Финансовым пирамидам хотят запретить работать с деньгами россиян
Банк России оценивает потенциальный ущерб от деятельности лжефинансистов в 35—37 миллиардов рублей, количество пострадавших — более 100 тысяч человек
Тема: Пленарное заседание Госдумы 30 января 2024 года
Законопроект: № 447146-8
С 2015 по 2022 год ЦБ зафиксировал деятельность около 3500 организаций и интернет-проектов, имеющих признаки финансовой пирамиды. И с каждым годом цифра эта растет, а количество пострадавших множится. Поэтому парламентарии считают целесообразным запретить организациям, не попадающим под регулирование ЦБ, привлекать в качестве инвестиций средства россиян. Такую возможность следует оставить только в отношении легитимных финансовых институтов, предоставляющих инвесторам-физлицам взамен полученных денег ценные бумаги. Кроме того, необходимо установить ограничение на привлечение средств потребительскими кооперативами: организации должны получать деньги только от своих пайщиков. Такой законопроект Госдума приняла в первом чтении 30 января.
Доказать невозможно
По данным ЦБ, в 2015 году в стране было выявлено 200 финансовых пирамид, в 2016-м — 180, в 2017-м — 137, в 2018-м — 168, в 2019-м — 237, за 2020-й — 222, за 2021 год — 871, а за 9 месяцев 2022 года — 1481. Набирающая обороты противоправная динамика налицо, а вот методы борьбы с лжефинансистами оставляют желать лучшего, считает зампредседателя Комитета по финансовому рынку Аркадий Свистунов. «Дело в том, что у нас в законодательстве — и в административном кодексе, и в Уголовном кодексе, кое-что есть и в Гражданском кодексе — есть ряд составов, которые предусматривают некоторые меры по борьбе с такими явлениями, как финансовая пирамида. Однако практика показала слабую их эффективность», — уточнил соавтор поправок.
По словам Свистунова, в настоящее время достаточно сложно доказать признаки финансовой пирамиды на стадии сбора денег и оболванивания людей. «И вот только когда уже начинаются массовые жалобы от граждан по поводу того, что им не осуществляют выплаты, и когда уже растворяются, как правило, в воздухе учредители таких проектов, тогда только возникает уже возможность доказывания того, что в данном случае действовала пирамида», — пояснил депутат.
Поэтому авторы законопроекта предлагают установить возможность публично привлекать деньги россиян, «только если инвесторам —физическим лицам предоставляться будут соответствующие ценные бумаги, предусмотренные определенными федеральными законами».
«Речь идет о федеральном законе о рынке ценных бумаг, федеральном законе об инвестиционных фондах и федеральном законе об ипотечных ценных бумагах. Или в случае если право лица привлекать инвестиции от физических лиц будет прямо предусмотрено в законе. При этом данные ограничения не будут затрагивать законодательно урегулированные допустимые формы привлечения инвестиций, в частности, с использованием инвестиционных и финансовых платформ», — подчеркнул Свистунов.
Кроме того, парламентарии предлагают в законопроекте установить условия публичного привлечения инвестиций граждан профессиональными участниками финансового рынка, деятельность которых регулируется Центробанком и им же контролируется.
«Соответственно, полагаем, что возможность привлечения инвестиций физлиц исключительно в соответствии с нормативно установленными правилами финансового рынка позволит все-таки нивелировать ситуацию с нелегальными участниками финансового рынка, противоправный характер деятельности которых является очевидным, и, соответственно, предотвратить потери и сбережений граждан», — резюмировал депутат.
Кроме того, в законопроекте предлагают установить ограничение на привлечение денег так называемыми потребительскими кооперативами. Такие организации смогут получать деньги только от своих пайщиков.
Это нужно поправить
Представленные ограничения депутатами были в целом поддержаны, но все же ко второму чтению, скорее всего, некоторые нормы будут скорректированы. Так, депутат Владимир Сипягин обратил внимание на некоторые противоречия в тексте документа. В частности, авторы проекта предлагают запретить привлечение потребительскими кооперативами заемных средств от лиц, которые не являются пайщиками. Однако данное положение противоречит нормам принятого в прошлом году закона о проведении эксперимента по партнерскому финансированию в отдельных регионах. Закон позволяет потребкооперативам, участвующим в эксперименте, привлекать деньги физлиц.
Между тем в предлагаемом проекте закона нет никаких ссылок на это обстоятельство из-за чего создается ситуация правовой неопределенности.
Аркадий Свистунов предложил урегулировать этот вопрос на этапе подготовки документа ко второму чтению. «Можно будет дополнительно обсудить с участниками этого эксперимента такие моменты и определиться, как лучше формулировку сделать, чтобы это не привело к ухудшению их деятельности», — согласился он.
При этом имеет смысл подумать и над усилением наказания для организаторов финансовых пирамид, жертвами которых часто становятся пожилые люди, инвалиды и граждане с небольшими доходами, предложила первый зампред думского Комитета по просвещению Яна Лантратова.
«Общественная опасность от этих преступлений высока. Может быть, нам следует установить специальную ответственность не по имеющимся составам, а именно специальным составам за нарушение указанных в статье ограничений в уголовном кодексе и КоАП», — поинтересовалась она.
Аркадий Свистунов напомнил, что в действующем Уголовном кодексе уже предусмотрено наказание за деятельность с признаками финансовой пирамиды, да и в административном кодексе прописаны санкции.
«Кроме того, мы также подготовили и законопроект по внесению изменений в административный кодекс, добавив еще один состав в рамках уже нашего законодательного акта, если он будет нарушаться. Поэтому посмотрим, как дальше практика будет развиваться. Может, и имеет смысл ужесточить ответственность. Потому что в этой ответственности, о которой я сказал выше, там в основном речь идет о штрафах», — сказал депутат.
Читайте также:
Ещё материалы: Аркадий Свистунов , Владимир Сипягин