Госдума направила Председателю Правительства обращение по вопросам реализации нацпроектов
Тема: Пленарное заседание Госдумы 14 марта
Государственная Дума на пленарном заседании 14 марта приняла постановление об обращении к председателю Правительства Дмитрию Медведеву по вопросам реализации национальных проектов и государственных программ. Решение было принято после соответствующего предложения председателя палаты Вячеслава Володина.
Так спикер отреагировал на выступление главы Комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова по поводу сложностей с реализацией нацпроектов, когда средства федерального и региональных бюджетов лежат без движения на счетах казначейства, вместо того чтобы использоваться для выполнения задач президента. Володин поручил комитету подготовить текст проекта постановления.
«Уважаемый Дмитрий Анатольевич, Государственная Дума просит Вас дать необходимые поручения федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти по скорейшей организации совместной работы с субъектами Российской Федерации, чтобы те огромные средства, которые были изысканы Правительством для реализации национальных проектов, могли быть незамедлительно использованы, а также возможность использовать собственные средства регионов при гарантии сохранения общего уровня софинансирования с возможностью последующего возмещения из федерального бюджета», — сказано в документе.
Там также уточняется, что депутаты просят дать поручение о проработке изменений нормативной базы в части финансирования мероприятий национальных проектов с точки зрения подготовки к следующему бюджетному циклу.
В тексте сказано, что на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов предусмотрен значительный объём средств на реализацию национальных проектов и предоставление межбюджетных трансфертов регионам. Так, субсидии бюджетам субъектов утверждены в объёме 617 млрд рублей.
Однако, по данным Федерального казначейства, по состоянию на 12 марта 2019 года субъектам Российской Федерации перечислены субсидии в объёме около 10 млрд рублей, что составляет 1,6 процента от общего объёма выделенных средств.
«До настоящего времени огромные средства просто лежат на казначейских счетах вместо того, чтобы они были использованы для финансирования мероприятий национальных проектов. При этом для заключения контракта по конкурсу требуется до двух месяцев. Реальное подписание контракта по итогам конкурса и начало работы в лучшем случае происходят в мае — июне. Сложился стереотип, что процедура заключения государственных контрактов может начаться после предоставления межбюджетных трансфертов на основании заключенных соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, если нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, устанавливающими порядок их предоставления, не предусмотрено заключение таких соглашений», — сказано в документе.
Вместе с тем в соответствии со статьей 132 Бюджетного кодекса распределение субсидий бюджетам регионов на очередной финансовый год и плановый период устанавливается законом о федеральном бюджете.
Минфин в течение пяти рабочих дней со дня утверждения законом о федеральном бюджете либо актом президента или Правительства о распределении межбюджетного трансферта направляет уведомление о предоставлении трансферта финансовому органу субъекта Российской Федерации.
А в соответствии со статьей 217 Бюджетного кодекса на основании полученного уведомления о предоставлении межбюджетного трансферта могут быть внесены изменения в сводную бюджетную роспись регионального бюджета и в лимиты бюджетных обязательств региона.
«В связи с вышеизложенным субъект Российской Федерации вправе осуществлять начало конкурсных процедур на основании сформированных лимитов бюджетных обязательств до заключения соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета непосредственно после утверждения регионального бюджета, то есть уже в декабре соответствующего года», — уточняется в Постановлении.
В нём также говорится, что любой регион вправе направить на оплату контрактов собственные средства, которые будут возмещены после проверки Федеральным казначейством документов, подтверждающих осуществление расходов бюджета субъекта Российской Федерации.
«Необходимо отметить, что дополнительные доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации по итогам 2018 года составили 1712,0 млрд рублей. Доходы региональных бюджетов за первые два месяца 2019 года превысили доходы за аналогичный период 2018 года на 14,3 процента. По состоянию на 1 марта 2019 года свободные остатки на счетах субъектов Российской Федерации составили 1961,2 млрд рублей», — отмечается в документе.