Фермеров предлагают не штрафовать за навоз
Изменения в законодательстве могут исключить отходы животноводства из перечня особо опасных
Навоз и помёт, которые все мы привыкли считать отходами, являются ценным органическим удобрением. Правда, таковым они становятся после соответствующей обработки. Однако закон о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами относит отходы животноводства к опасным веществам, наносящим серьёзный вред экологии и требующим особо тщательной утилизации. Однако, отмечают эксперты, правоприменительная практика показывает, что такой подход разоряет мелкие крестьянские хозяйства и а крупные не стимулирует вносить в почву органические удобрения, полученные из переработанного навоза.
Безопасен ли навоз?
«Навоз вполне безопасное средство, с помощью которого можно повышать плодородие пахотных земель, полностью исключая использование химических удобрений», — отмечает руководитель Института экологии при Казанском университете Светлана Селивановская.
Эксперт подчёркивает, что главное достоинство удобрения, полученного из навоза, — его органическое происхождение. Во всём мире, по её словам, спрос на органику постоянно растёт, в то время как в России он находится на крайне низком уровне.
«Объём вносимых органических удобрений сократился с 1990 года в пять с половиной раз. В среднем хозяйства вносят по две тонны органики на гектар (в отдельных регионах этот показатель упал до полтонны). Это не более 25 процентов от требуемого количества, чтобы восстанавливалось плодородие пашни», — констатирует она. Пока хозяйства не спешат удобрять почву такой органикой.
Проблема в том, что навоз с недавних пор определён в законодательстве как вещество повышенной опасности. И сейчас аграриям проще избавиться от него, чем перерабатывать в удобрение. Так, согласно закону о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами, навоз и помёт отнесены к веществам четвёртого класса опасности (наравне с фенолом и формальдегидом). Причём для их утилизации и обработки требуется лицензия, а за нарушение правил утилизации и хранения грозят серьёзные штрафы. Экологи такие требования поддерживают.
«При неправильном хранении в атмосферу проникает большое количество аммиака, сероводорода. С весенними паводками эти загрязнения могут попадать в воду, что создаёт реальную угрозу для жизни людей», — считает челябинский эколог Ирина Переверзева. И добавляет, что безопасными навоз и помёт могут становиться лишь после их правильной переработки.
За переработку придётся заплатить
Учёные давно открыли многофункциональные свойства навоза. После переработки он становится не только ценным органическим удобрением, но и может использоваться в качестве топлива или как сырьё для кормовых добавок.
«Переработанный навоз или компост — это прекрасная подкормка и для садовых деревьев», — отмечает руководитель сектора ВНИИ удобрений Алексей Леонов. — Растениям нужен азот, калий, фосфор — всё это содержится в переработанном навозе. Кроме того, в нём нет патогенных организмов и фитотоксинов».
В мировой агропрактике известны несколько способов переработки навоза. Чаще всего он делится на две фракции — твёрдую и жидкую. Твёрдая служит сырьём для изготовления подстилок для скота или топливных брикетов. Жидкая фракция проходит ферментизацию и насыщение кислородом, а на последней стадии — обработку микроорганизмами. В результате получается компост, который можно вносить на поля.
При этом в процессе обработки выделяется столько тепловой энергии, что её можно использовать для отопления не только ферм, но и жилых посёлков. Однако подобные комплексы по переработке стоят немало.
«С учётом того, что это импортная техника, цена такого технологического комплекса может доходить до 150 миллионов рублей», — отмечает Светлана Селивановская.
Также нужны танкеры для хранения компоста, сепараторы, разбрасыватели. Такие траты вполне по силам крупным агрохолдингам, поголовье скота там насчитывает по 30-40 тысяч, но они также не спешат их приобретать.
«Иногда крупному хозяйству проще заплатить штраф, — констатирует Ирина Переверзева. — Когда в Челябинской области заработал крупный агрохолдинг, то отходы от его мегафермы отравили местную реку. В итоге ущерб составил миллиарды рублей, а штраф — всего сотни тысяч».
Дифференцированный подход
Однако проблема в том, что штрафы за неправильную утилизацию и хранение навоза оказались неподъёмными для малых ферм.
«Контроль должен быть разумным, а подход дифференцированным, — считает член Комитета Госдумы по аграрным вопросам Василий Шишкоедов. — Если речь идёт об агрохолдинге с поголовьем в десятки тысяч, то здесь ущерб для экологии налицо (кстати, по подсчётам учёных, одна дойная корова в сутки даёт примерно девять килограммов навоза), особенно если хозяйство в силу специализации не намерено использовать навоз как удобрение».
Но с фермерским хозяйством совсем иная ситуация, ведь здесь, как правило, используется навоз для удобрения на своём приусадебном участке. Так что, по мнению депутата, необходимо, в частности, разрешить складировать навоз на специально оборудованных площадках для малых и средних хозяйств, имеющих до тысячи голов скота.
«Сегодня ситуация, когда на фермера налагают штраф двести тысяч рублей за то, что он складировал навоз на заднем дворе, и требуют с него лицензию на работу с особо опасными отходами, как с химического предприятия, — за гранью разумного», — констатирует депутат. Потому, считает он, необходимо вносить изменения в экологическое законодательство в отношении таких хозяйств.
В Совете Федерации также разделяют этот подход. Глава Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров напомнил, что обращался в Правительство с предложением пересмотреть положение закона о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами в отношении навоза и помёта как отходов повышенной опасности, и тем самым снизить остроту проблемы.
«При этом правила обращения с отходами для крупных холдингов и мелких хозяйств, а соответственно, и размеры штрафов должны быть разными», — считает Алексей Майоров.
Кстати, отметил он, есть понимание в данном вопросе и с Минсельхозом. Кроме того, на совещании у вице-премьера Виктории Абрамченко в начале сентября также обсуждались изменения в законодательство, которыми навоз будет исключён из перечня отходов особой опасности. «Думаю, до конца года к нам поступят соответствующие поправки из Правительства», — отметил Алексей Майоров.