Госдума приняла закон об электронном голосовании
Тема: Пленарное заседание Госдумы 11 марта 2022 года
Законопроект: № 40921-8
В законодательстве могут закрепить единые принципы проведения онлайн-выборов любого уровня. Такой закон (№40921-8) депутатов Дмитрия Вяткина и Дмитрия Ламейкина («Единая Россия») приняли в Госдуме на пленарном заседании 11 марта.
Согласно документу, дистанционное электронное голосование (ДЭГ) может проводиться только с использованием государственной автоматизированной системы (ГАС) «Выборы» или других систем, в том числе и региональных, прошедших сертификацию и отвечающих требованиям Центризбиркома.
«Суть законопроекта предельно простая — дать дополнительную возможность нашим согражданам реализовать свое активное избирательное право», — сказал Вяткин.
Большая часть возражений коллег-депутатов из других фракций по законопроекту, по его словам, связана в первую очередь с недовольством и неудовлетворенностью результатами голосования на конкретных округах в конкретных регионах. «…Смею предположить, что если бы для оппонентов данного законопроекта результаты были иные, то и отношение к дистанционному голосованию было бы совершенно иным», — сказал депутат.
Технический прогресс стремительно входит в нашу жизнь, и не использовать его плоды, тем более позитивные, было бы неразумно, считает он. «Система ДЭГ позволяет реализовать человеку свое конституционное право голосовать, избирать где бы он ни находился», — сказал Вяткин.
Закон закрепляет обязательное прохождение процедур идентификации, аутентификации и подтверждения личности для голосующих в таких системах. Процедура должна обеспечить анонимность голосов, их шифрование в ходе выборов и расшифрование после их завершения.
Для участия в электронном голосовании, исходя из документа, избиратели должны будут подать заявление, которое затем пройдет проверку и сопоставление с данными регистра избирателей. После этого сформируются списки участников онлайн-голосования.
На специальном интернет-портале участник пройдет идентификацию, аутентификацию и подтверждение личности. На следующем этапе процедуры онлайн-голосования предлагается анонимизировать личность избирателя — только после этого он получит доступ к электронному бюллетеню.
После поступления анонимного голоса в систему данные должны зашифровываться и сохраняться в таком виде в базе до завершения голосования. Для зашифрования и расшифрования предназначены отдельные ключи. Всё это позволит обеспечить невозможность установления связи между персональными данными избирателя, участника референдума и результатом его волеизъявления, полагают авторы. В документе также говорится о необходимости сохранять результаты выборов неизменными.
При подготовке ко второму чтению, как сообщал Вяткин, были внесены корреспондирующие изменения в целый ряд законодательных актов, которые напрямую вытекают как из опыта проведения ДЭГ, так и иных форм голосования во время избирательных кампаний 2021 года и предыдущих лет.
Изменился порядок назначения членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса. Выдвигаемые по спискам кандидаты или партии при проведении федеральных выборов смогут назначать только одного члена ЦИК и одного члена регионального избиркома с правом совещательного голоса. А при проведении выборов в органы власти субъекта РФ — только в региональную комиссию.
Наблюдатели смогут назначаться в каждую участковую, территориальную и окружную комиссии. Партии и кандидаты смогут назначать до трех наблюдателей (сейчас только до двух). Кроме того, бывшие главы регионов, отрешенные от должности Президентом РФ, в течение пяти лет после соответствующего указа не могут выдвигаться кандидатами на этот пост ни в одном субъекте РФ.
Для оптимизации структуры избирательных комиссий и расходов, связанных с проведением единого дня голосования на территории нашей страны, предложено упразднить избирательные комиссии муниципальных образований и укрупнить избирательные участки, ранее заявил Вяткин.
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в ноябре.