Госдума рассматривает в первом чтении проект бюджета на следующую трехлетку
«Коммуналка», здравоохранение, наука, социальная сфера будут профинансированы в большем объеме, чем в текущем году
«Единая Россия» поддержала принятие в первом чтении проекта бюджета на следующую трехлетку на собрании фракции 23 октября. Все перераспределения бюджетных средств при реализации национальных проектов в следующие три года будут происходить под непосредственным парламентских контролем, который будет законодательно закреплен Госдумой ко второму чтению проекта федерального бюджета. По мнению спикера Госдумы Вячеслава Володина, эта мера поможет эффективней и оперативней использовать бюджетные средства, не позволяя им «зависнуть» из-за технических трудностей при выполнении задач, поставленных президентом России Владимиром Путиным в майском указе 2018 года.
Бюджет развития
Проект федерального бюджета на следующие три года будут принимать в первом чтении 24 октября, но, судя по активности депутатов-единороссов, которые участвовали в обсуждении главного документа страны вечером 23 октября на собрании фракции, складывалось впечатление, что принимают его уже сейчас.
Точно и по существу председатель Госдумы Вячеслав Володин рассказал о преимуществах представленного Правительством документа в сравнении с его предшественниками. Во-первых, он профицитный — почти на 2 трлн рублей доходная часть превышает расходную. Во-вторых, в его обсуждении в этом году принимали участие все 25 думских комитетов, из которых 18 высказали свои предложения ко второму чтению.
«Это однозначно бюджет развития, — сказал Володин. — Он имеет большой запас возможностей. Те разделы бюджета, которые для нас крайне важны — ЖКХ, здравоохранение, наука, социальная сфера — будут профинансированы в большем объеме, чем в текущем году. По своим целеполаганиям бюджет должен стать основой для реализации задач, поставленных в Послании Президента России Федеральному Собранию».
Для более эффективной работы всех бюджетных шестеренок председатель палаты предложил депутатам проанализировать документ, «чтобы нацпроекты были подкреплены финансированием». Речь идет о больших ресурсах, заметил он, ввиду чего необходимо понимать, что важен не только сам по себе беспрецедентный объем средств, но и то как эффективно они будут расходоваться.
«Принять бюджет важно, но важно еще, чтобы он был эффективно реализован, — подчеркнул Володин. — С принятием бюджета наша работа с ним не заканчивается. Важен контроль финансирования нацпроектов со стороны депутатов при работе непосредственно на местах с избирателями. Поэтому правильно будет обсудить проект бюджета с избирателями в рамках региональной недели».
Он также напомнил, что проект представленного кабмином бюджета дает реальную возможность финансировать выполнение важных социально значимых задач. При этом важно, считает спикер, чтобы профильные комитеты взяли под свой контроль реализацию госпрограмм с тем, «чтобы депутаты смогли обеспечить их прозрачность и эффективность».
Вячеслав Володин в качестве позитивного сдвига в сторону от нефтяной иглы отметил, что структура представленного бюджета на более чем 50 процентов сформирована за счет не нефтегазовых доходов.
«Но это не значит, что все проблемы решены, — уточнил он. — Нет, они остаются, более того, все внешние вызовы требуют нашей концентрации для их преодоления. Хотелось бы чтобы каждый понимал, что сегодня от него зависит многое».
Учитывая, что реализация нацпроектов предполагает серьезную региональную компоненту, а еще не каждый субъект предоставил свои предложения по участию в них, было бы правильно закрепить за кабмином право оперативно перераспределять финансы с одного нацпроекта на другой. Володин убежден, что мера поможет эффективнее расходовать бюджетные средства.
Разумеется, все перераспределения средств внутри бюджета Правительство сможет осуществить только после согласования с трехсторонней комиссией, добавил спикер.
«И это положение об обязательном рассмотрении на трехсторонней комиссии будет предложено ко второму чтению в виде поправки, то есть, станет обязательным элементом бюджетного процесса», — заключил председатель Госдумы.
Хорошего много не бывает
Представляя единороссам параметры бюджета на будущие три года, первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов отметил, что, в принципе, Правительство готово представить бюджет и на всю шестилетку, вплоть до 2024 года.
«Мы уже спланировали бюджетные ресурсы на шесть лет и если бы законодательство позволяло, мы бы его представили», — пояснил министр, согласившись с тем, что этот бюджет серьезно отличается от предыдущих и действительно является бюджетом развития. Все внимание в нем фокусируется на росте экономики, без которого невозможно будет войти в пятерку экономически развитых стран и добиться выполнения социальных задач — роста пенсий выше уровня инфляции, зарплат и увеличения продолжительности жизни.
Чтобы все получилось, в рамах национальных целей развития страны Правительство разработало нацпроекты, которые являются основными инструментами их реализации. Именно благодаря им будут созданы условия и стимулы для бизнеса и создания новых производств. Этому поспособствует и фискальная стабильность: все налоговые правила принятые в этом году, не будут меняться в течении шести лет.
На выполнение поставленных президентом задач не повлияют ни внешние колебания цен на энергоносители, ни санкционная активность западных «друзей». А компенсировать возможные потери от неблагоприятных факторов поможет подушка безопасности — Фонд национального благосостояния, объем которого к 2023 году превысит 14 трлн рублей, а к концу 2019 года достигнет «критической» отметки в 7 процентов от уровня ВВП, что позволит направлять сверхнефтедоходы на реализацию крупных инфраструктурных проектов.
Этому поспособствует и Фонд развития, в который за шесть предстоящих лет планируется привлечь 3,6 трлн рублей. В целом же, за эти годы на нацпроекты Правительство планирует потратить из бюджета 14 трлн рублей, при этом восемь из них будут освоены уже в течение первой трехлетки.
Деньги пойдут на крупные инфраструктурные проекты (1,4 трын рублей), безопасные и качественные дороги (430 млрд рублей), цифровизацию экономики (1 трлн рублей), а также на продвижение наших товаров на зарубежных рынках. Для этого кабмин намерен стимулировать предприятия через льготные кредиты и экспортные гарантии.
В здравоохранении в следующие три года упор будет делаться на увеличении продолжительности жизни, для чего предполагается серьезно модернизировать онкологические центры и центры по лечению сердечно-сосудистых заболеваний.
Снижать уровень бедности решено за счет увеличения уровня пенсионного обеспечения темпами выше инфляции и роста зарплат. В бюджете также заложены деньги на улучшение жилищных условий 5 млн семей ежегодно. Для этого предлагается сделать упор на льготные условия по ипотеке, а также на программу переселения, на которую в проекте бюджета предусмотрено 106 млрд рублей.
И хоть сами по себе нацпроекты в описательной части хороши, но для того, чтобы они по-настоящему заработали, требуется тотальный контроль, убежден Силуанов. Для этого Минфин сегодня разрабатывает уникальную систему мониторинга реализации своих планов.
«Начиная от чертежа и заканчивая сдачей объекта. Мониторинг будет вести как Правительство так и Госдума. Парламентский контроль важен для решения задач поставленных президентом», — подчеркнул министр.
Важный взгляд со стороны и изнутри
Глава Счетной палаты Алексей Кудрин заметил, что это первый бюджет, когда он его не защищает перед депутатами в качестве министра, а дает стороннюю взвешенную оценку. При этом в нынешнем своем качестве он считает необходимым больше информировать парламентариев по наиболее острым вопросам, связанным с бюджетом.
В части бюджетного анализа, убежден Кудрин, настала пора переходить от технических замечаний к политическим, то есть таким, которые бы давали возможность понять, как израсходованные деньги повлияли на достижение конкретной поставленной цели.
«Дело в том, что не все расходы одинаково влияют на достижение цели», — уточнил он, предложив разработать для определения результативности исполнения бюджета специальные методики анализа.
Впрочем, ни один анализ не отменяет мер иституционального характера для решения всех вопросов со структурными реформами.
«Чтобы больше было доверия у инвесторов и меньше барьеров на пути инвестиций, которые в планах кабмина довести до показателя 25% от уровня ВВП в 2024 году», — пояснил Кудрин.
Он также отметил в качестве реального позитивного сдвига, наличие у кабмина плана по трансформации делового климата в стране. Также его одобрения заслужили прописанные в бюджете национальные цели и национальные проекты, которые «сильно обновляют всю бюджетную политику на следующую трехлетку».
Сомнения же главы Счетной палаты касаются лишь того, что в бюджете не хватает поддержки образования, которое, в конце концов влияет и на повышение производительности труда и на рост экономики.
«Второе — я бы добавил бы денег на инфраструктуру. Чтобы добиться высоких темпов экономического роста, требуется больше ресурсов на эту статью», — сказал он.
В свою очередь глава бюджетного комитета Андрей Макаров после насыщенной предыдущей недели, когда на заседаниях комитета были рассмотрены все 38 госпрограмм, признался, что такой тщательной проработки проекта бюджета, как в этом году, он не помнит.
Однако же, при всех положительных свойствах правительственных инициатив члены комитета абсолютно не увидели сопряжения целей программ и нацпроектов. Поэтому их придется дорабатывать позже, до 1 апреля будущего года.
При этом депутат согласился с Вячеславом Володиным, что парламентский контроль для доработки госпрограмм должен быть постоянным на протяжении всего цикла их реализации, а все вопросы перераспределения средств из одного проекта в другой должны быть согласованы на трехсторонней комиссии.