обсуждения стратегически важных вопросов. Время приятных славословий и запоздалых извинений ушло — мы видим, что за сладкими речами стоят реальные агрессивные намерения Запада. Поэтому ведем переговоры в том ключе, который был выбран. Главное для нас — не дать утопить обсуждение российских предложений в болтовне, в бесконечных разговорах. Нужен рабочий ритм встреч на разных уровнях и конкретные результаты.
- На ваш взгляд, какой результат переговоров с США и НАТО Россию в итоге устроит?
- Цель понятна — добиться, чтобы народ нашей страны жил спокойно на протяжении следующих десятилетий.
Основная задача — добиться отказа США и стран Запада от расширения НАТО на Восток, военного освоения территории Украины и других государств, входивших в состав Союза Советских Социалистических Республик, а главное — отказа от размещения в этих странах ударных вооружений, которые могут угрожать территории нашей страны.
Мы свою позицию четко обозначили — теперь должны проявить политическую волю наши западные партнеры. Думаю, на Западе не менее, чем у нас, заинтересованы в обеспечении безопасности своих граждан.
Мы за то, чтобы договоренности были подписаны в текущем году. Будем стремиться к этому.
- Обстановка в сфере международной безопасности со стороны кажется сверхнапряженной — идут публичные угрозы, переброска сил на линии соприкосновения интересов мировых держав. Многие сегодня боятся, что вспыхнет новая мировая война. А как вы считаете, насколько реален такой сценарий?
- Абсолютно убежден, что никто всерьез не хочет большой войны. Кроме разве что провокаторов и неадекватных политиканов. Наша держава должна всегда опираться на международное право и логику защиты своих национальных интересов. У нас дееспособные современные вооруженные силы и крепкая дипломатическая служба — это уже хорошая основа, чтобы чувствовать себя уверенно.
Конечно, хотелось бы жить в обстановке мира и дружбы со всеми странами. Но, видит бог, так не получается не по нашей вине — слишком большие аппетиты разыгрались у наших западных партнеров в последние 30 лет. Будем убеждать, сдерживать наиболее ретивых оппонентов от попыток развязывания новой мировой войны. Пора возвращаться к здравому смыслу.
- Пока что переговоры по обеспечению международной безопасности идут по линии Россия — Запад. Возможно ли подключение к ним других стран, таких, например, как Китай или Турция?
- Безусловно, в процессе обсуждения со временем должны принимать участие все страны — и не только такие большие державы, как Китай, Турция или Индия. Но все же рассчитываю, что переговоры России с США и НАТО завершатся конкретным результатом. После этого все другие государства выскажут свое мнение по существу вопроса на площадке ООН.
- Возможно ли в обозримом будущем сделать так, чтобы Украина перестала себя позиционировать «анти-Россией»?
- Сейчас там в самом разгаре кризис создания новой государственности. На мой взгляд, далеко не все люди в украинской власти понимают, что это такое — «государство». Полное отсутствие ответственности в международных делах видно на примере подхода Киева к выполнению минских договоренностей 2015 года. Увещевания глав государств, подписавших этот документ, или мнение Совета Безопасности ООН там просто игнорируют.
Все строится на примитивной основе — олигархат, национализм, пропаганда русофобии, которая становится их главным политическим инструментом. Причем это больше напоминает политический «самострел» — русофобия приносит ущерб самим украинцам.
Становление современного государства чревато многими вызовами, один из которых — многовекторность. Одно дело, когда многовекторность проявляет крепко стоящая на ногах держава, которая развивает контакты с Западом, Востоком и Югом. Другое дело, когда в многовекторность играют молодые государства.
Лет 15 назад мы прямо предупреждали коллег из Украины — не превращайте свою страну в площадку для геополитических столкновений! Но нас слушали вполуха. Мол, сами с усами! Из-за игры в многовекторность на долю Украины выпали тяжкие испытания.
Верю, что Украина в итоге преодолеет их и станет современным государством, дружественным России. Может быть, этот процесс займет жизнь одного поколения, может быть, двух. Но рано или поздно это произойдет. Полагаю, рано или поздно все страны постсоветского пространства придут к однозначному выводу — при всей моде на «многовекторность» исторически близкие народы должны жить в особых доброжелательных отношениях друг с другом.
- Русофобия сегодня, похоже, становится движущей политической силой и в Молдавии. Может ли риторика президента Майи Санду, которая, например, заявила о российской «агрессии» в Приднестровье, спровоцировать новый существенный конфликт в республике?
- В подобных заявлениях Санду ничего нового нет — это случалось и раньше с молдавскими руководителями, хотя это достойно сожаления. Стоит напомнить, что ситуация по Приднестровью регулируется в рамках действующего международного формата «5+2» (Молдавия, Приднестровье, ОБСЕ, Россия, Украина и наблюдатели от США и ЕС. — Прим. ред.). Надо его и придерживаться. Никаких громких заявлений об отзыве российских миротворцев из Приднестровья мы, разумеется, не принимаем. Пока они там, на обоих берегах Днестра сохраняется мир.
Что касается самой Молдавии, то наши экономические отношения с ней, хоть и не без проблем, развиваются. Но мы должны обсуждать проблемы не через мегафон, а при помощи личных контактов. Та же Санду могла бы чаще приезжать в Москву, где всегда выступают за налаживание нормальных отношений с Кишиневом, за их активизацию. Мы, кстати, планируем развивать отношения с молдавскими парламентариями — без прямого диалога ничего конструктивного не получится, будет лишь раздувание страстей. Отмечу, что все возможности для развития прямых контактов между нашими странами, равно как и между двумя берегами Днестра, есть. И Кишиневу не стоит зацикливаться на евросоюзной тематике.
- В январе этого года в Казахстане была предпринята попытка госпереворота — именно так охарактеризовали массовые беспорядки в ряде городов страны власти республики. На ваш взгляд, насколько велики риски, что подобные попытки могут произойти в других постсоветских республиках?
- Прежде всего надо отметить своевременные и оперативные решения стран ОДКБ, которые по запросу президента К.-Ж. Токаева направили свои подразделения в Казахстан, чтобы блокировать кровопролитие. Это очень помогло разрешению кризиса в республике. ОДКБ доказала свою востребованность и дееспособность, действиям сил Организации можно дать только самые высокие оценки.
Если говорить о системных причинах, по которым происходят кризисы, подобные казахстанскому, то, на мой взгляд, создание клановых группировок внутри государства всегда чревато обострениями политической ситуации. И январские события в Казахстане — хороший урок для всех постсоветских республик, особенно государств Центральной Азии. Думаю, все необходимые выводы сделаны. Подчеркну, что у нас с Казахстаном — крепкие, союзные отношения, и происшедшее никоим образом не повлияет на них.
- 10 февраля в нашей стране отмечается День дипломатического работника. Какими качествами должен обладать дипломат в современном мире, чтобы достойно и профессионально выполнять свою непростую миссию?
- Первое — он должен быть образованным и умным человеком. Не менее важно — он должен уметь результативно общаться с коллегами — вести переговоры, стремиться к реальным договоренностям. Проще говоря, он должен быть по-человечески интересен. Думаю, в нашей российской дипслужбе таких людей большинство. И наш главный дипломат Сергей Лавров обладает этими качествами сполна.
Также важнейшим, на мой взгляд, качеством современного дипломата должна быть специализация. Он должен превосходно знать регион, в котором работает, или глобальную проблему, на которой специализируется. Именно доскональное понимание мировых проблем и проблем конкретного региона делает нашу дипломатию дипломатией мирового уровня, способной четко и своевременно выполнять задачи, которые ставит перед ней Президент России.
- Известно, что дипломаты обладают немалым чувством юмора. А один из прекрасных способов завязать или поддержать беседу — рассказать смешную историю, анекдот. Могли бы поделиться своим любимым «дипломатическим» анекдотом?
- Хочу рассказать не анекдот, а реальный исторический случай. Один из бывших руководителей советского МИД Г.М. Корниенко как-то рассказал нам о подготовке первого послания генерального секретаря ЦК КПСС президенту США. До этого такая практика отсутствовала. Это послание мидовские американисты готовили целый день, и вечером Г.М. Корниенко пошел докладывать проект А.А. Громыко. Коллектив авторов нервно ждал его возвращения и, когда он, наконец, появился, его спросили: «Сильно правил?» «Нет, — ответил Георгий Маркович, — вычеркнул лишь одну строку — «Искренне ваш», сказав при этом: «Слишком цинично». Требователен был А.А. Громыко.
Ещё материалы: Григорий Карасин, Сергей Лавров