Заголовок этого очерка мне подсказал… адмирал Степан Макаров. Вернувшись из многотрудного и смертельно опасного плавания на первом в мире ледоколе, построенном по его замыслам для освоения кратчайшего пути из европейской части Российской империи к ее тихоокеанским рубежам, он выпустил объемистый том «Ермак» во льдах». В книге этой повествовалось не только о первом в своем роде путешествии, но и о том, как автору виделось недалекое будущее северных окраин России, представлявшихся многим его современникам страной беспросветных ночей, вечных льдов, что никогда не сделает их пригодными, а тем более выгодными для освоения. На страницах этого, так сказать, географо-кораблестроительного труда он и оставил как провидческую, так и афористичную фразу: «Простой взгляд на карту России показывает, что она своим главным фасадом выходит на Ледовитый океан».
Евстигнеев Алексей Витальевич.
Адмирал С.О. Макаров. 1993. Холст. Масло
|
Презрев угрюмый рок…
Смелость макаровского высказывания для той эпохи иначе как поразительной не назовешь. Конечно, необходимость выхода страны в арктические моря обосновывал еще Ломоносов: «Россия имея Северный Океан лежащей при берегах себе подданных, и по большей части исследованных и описанных, за однем только льдом и стужею не продолжает своих важных и преславных, дабы достигнуть восточным, где только от неприятелей безопасна. Но и свои поселения, и свой флот найдет» (орфография и пунктуация оригинала. — Авт.).
Некоторая архаичность языка ломоносовской эпохи не в силах скрыть смысла тезиса, высказанного великим потомком поморов в «Кратком описании разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию», созданном в 1763 году. В стихах же Михаил Васильевич был более изящен хотя и не избежал вполне простительной для поэзии XVIII века тяжеловесности:
«Сам лед, что кажется толь грозен и ужасен,
От оных лютых бед даст ход нам безопасен.
Колумбы Росские, презрев угрюмый рок,
Меж льдами новый путь отворят на Восток».
Чуть больше 10 лет прошло после завершения Великой Северной экспедиции, известной под наименованием «Вторая Камчатская экспедиция» Витуса Беринга. Размах ее был воистину уникален. Несколько автономно странствовавших отрядов, претерпев немыслимые тяготы и лишения, исследовали необозримые просторы Евразии до самой Камчатки. Ломоносов с ее материалами был хорошо знаком и потому смело мог заявлять об исследованности и описанности «большей части» северных владений. Однако на продолжение предприятий такого рода в империи явно не хватало сил и средств. Арктические, как, впрочем, и другие дальние экспедиции, оказались отложенными на несколько десятилетий. Хотя поморы Русского Севера уже давным-давно освоили окрестные моря, не считая чем-то особенным зимовки на Груманте, как русские именовали Шпицберген, и даже на Новой Земле. Не были недосягаемыми и устья великих сибирских рек. Притом первые из этих ни с чем не сравнимым по героизму походов, вполне возможно, могут быть датированы… еще первыми веками второго тысячелетия новой эры.
Около трех десятилетий назад, работая на Камчатке, я заехал на Ушковское озеро, где уже не первый год вела раскопки археологическая экспедиция члена-корреспондента АН СССР Николая Николаевича Дикова. Еще в палеолите здесь обитали, охотясь на мамонтов и рыболовствуя, древние племена, перебравшиеся позднее по существовавшему между Азией и Америкой сухопутному мосту в Новый Свет и ставшие таким образом предками кое-каких индейских племен. Так вот, Николай Николаевич показал мне загадочное фото, запечатлевшее одну из находок на реке Анадырь. Никакого отношения к палеолиту она не имела, зато очень похожа была на кресала, с помощью которых добывали огонь во времена Киевской Руси и новгородских ушкуйников.
- Прибрежные слои, в которых мы это обнаружили, — сказал Диков, — относятся примерно к XI-XII столетиям. И ведь совсем немудрено представить, что некая ватага данников Ярослава Мудрого добралась до Чукотки! В принципе это могло произойти. Я консультировался с климатологами, и те подтвердили, что в тот период льды отступали на север, океан приоткрывался, а суда для морских походов в то время на Руси уже были. Но основывать такую версию на одной-единственной находке все же нельзя…
Стерляжьи консервы и бульон из сапога
…Вернувшись к заочному диалогу Ломоносова и Макарова, нетрудно подметить, что первый смотрел на Арктику с точки зрения чего-то типа современной геополитики, а второй ближе к позиции тоже современного прагматичного бизнесмена. Осуществись их мечты и прогнозы чуть пораньше, чем это произошло на самом деле, и вся история России могла сложиться по-иному. Вспомним злосчастную Русско-японскую войну. Когда решено было направить во Владивосток эскадру с Балтики, звучали предложения рискнуть и попытаться пройти в Тихий океан полярными морями. В случае успеха японцы никак не смогли бы перехватить наши корабли на подступах к Владивостоку, а значит, удалось бы избежать и цусимской катастрофы. Конечно, одного только ледокола «Ермак» для подобной проводки могло бы и не хватить. Других подобных судов не было, и эскадру отправили вокруг Азии южным путем со всеми хорошо известными последствиями.
…Но альтернативная история все же удел фантазеров, а что касается долгосрочного и перспективного освоения Арктики, то адмирал и академик ничуть не ошиблись, прогнозируя выгоды. Между прочим, ни тот ни другой практически не затрагивал вопроса о богатствах арктических и субарктических недр — время для этого еще не пришло. Зато Степан Осипович Макаров размышлял о том, что хорошо бы наладить выпуск стерляжьих консервов, и просчитал, сколько же тысяч пудов мяса можно вывозить из Сибири при освоении морского пути от Лены и Енисея до европейских портов.
Однако… консервы из стерляди или из говядины требуют олова, а его-то у нас и не хватало. В известном романе Олега Куваева «Территория» упоминается, что дефицит олова был столь острым, что приходилось извлекать этот металл из старых консервных жестянок. А войну нельзя выиграть не только без патронов или снарядов, войну не выиграть без продовольствия для армии, а значит, без консервов. Спасительное олово, а если точнее, касситерит, из которого его выплавляют, пришло как раз с северо-востока. Про колымское и чукотское золото я уже и не говорю. А это лишь одно из сокровищ, ставших доступным благодаря предвидениям Ломоносова, Макарова и многих других не знаменитых, а часто оставшихся для истории безымянными героев Арктики.
Сошлюсь на мнение Ивана Александровича Гончарова: «Вы знаете, что были и есть люди, которые подходили близко к полюсам, — записал он в своем дорожном дневнике, добираясь после плавания на фрегате «Паллада» с Дальнего Востока в Санкт-Петербург, — обошли берег Ледовитого моря и Северной Америки, проникали в безлюдные места, питались иногда бульоном из собственных сапог, дрались со зверями, со стихией — все это герои, которых имена мы знаем наизусть и будет знать потомство, печатаем книги о них, рисуем с них портреты и делаем бюсты… Но все они ходили за славой. А кто знает имена многих и многих титулярных и надворных советников, коллежских асессоров, поручиков и майоров, которые каждый год ездят в непроходимые пустыни, к берегам Ледовитого океана, спят при 40 градусах мороза на снегу — и все это по казенной надобности. Портретов их нет, книг о них не пишут, даже в формуляре будет сказано глухо: «Исполняли поручения начальства».
Рекордсмены поневоле
Печальную сентенцию автора «Обломова», увы, не опровергнуть. Но в куда более поздние времена совсем нередко бывало и так, что награда вовремя находила своих обладателей.
…Они искали звезды, чтобы сверить координаты, но облака зачернили полярное небо. Не больше градуса, какие-то шестьдесят миль разделяли ледокольный пароход «Георгий Седов» и спасательную экспедицию на ледоколе «И. Сталин». Наконец, боцман Дмитрий Буторин увидел на юго-востоке бледные сполохи. Но только к полудню, такому же темному, как и утро, капитан «Георгия Седова» Константин Бадигин убедился: вдали не случайная зарница, а луч прожектора. Шли восемьсот вторые сутки дрейфа в арктических пустынях. Оставалось еще десять дней ледового плена.
Впереди были объятия на палубе ледокола-спасателя — праздничная встреча на Белорусском вокзале в Москве, тучи приветственных листовок, осыпавших улицу Горького, прием в Кремле и золотые звезды Героев Советского Союза, которые вручил всем пятнадцати седовцам «всесоюзный староста» Михаил Калинин.
- ..А тогда, знаете, на радость ни сил, ни времени не оставалось. Столько дел! В дрейфе мы пароход полностью законсервировали, а теперь за считаные дни предстояло оживить машины, все проверить, исправить. Со спасателя Иван Дмитриевич Папанин передавал: «Не тревожьтесь, своих механиков пришлем, все наладят». Да кто у нас на это согласился бы!
Этот мой разговор со вторым механиком «Георгия Седова» Сергеем Дмитриевичем Токаревым состоялся в 1985 году, когда отмечалось сорокапятилетие окончания уникальной экспедиции. Дрейф для него и для Константина Бадигина начался на ледоколе «Садко». Высокоширотная экспедиция на его борту изучала море Лаптевых. Одной из задач были поиски таинственной «Земли Санникова». Земли этой они не нашли, а льды той студеной арктической осенью 1937 года придвинулись к побережью неожиданно рано. Три ледокольных парохода — «Георгий Седов», «Малыгин» и «Садко» — зазимовали вместе. Их так и прозвали потом — «Город трех кораблей». Весной самолеты вывезли на материк пассажиров и больных.
Арктические зимовки не бывают легкими, но «Георгию Седову» не повезло особенно. Сжатие льдов искалечило руль. Когда летом на выручку прорвался сквозь льды знаменитый «Ермак», «Малыгин» и «Садко» смогли своим ходом уйти в свой порт, а третий корабль оказался без управления. Попытки буксировать его не удались. Промедление грозило тем, что в западню угодят уже все четыре судна. Все, кто не мог уже по здоровью оставаться в Арктике, перешли на другие борта. Их сменили добровольцы с «Ермака».
Дрейф «Георгия Седова» в любом случае вошел бы в историю покорения Арктики. Но пятнадцать его участников не просто выживали, ожидая избавления, они стали первыми исследователями никем не изученных прежде замерзших просторов и водной толщи под ними. Они наблюдали и фиксировали изменения магнитного поля и поведение льдов. Трос для измерения глубин пришлось плести самим. На прочность его проверяли, цепляя мешки с мукой, благо вес их был известен. Будку для метеоприборов тоже пришлось изготовлять на борту, пользуясь консультациями с Большой земли. Они и учились в плавании, на досуг времени не хватало.
…Пароход вмерз в огромное ледовое поле. За лето льдина подтаяла. Стоило льдам надавить, как «Георгий Седов» резко накренился, потом еще и еще раз. Под водой оказалось отливное отверстие запасного холодильника. В машинное отделение хлынула океанская вода. Изнутри ликвидировать течь не удавалось. Машины бездействовали, паровую помпу запустить было невозможно. Каждый час, по словам Токарева, океан вгонял 35-40 тонн воды. Откачивать вручную успевали не больше одной четвертой этого потопа.
- Мы с машинистом Николаем Шарыповым подошли к капитану, попросили разрешения спуститься за борт. Водолазные костюмы надевать времени не было. Ныряли в ватниках, — рассказывал мне Токарев. — Ладно еще, что телогрейки сразу обледенели, мы будто чешуей покрылись.
По очереди они уходили в прогалину. Крен стал критическим, стоило льдам сомкнуться и убийственный поток уже не остановить. О том, что станется с ними, если подвижка застанет кого-то у борта, задумались потом. Через двадцать минут первый комок промасленной пакли удалось втолкнуть в отверстие. Поток воды ослаб, можно было продержаться, пока не будут подняты пары в котлах.
…Я рассказал Сергею Дмитриевичу, как в детстве изрезал руки, пытаясь сделать из стеклянной банки ламповое стекло по методу седовцев.
- Что вы, — засмеялся он, — у нас тоже не сразу вышло. Механики срезали днище обломками напильников, потом стали обматывать ниткой, смачивали в бензине, поджигали — и в воду… Камельки научились делать, швейные иглы. Дрейф же случайным выдался, не готовились к нему, не ждали.
За 85-й параллелью они провели 296 суток. Дрейфующая станция «Северный полюс-1» — 146 дней. Нансеновский «Фрам» — 121 день. За 86-й широтой зимовщики поневоле задержались на 131 день, на восемь больше «СП-1». Нансену же так высоко на север подняться вообще не удалось. Практически «Георгию Седову» довелось стать дрейфующей станцией, оставившей позади 6100 километров от моря Лаптевых до Гренландского моря.
P.S. На прощанье с темой — взгляд на те просторы, куда выходит наш исполинский фасад. Принадлежит архангелогородцу Степану Писахову: «Яркий звонкий юг мне кажется праздником шумным — ярмаркой с плясками, выкриками — звонкий праздник! Север (Арктика) — строгий, светлый огромнейший кафедрал. Простор напоен стройным песнопением… Для меня Арктика — утро Земли. Жизнь на Земле только что начинается. Там теряется мысль о благах обычных, так загораживающих наше мышление… Солнце наполняет светом радости.
Север своей красотой венчает земной шар…»
Олег Дзюба
Палатка первой в мире дрейфующей станции «СП-1»