Геннадий Семигин: К разработке закона об основах национальной политики мы уже приступили
По словам депутата, проект документа представят на рассмотрение Госдумы в ближайшей перспективе
Только за период специальной военной операции Запад потратил более 170 миллионов долларов на подрыв межнационального мира в России. Кто и зачем пытается раскачать нашу страну изнутри? Почему государственная национальная политика нуждается в обновлении? Какие проблемы существуют в сфере регулирования миграции? На эти и другие вопросы отвечает председатель Комитета Госдумы по делам национальностей Геннадий Семигин.
- Геннадий Юрьевич, как вы оцениваете уровень межнациональных отношений в стране и эффективность национальной политики?
- Россия — страна лидер по уровню развития и стабильности межнациональных отношений. Этот факт признают сегодня даже наши противники на Западе. Хотя многонациональность России всегда воспринималась ими как слабость, как фактор, способный при «правильном» использовании запустить центробежные силы и привести к развалу, распаду страны.
Для многих по-прежнему остается загадкой единство нашего многонационального народа, так же как и рекордный уровень консолидации общества, достигнутый за непростой для страны период ведения специальной военной операции. Вдумайтесь, сегодня уровень общероссийской гражданской идентичности составляет более 94%.
Можно ли говорить, что это только лишь результат проводимой в стране национальной политики? Я бы воздержался от однозначного ответа. Безусловно, последние десять лет реализации Стратегии государственной национальной политики и повышенное внимание руководства страны к этой теме сыграло свою очевидно положительную роль. Выстроена целая система и инфраструктура национальной политики. А потому сфера межнациональных отношений оказалась одной из немногих, которая в условиях СВО показала внушительный запас прочности, столкнувшись с серией целенаправленных ударов и диверсий.
Однако в том, что растет уровень консолидации граждан, нельзя не увидеть и другую причину. Во все самые сложные периоды истории наш народ объединялся, забывались прошлые обиды, претензии, и перед лицом общего врага мы были единым, а потому непобедимым, целым. Так происходит и сегодня. Но это не повод расслабляться и смотреть на межнациональные отношения как второстепенные и незначимые. Наоборот, именно к задачам государства в выстраивании крепкого фундамента межнациональных отношений, профилактике конфликтов должно быть сегодня приковано самое серьезное внимание.
- Осенью 2021 года вы предложили обновить государственную национальную политику в России. Чем была вызвана такая инициатива и как она была воспринята?
- Осень 2021 года была периодом подготовки к большим мероприятиям, запланированным в связи с первым юбилеем образования Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям и реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации.
Уже тогда стало понятно, что ограничиваться подведением итогов десятилетней работы, глубоко не анализируя и не намечая перспективы и новые задачи, значит, почивать на лаврах и не видеть возрастающих рисков и угроз для сферы межнациональных отношений. Некоторые чиновники до недавнего времени так и делали. Не буду конкретизировать, но я не раз слышал из уст управленцев самого разного уровня, что с национальной политикой у нас все в порядке, а значит, обострять и говорить о необходимости усиления или расширения работы на этом направлении излишне. Кроме того, в этой связи также часто высказывались опасения своими действиями нарушить «витринное» благополучие. Уже стало привычным слышать: «Не надо трогать такую тонкую материю, как межнациональные отношения, у нас все хорошо и без этого».
Именно тогда я заговорил о необходимости обновлять национальную политику. Еще не началась СВО, и критиков моей публично озвученной инициативы было немало. Однако многие из них были вынуждены согласиться с продуктивностью идеи обновления национальной политики уже в первые дни проведения СВО. С увеличением числа западных провокаций, направленных на разжигание межнациональных конфликтов, сталкивание представителей разных народов страны, сторонников обновления национальной политики становилось все больше и больше.
Вспомните, сколько было предпринято попыток разжечь костер межнациональной вражды разговорами о количестве мобилизованных той или иной национальности? А сколько мы услышали заявлений из-за границы от людей, взявших на себя даже не смелость, а откровенную наглость говорить от имени того или иного народа, проживающего в России? Все это технологии разжигания конфликтов, которые умело используют наши враги. Более того, уже подсчитано нашими спецслужбами, что Запад за этот период потратил более 170 млн долларов на подрыв межнационального мира в стране. Гигантскую финансовую и медийную подпитку получили откровенные сепаратисты и подстрекатели, а цели их простые — подтачивать страну изнутри, выводить в информационное поле тему «угнетенных народов», антиправительственную, а значит, и антироссийскую повестку.
Очевидно, что в реализуемой национальной политике мы должны иметь все средства и инструменты противостояния таким атакам.
Не могу не сказать, что оставшиеся сомнения скептиков и критиков обновления национальной политики рассеялись, когда президент на заседании Совета при президенте по межнациональным отношениям четко обозначил задачу корректировки Стратегии государственной национальной политики в связи с новыми рисками и угрозами межнациональному благополучию.
- Почему и зачем появился ваш документ «О национальной политике в Российской Федерации»?
- В течение нескольких месяцев мы вместе с коллегами, изучая и анализируя ход и итоги реализации национальной политики, подготовили фундаментальный документ. Каждый, кто с ним ознакомится, найдет ответ на вопрос, какие конкретные меры следует принимать, чтобы обеспечить межнациональный мир и согласие в нашей стране на десятилетия вперед.
И концентрировали мы свое внимание не столько на достигнутых к сегодняшнему моменту успехах, но прежде всего на недостатках, проблемах, потенциале, тех резервах национальной политики, которые были выявлены при глубоком и всестороннем анализе. Нашей целью было помочь обновить национальную политику с учетом всех современных процессов, вызовов и рисков, скорректировать цели и задачи таким образом, чтобы гарантировать достижение лучшего результата.
В том виде, в котором представлен наш документ, можно без ложной скромности говорить о его уникальности. Документ «О национальной политике в Российской Федерации» содержит 8 разделов. В каждом из них есть от 5 до 25 конкретных предложений, а также механизмов и новых элементов реализации национальной политики.
Уверен, документ может стать прообразом будущих корректировок в Стратегию государственной национальной политики, о которых говорил президент.
Ведь мы создавали этот документ не ради самого документа, наша цель — улучшить результаты принимаемых мер, дать максимально исчерпывающий список предложений по принятию безотлагательных решений в сфере реализации национальной политики.
- В этом документе есть целый ряд инициатив. Что значит обновление нормативно-правовой базы?
- Это один из самых значимых разделов документа. Вы спросите, почему?
Наш главный закон страны — Конституция Российской Федерации начинается со слов «Мы многонациональный народ России…». А значит, и все законодательство, нормативно-правовая база должна отражать интересы нашего многонационального народа, идти в ногу со временем и обеспечивать запросы граждан на сохранение языка, культуры, традиций, способствовать укреплению многонационального единства.
После принятия недавних изменений в Конституцию страны, появления указов президента, включая указ об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, большинство документов стратегического планирования в сфере реализации государственной национальной политики не были скорректированы. А между тем в таком обновлении нуждается не только Стратегия государственной национальной политики, но и Концепция миграционной политики Российской Федерации, Стратегия государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021—2030 годы, Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и другие документы, которые напрямую или косвенно затрагивают вопросы межнациональных отношений.
В обновлении этих документов должны учитываться и факторы вхождения в состав Российской Федерации новых субъектов, и новые условия и вызовы межнациональному благополучию, и новые экономические реалии. Кроме того, необходимо уделить особое внимание в реализации национальной политики задачам социально-экономического развития различных этнических групп, и в целом повышению уровня и качества жизни наших граждан.
Среди документов стратегического планирования сегодня нет утвержденной Концепции государственной языковой политики Российской Федерации. Президент дал поручение о подготовке соответствующей Концепции еще в 2020 году. Учитывая значимость языковой политики для такой многонациональной страны, как Россия, где функционирует более 200 языков и диалектов, более 70 из которых только в системе школьного образования, мы предлагаем и настаиваем на скорейшем принятии Концепции. Цели и задачи государственной политики в этой сфере должны быть очень четко поставлены и последовательно воплощены, поскольку напрямую влияют на межнациональные отношения в стране. Кроме того, мы предлагаем утвердить Концепцию языковой политики Российской Федерации указом президента. Это даст всем органам власти внятный сигнал — заниматься языковой политикой — одна из государственно значимых задач.
В документе «О национальной политике в Российской Федерации, помимо точечных изменений в законодательство по вопросам языковой политики, защиты прав КМНС, деятельности национально-культурных автономий и других, мы предлагаем также разработать и принять базовый федеральный закон для всей системы реализации национальной политики в стране.
К разработке федерального закона «Об основах государственной национальной политики» мы уже приступили совместно с ФАДН. У нас есть полное взаимопонимание по поводу крайней необходимости отраслевого законодательства. Более того, на мой взгляд, такой закон должен был быть принят еще 30 лет назад, но это время было потрачено на дискуссии о его целесообразности. Мы уже сейчас исправляем это упущение.
Думаю, уже в ближайшей перспективе мы представим проект закона на рассмотрение Государственной Думы.
- Зачем нужно, по вашим словам, под другим углом смотреть на систему управления, координации, планирования и мониторинга национальной политики? Разве сейчас созданная система не является оптимальной и эффективной?
- Долгие годы национальная политика в нашей стране реализовывалась, можно сказать, по инерции. Кардинальным поворотом в изменении такого подхода стало появление десять лет назад указа президента об образовании Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям и утверждение Стратегии государственной национальной политики.
Работа стала разворачиваться на системной основе. Появилось Федеральное агентство по делам национальностей, в региональных органах власти были созданы структурные подразделения, к полномочиям которых отнесены вопросы национальной политики. Начала действовать отдельная государственная программа, по которой идет финансирование. Созданы Дома дружбы и другие учреждения, ставшие центром притяжения не только для организаций этнокультурной направленности, но и для энтузиастов, интересующихся бытом, традициями, культурой народов страны.
И вроде бы можно было говорить о том, что система оптимальна, но я бы не стал утверждать, что и эту систему нельзя и дальше совершенствовать.
Сегодня есть очевидная тенденция сводить национальную политику к концертам, фестивалям, форумам, подменяя принятие необходимых конкретных мер культурными мероприятиями, пусть и бесспорно значимыми. При всем уважении к этой стороне реализации национальной политики, она не должна становиться единственной. Проходит то время, когда мы могли довольствоваться констатацией того, что у нас все хорошо, народы страны всегда жили и будут жить в мире и согласии, сейчас надо работать интенсивно и серьезно на межнациональное благополучие.
Что для этого необходимо? Наша самая главная задача — создать систему упреждения рисков и угроз в межнациональной сфере. И как раз эффективность упреждения должна стать одним из важных критериев в оценке работы по управлению, координации и планированию мероприятий государственной национальной политики.
К настоящему моменту внедрена государственная система мониторинга межнациональных отношений и раннего предупреждения межнациональных конфликтов. Но нужно уже сейчас включать в систему мониторинга новые сектора для анализа. Мы должны видеть и понимать, как, например, социально-экономические факторы и события могут порождать межнациональные противоречия? Где принятие того или иного закона может подогреть конфликт? Что происходит в случае недовольства результатами выборов? Мониторинг должен стать глубокой разведкой о состоянии межнациональных отношений и возникающих в этой сфере рисков. Иначе получается, что данные мониторинга просто фиксируют наличие тех или иных проблем, а власти работают уже только с их последствиями.
Да, система уже сейчас предупреждает, например, губернаторов: «посмотрите, в этой местности разгорается конфликт, есть проблема, давайте срочно сейчас ею займемся и предпримем какие-то меры в виде новых форм и методов работы». Но, как правило, прежде чем предпринимаются какие-то шаги, должен на всю страну разразиться скандал. Только тогда все начинают говорить о межнациональных отношениях. Такой подход надо искоренять и создавать полноценную систему упреждающих межнациональные противоречия мер. Мы должны сместить акцент в реализации национальной политики именно на эту сторону работы.
Именно поэтому систему управления, координации, планирования и контроля надо серьезным образом менять, начиная с федерального уровня и заканчивая региональным.
Отдельной темой является и повышение качества координации и планирования при реализации национальной политики, прежде всего на федеральном уровне. Для этого мы предлагаем создание Координационного совета по вопросам реализации национальной политики. Этот совет не будет подменять собою уже созданные структуры, такие как имеющий консультативные функции Совет при президенте по межнациональным отношениям или координирующие функции Межведомственная рабочая группа при Правительстве. Предлагаемый координационный совет призван повысить оперативность принятия согласованных со всеми ведомствами, занятыми в национальной политике, мер, и реализовать тот самый разворот в сторону принятия упреждающих мероприятий, о котором я говорю.
- Вы критически оценили федерально-региональную вертикаль власти, которая сегодня занимается вопросами реализации национальной политики в стране. Почему?
- Если мы с вами посмотрим внимательно на региональную вертикаль, то увидим, что национальные вопросы отнесены в некоторых субъектах к министерству культуры, где-то — информационной политики, в каких-то регионах — образования, молодежной политики и спорта. В общем, в этом нет единообразия, а значит, и понимания чрезвычайной важности тех задач, которые должны решаться в сфере национальной политики на региональном уровне.
Национальная политика не может быть частью других сфер управления. Ее значимость и роль должна быть подчеркнута в региональной структуре и системе.
Я уже упоминал, что наша Конституция начинается со слов «Мы многонациональный народ Российской Федерации». Нет ничего выше многонационального народа, которому принадлежит, кстати, вся полнота власти. Этим словам должно быть подтверждение в жизни нашего государства и в структуре и федеральных и региональных органов власти.
- Геннадий Юрьевич, недавно Государственная Дума на «правительственном часе» рассматривала вопрос о реализации государственной программы «Реализация государственной национальной политики». Что вы думаете об эффективности и результатах ее реализации?
- Мы не раз анализировали данную государственную программу на заседаниях Комитета по делам национальностей, выносили рекомендации по ее корректировке. Часть из них была учтена Федеральным агентством по делам национальностей, по другой продолжается наша совместная работа. При обсуждении было достаточно вопросов и по структуре программы, и по тем мероприятиям, которые предусмотрены государственной программой.
В целом депутаты оценили реализацию программы как удовлетворительную. Все отметили, что за последние годы улучшилось качество администрирования государственной программы. Но над эффективностью самой программы еще предстоит серьезно поработать.
По итогам «правительственного часа» Государственная Дума по предложению нашего комитета приняла постановление. В частности, в нем мы указали как положительные итоги реализации государственной программы, так и то, над чем и Правительству и Федеральному агентству по делам национальностей необходимо продолжать работу.
Постановление получилось объемным и содержательным. Были учтены все высказанные предложения руководителей фракций в Государственной Думе, комитетов Государственной Думы и депутатов, которые касались не только самой государственной программы, но и общих вопросов реализации национальной политики. Кроме того, мы предложили конкретные направления работы в новых субъектах Российской Федерации, увеличение объема финансирования работы по социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации и по ряду других направлений. Всем, кому интересны детали документа, предлагаю ознакомиться с текстом постановления на сайте Государственной Думы.
Так, Государственная Дума обратила внимание Правительства на необходимость значительного увеличения как в целом объема финансирования государственной программы, так и размера субсидий, которые выделяются регионам на реализацию мероприятий государственной национальной политики. Размер субсидий в некоторых регионах мизерный, так, для примера, Вологодская область получает минимальную субсидию в 314 тысяч рублей, Тюменская область — 613 тысяч. Что можно сделать на эти деньги? Да и сумма в 3 млрд на всю государственную программу также явно недостаточна.
Важно, что Комитету по делам национальностей совместно с Комитетом по контролю поручено проводить мониторинг реализации положений и рекомендаций, указанных в постановлении. Уверен, что такого рода парламентский контроль будет залогом своевременной корректировки государственной программы и повышения ее эффективности в будущем.
- Кстати, в процессе обсуждения на «правительственном часе» депутаты затронули острую проблему — миграционной политики в стране, к которой много претензий. Как вы оцениваете ее результаты?
- Специально на рассмотрение доклада руководителя Федерального агентства по делам национальностей Игоря Баринова была приглашена начальник Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Валентина Казакова. Надо понимать, что ФАДН обладает полномочиями только в вопросах социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан. А весь комплекс тем, связанных с миграцией, является в ведении МВД.
Накал обсуждения в Государственной Думе миграционной темы в контексте межнациональных отношений еще раз доказал, что наше общество крайне чувствительно относится к вопросам мигрантов. А это значит, что в миграционной политике надо многое менять. Важно, чтобы мы понимали: кто приглашает мигрантов? Кто их принимает и отвечает за них? Кого мы приглашаем, что это за специалисты и нужны ли они нашей стране? Как выстроена работа с детьми мигрантов в российских школах? Знают ли дети русский язык и как без знания языка возможно говорить о какой-либо интеграции? Как в целом строить работу по адаптации? Сегодня, по информации, которая была предоставлена в Комитет по делам национальностей Министерством просвещения, 450 тысяч детей иностранцев, приехавших с родителями в Россию, не посещают школ. Где находятся эти дети, чем они заняты?
На эти и многие другие вопросы необходимо дать четкий ответ.
Мы предлагаем в этой связи, наряду с обновлением Концепции миграционной политики, разработку нормативно-правовой основы работы по адаптации мигрантов. Пока она не создана, результата ждать не приходится. Будет ли это отдельный закон или эти задачи займут свое место в других законах — вопрос отдельный, но от того не менее безотлагательный.
Комитет глубоко погружен в тему адаптации и интеграции иностранных граждан. Мы проводили масштабный круглый стол по этим вопросам, в котором приняли участие представители 18 министерств и ведомств, подготовили более двух десятков рекомендаций. Так, на круглом столе, как и в ходе обсуждения на «правительственном часе», не раз была высказана идея о необходимости воссоздания единого центра управления миграционной политикой, который раньше был представлен в структуре Правительства Федеральной миграционной службой.
Процесс наведения порядка в сфере миграционной политики и социально-культурной адаптации затянулся, а проблемы накапливаются. В постановлении Государственной Думы эти проблемы и задачи также отражены, поэтому и держатся нами на особом контроле.
Читайте также:
• В России предлагают создать саморегулируемую организацию гастарбайтеров
- Геннадий Юрьевич, вы предложили рассматривать и реализовывать в комплексе новую систему: воспитание — язык — вера — образование — культура. Как это понимать и почему именно так?
- Гуманитарная сфера и вся сфера воспитания являются основополагающими для государства. Только они гарантируют передачу нашего великого духовного наследия подрастающему поколению граждан. Для многонационального государства — это и самый надежный механизм поддержания традиций дружбы и взаимопонимания, крепких и теплых межнациональных отношений на десятилетия вперед.
Но долгое время системы образования, воспитания, веры, языка, культуры привыкли рассматривать в отрыве друг от друга, будто бы не понимая их неразрывную связь и необходимый для страны синергетический эффект. Сегодня пора переходить к межотраслевой оценке усилий государства в воспитании, сохранении родных языков, основ религиозной и духовной культуры, образовании.
Сложно говорить о многонациональности, когда подрастающее поколение не мотивировано к изучению родного языка, невозможно говорить о полноценном воспитании, когда религиозные традиции или расширение культурного кругозора исключаются или выносятся на периферию общего внимания. Надеюсь, после выхода указа президента об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей такой подход, о котором я говорю, получит должное воплощение.
Ещё материалы: Геннадий Семигин