Все о пенсиях в России

09:38Минимальный коэффициент для выхода на пенсию в 2025 году составит 30 единиц

12.11.2024Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии в 2025 году составит 22,5 года

11.11.2024Воспитателям частных детсадов нужно предоставить право на досрочную пенсию

ФАС хочет облегчить жизнь малому и среднему бизнесу

Федеральная антимонопольная служба освободила предпринимательство от себя более чем в три раза

13.09.2017 00:00

Автор: Антон Суворов

ФАС хочет облегчить жизнь малому и среднему бизнесу
Валерий Васильев / Фото с официального сайта Совфеда

Борьба Федеральной антимонопольной службы (ФАС) с разного рода монополиями, гораздыми на всевозможного вида ухищрения, идёт не так быстро, как того ожидает общество. Что нужно сделать, чтобы антимонопольное законодательство соответствовало запросам граждан, а также облегчило жизнь российскому малому и среднему бизнесу, всё чаще страдающему от недобросовестной конкуренции со стороны «тяжеловесов»? Об этом рассказал заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Валерий Васильев.

- Чем в плане антимонопольного законодательства парламент занимался в ходе завершившейся весенней сессии?

- В Государственной Думе на рассмотрении находится правительственный законопроект, который вносит поправки в статью 19 Закона «О рекламе». Документ уже принят нижней палатой в первом чтении, сейчас идёт сбор поправок ко второму.

Фото: Российская федерация сегодня

Речь идёт о том, чтобы упростить доступ малого предпринимательства к наружной рекламе, оптимизировать процедуру выдачи разрешений на её установку. На деле это означает, что будет максимально упрощен процесс предоставления данной услуги. В частности, права бизнесменов защищаются, а обязанности чиновников детализируются, чтобы избежать злоупотреблений на местах. В таких торгах будут иметь право принимать участие только субъекты малого и среднего бизнеса, а организатора конкурсных процедур обяжут проверить включение их в единый реестр.

Ко второму чтению в документ предполагается внести ряд правок — они касаются сроков проведения процедур и ужесточения штрафных санкций. Если сейчас максимальный штраф достигает 50 тысяч рублей, то планируется за административные нарушения ввести штрафы до 300 тысяч рублей. Это должно отбить охоту у чиновников разного уровня вставлять палки в колёса малому и среднему бизнесу, поможет развитию конкуренции.

- Что ещё в планах законодательной работы?

- У Федеральной антимонопольной службы в работе несколько десятков законопроектов. Ряд инициатив только разрабатывается, а другие — уже в готовом виде внесены в Правительство. Это поправки в законы о естественных монополиях и электроэнергетике, а также о защите конкуренции и КоАП. В закон о защите конкуренции подготовлены изменения, касающиеся как закупок, интеллектуальной собственности, так и предприятий с госучастием и так далее.

В частности, принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» позволит снизить уровень зависимости нашей страны от иностранных патентообладателей, что, в свою очередь, повысит уровень экономической безопасности Российской Федерации. Это касается в том числе и лекарственных средств.

Фото: Российская федерация сегодня

Будут внесены изменения и в Гражданский кодекс, которые предусматривают расширение оснований для выдачи разрешения на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя Правительством Российской Федерации — для защиты жизни и здоровья граждан.

Кроме того, насколько мне известно, сейчас разрабатываются и в начале осенней сессии будут внесены и другие поправки в Закон «О рекламе». Они касаются порядка распространения в СМИ рекламы вина, произведённого не только в России, но и странах ЕАЭС. Нормы, допускающие в отдельных СМИ размещать рекламу отечественного вина, предлагается расширить и допустить вино, производимое в странах ЕАЭС.

- В 2015 году в ведение ФАС передали функции по тарифному регулированию. Что со своей стороны могут сделать законодатели в области тарифного регулирования?

- Сейчас в ФАС разрабатывается законопроект «О государственном регулировании цен (тарифов)», который в случае его принятия сможет кардинально изменить ситуацию в тарифном регулировании. Концепция документа находится в работе и скоро увидит свет.

Цель документа — унификация требований к регулированию цен в сфере ресурсоснабжения, установление единых принципов и подходов госрегулирования, порядок применения, защита интересов потребителей, общественный контроль за субъектами регулирования и многое другое. В проект закона заложены такие принципы, как недискриминационные условия для предпринимательской деятельности, установление тарифов, исходя из их экономической обоснованности, а также долгосрочный период установления тарифов. То есть направления, безусловно, принципиально важные, но нужно будет внимательно анализировать, каким образом они будут сформулированы в законопроекте.

300-400 картелей в год выявляют в разных сферах сотрудники ФАС, но в 50 процентах случаев выносятся решения с административными штрафами.
Полагаю, что Комитет Совета Федерации по экономической политике будет внимательно изучать законопроект, когда он будет подготовлен и примет самое активное участие в том, чтобы он дал существенные результаты на практике. Потому что наша первоочередная задача — облегчить, а не усложнить жизнь малому и среднему бизнесу.

Проблема в том, что в России до сих пор нет единого нормативного правового акта, который бы устанавливал основы регулирования цен. Из-за этого невозможно оценить последствия неверного применения тарифов и установить ответственность регулирующих органов. В законодательстве должны быть чётко прописаны порядок расчёта и утверждения тарифов, а также их обжалования и так далее. Вот поэтому и важно повысить качество тарифного регулирования. Нам нужны четкие правила и понятные действия в установлении и применении тарифов.

Сейчас мы имеем разрозненное тарифное регулирование, которое кардинально различается в разных регионах. А это, в свою очередь, дополнительная нагрузка на потребителей — то есть на нас с вами. Порядок в этой сфере наводить просто необходимо.

- Насколько успешно работает принятый ранее так называемый четвёртый антимонопольный пакет законов? Есть ли уже правоприменительная практика?

- Этот пакет законов, по сути, изменил отношение к предпринимательству. Фактически малое предпринимательство получило специальные иммунитеты. Например, теперь при выявлении нарушения ФАС выдает предупреждение или предостережение, и только если бизнес не реагирует, возбуждаются дела.

В самой антимонопольной службе говорят: «Мы освободили предпринимательство от себя более чем в три раза». Осталось только два состава нарушений, когда возбуждаются дела без предупреждений — это монопольная высокая цена и использование чужого товарного знака.

Фото: Российская федерация сегодня

Благодаря новому подходу не только значительно выросло количество предупреждений, но и существенно увеличилось (до 80 процентов — прим. ред.) количество предупреждений, которые исполняются в законные сроки.

Также удалось переломить существовавшее долгое время противоречие, суть которого состояла в том, что за 25 лет существования антимонопольной службы количество нарушений органами власти и органами местного самоуправления росло и составляло в общей статистике около 50 процентов.

Важным показателем работоспособности нового законодательства является и показатель количества отменённых судами Российской Федерации решений. По данным антимонопольной службы, он составляет 15 процентов. В рамках погрешности — абсолютно нормальные цифры. Мы давно говорим о необходимости реформы контрольно-надзорной деятельности, и вот постепенно меняется законодательство и меняется отношение к исполнению законов.

- А как быть с внеплановыми проверками? Не нужно ли антимонопольное законодательство усовершенствовать в этом направлении?

- Реформа контрольно-надзорной деятельности уже приносит свои плоды. По данным статистики, на 40 процентов сократилось число внеплановых проверок. Это стало возможным в том числе и благодаря усовершенствованию законодательства, когда внимание концентрируется не на мелких нарушениях, а на значимых.

Предприниматель должен работать, а не с утра и до вечера контролирующие органы принимать. Уверен, что в этом направлении мы все должны объединять усилия: и представители бизнеса, и исполнительная и законодательная ветви власти. Об этом же в августе вновь напомнил Президент России Владимир Путин. Глава государства заявил, что количество внеплановых проверок бизнесменов необходимо сократить до 30 процентов от плановых. Надо к этому стремиться.

- В этом году в России должен появиться фундаментальный документ — национальный план развития конкуренции. Для чего он нужен, в чём его главная цель?

- Этот документ будет утверждаться главой государства. Главная задача национального плана, и об этом неоднократно говорилось, — стимулировать переход от естественно-монопольного к конкурентному состоянию в отраслях экономики.

Задача как исполнительной, так и законодательной власти — защитить малый и средний бизнес и не допустить картелизации. Это страшный бич нашей экономики, и для этого как раз и нужно развивать антимонопольное законодательство. Сотрудники антимонопольной службы выявляют наличие картельных сговоров в различных сферах, но особенно беспокоит наличие картелей на рынке лекарств. Мы все с вами ходим в аптеки и на себе можем ощутить все «прелести» таких сговоров. Когда цены на жизненно важные препараты растут как на дрожжах, а виновных вроде как нет. Все эти картельные сговоры вредят государству и подрывают экономику.

Фото: Российская федерация сегодня

Необходимо активизировать работу по привлечению к уголовной ответственности участников картельных сговоров и сделать это направление деятельности одним из приоритетов в работе правоохранительных органов. Сотрудники ФАС выявляют примерно 300-400 картелей в год в разных сферах, но в 50 процентах случаев выносятся решения с административными штрафами. На мой взгляд, здесь необходимо то, что мы называем политическим решением. Только в случае когда мы признаем, что картельные сговоры замедляют экономическое развитие страны, создают ощущение вседозволенности у тех, кто вступает в сговоры, мы сможем добиться реальных результатов. Следующий этап — это внедрение стандарта развития конкуренции в регионах. Тут также необходима декартелизация различных сфер. Прежде всего госзакупок в сфере строительства, потому что это самые большие деньги, которые можно быстро сэкономить.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 5258

Ещё материалы: Валерий Васильев