Фарид Мухаметшин: Регионы должны сами определять модель местного самоуправления
Председатель Госсовета Республики Татарстан рассказал, почему важно сохранить двухуровневую систему власти на местах

Власть, самая близкая к народу. Зачастую именно так говорят о местном самоуправлении, поскольку в муниципалитетах решаются вопросы, во многом определяющие качество повседневной жизни граждан, — благоустройство городов и сел, общественных пространств, чистота улиц и дворов, исправная работа коммунальной системы… Это крайне чувствительные вопросы для каждого из нас. Не случайно рассмотрение закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», принятого парламентом в марте этого года, вызвало бурные дискуссии в нижней палате российского парламента. Более того, после обращений ряда субъектов, в частности, Татарстана, изменения претерпела даже концептуальная основа документа. О работе над законом нашему изданию рассказал председатель Государственного Совета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин.
Перевести все в райцентр — не дело
- Фарид Хайруллович, парламентарии приняли закон об общих принципах организации местного самоуправления. Благодаря Татарстану в него были внесены существенные изменения, в частности, вместо предлагаемой одноуровневой системы регионам дали право оставить двухуровневую. Почему для Татарстана было так важно сохранить местное самоуправление в сельских и городских поселениях?
- Действительно, изначально для всех субъектов РФ устанавливался безальтернативный переход к одноуровневой системе МСУ, однако после нашего обращения и поручения Председателя Госдумы Вячеслава Володина в документ внесли поправки, которыми регионам предоставлено право самостоятельно определять модель местного самоуправления, самим решать, переходить ли им на одноуровневую систему местного самоуправления или нет, сохранив действующие городские и сельские поселения.
На мой взгляд, в новой редакции закона учтены особенности и разнообразие регионов России. Для каких-то субъектов одноуровневая модель идеальна, для Татарстана же, где насчитывается 956 муниципальных образований (872 сельских и 39 городских поселений, 43 муниципальных района и 2 городских округа) одноуровневая система местного самоуправления не подходит. Для нас важно сохранить муниципальную власть на поселенческом уровне, особенно в сельской местности, где население стареет и численно уменьшается. В этом смысле вопрос становится глобальнее, ведь по большому счету речь идет о сохранении сельского уклада жизни. А это не только сельское хозяйство и продовольственная безопасность. Как председатель Ассамблеи народов Татарстана отмечу, что именно на селе лучше сохраняются традиции и обычаи, родной язык и культура народов, издревле в мире и согласии проживающих в республике, национальная кухня, наконец.
Действующая двухуровневая система местного самоуправления, обеспечивающая максимальное вовлечение граждан в решение местных вопросов, в нашей республике показала свою эффективность. Сельские и городские поселения играют ключевую роль в организации жизни на местном уровне, выполняя широкий спектр функций, включая благоустройство и решение социальных вопросов.

Сельсовет — это то место, куда люди обращаются со своими проблемами и предложениями. Закрыть местные советы и перевести все в райцентр? С одного уровня оказывать поддержку, решать вопросы будет сложно. Тем более, что пожилым людям неудобно ездить в райцентр с такими вопросами, как «нет воды», «снег надо убрать», «дорогу почистить», «электричество погасло» и так далее. Мы считаем, что село, форму и формулу работы, которая была найдена в Татарстане через местные советы, муниципальный депутатский корпус, с которыми мы напрямую работаем, необходимо сохранить.
- Какие еще риски для республики вы видели при переходе на одноуровневую систему МСУ?
- Упразднение поселенческого уровня местного самоуправления, на наш взгляд, может привести к снижению внимания органов власти к развитию сельских территорий. Отчасти из-за того, что переход на одноуровневую модель предполагает сокращение представительства депутатов от сельских населенных пунктов в представительном органе муниципального округа. Арифметика проста. Избирательные округа образуются с соблюдением примерного равенства по числу избирателей. Значит, абсолютное большинство депутатских мандатов будет замещаться в наиболее крупных населенных пунктах, в свою очередь, сельские населенные пункты будут представлены минимальным количеством депутатов. Особенно это будет заметно в муниципальных округах, в составы которых входят крупные города.
Высока вероятность того, что депутаты представительного органа муниципального округа, избираемые от города, в приоритете будут решать вопросы, касающиеся благосостояния города, без должного учета интересов сельских территорий.
В настоящее время в Татарстане на поселенческом уровне насчитывается 7663 депутатских мандата. Муниципальными депутатами избирают людей с активной гражданской позицией, патриотов своей малой Родины, которым небезразлично состояние дел на местах.
Наконец, на наш взгляд, одноуровневая система местного самоуправления не будет способствовать оперативному решению местных вопросов, приведет к сокращению инициативности жителей в управлении своими территориями.

Оптимально для Татарстана
- Сохранение двухуровневой системы МСУ актуально только для Татарстана?
- Нет, конечно. С самого начала позицию Татарстана активно поддерживали жители других регионов нашей страны. Обратную связь мы получали только положительную.
Помимо Татарстана, аналогичной позиции придерживаются еще 17 регионов: Башкортостан, Мордовия, Свердловская, Челябинская, Воронежская, Липецкая, Ростовская, Саратовская области, а также Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея, Алтай, Калмыкия, Крым, Якутия, Чечня и Ненецкий автономный округ. В то же время 20 субъектов перешли на одноуровневую модель МСУ. У каждого региона свой путь, свои сложившиеся традиции управления территориями, но главное, — сегодня предоставлено право выбора. И это очень важно.
- Как велась работа над поправками?
- Государственный Совет Татарстана с самого начала был включен в работу по законопроекту об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти, поскольку этот закон важен и касается каждого жителя. Поддержав его концептуально (в декабре 2021 года, при рассмотрении в первом чтении), еще тогда депутаты, представители профильных министерств и ведомств, муниципальной власти республики отметили, что закон нуждается в совершенствовании.
В Госсовете была образована рабочая группа по разработке поправок к законопроекту. Проект федерального закона был направлен всем главам муниципальных районов и городских округов, представителям политических партий, научного и экспертного сообщества. Первые поправки были направлены в Госдуму 10 февраля 2022 года. После этого работа не останавливалась ни на минуту.
Государственный Совет Татарстана направил обоснованные возражения против повсеместного перехода на одноуровневую систему МСУ. Парламентарии республики внесли более полусотни поправок, 25 из которых касались возможности сохранения действующего двухуровневого механизма.

Вопрос об организации местного самоуправления не остался без внимания раиса Республики Татарстан Рустама Минниханова, который, выступая на пятом заседании Госсовета подчеркнул, что регионы России должны сами решить, переходить им с двухуровневой системы местного самоуправления на одноуровневую или нет. «Наша страна огромная, и одним шаблоном ей управлять нельзя», — сказал тогда глава республики.
Помимо возможности сохранения двухуровневой системы местного самоуправления, были также поддержаны наши предложения к статье 91 этого закона. Речь идет о поправке, позволяющей сохранить место главы муниципального образования в структуре органов местного самоуправления до истечения срока полномочий представительных органов муниципальных образований, которые будут избираться в сентябре этого года, до сентября 2030 года.
- Как в республике восприняли окончательную редакцию закона о реформе МСУ?
- Безусловно, положительно. Мы благодарны Председателю Государственной Думы Вячеславу Володину, депутатам Госдумы за поддержку наших инициатив и взвешенный подход к организации системы местного самоуправления.
- В законе предусмотрена возможность для субъектов частично переходить на одноуровневую систему, а на отдельных своих территориях сохранить двухуровневую. Воспользуются ли этим в Татарстане или полностью сохранят двухуровневую систему?
- Действительно, субъекты федерации теперь смогут сами выбирать, переходить ли им на одноуровневую систему местного самоуправления, сохранить двухуровневую (с сельскими и городскими поселениями) или организовать частичный переход на одноуровневую систему.
Думаю, для нас этот вопрос решен. Двухуровневая система для Татарстана оптимальна. По крайней мере, иные предложения от муниципалитетов мы не получали. Получим — обсудим. Такие вопросы должны решаться «снизу», с учетом интересов каждого жителя.
Бездефицитный бюджет и самообложение
- Содержание местной власти (администрации, аппарата, представительного органа, проведение выборов и т.п.) в основном ложится на вышестоящий бюджет, потому что ее собственные доходы невелики. Как в Татарстане решается вопрос с наполнением бюджетов в сельских поселениях? И что нужно делать, чтобы они по максимуму пополнялись собственными доходами?
- Муниципальные бюджеты в республике на протяжении многих лет формируются бездефицитными, весь дефицит переходит на республиканский уровень. Более того, ежегодно все показатели закладываются с превышением по сравнению с прогнозными. Такой подход в бюджетной политике позволяет гарантировать полное исполнение всех социальных обязательств со стороны муниципалитетов.
Что касается вопросов самодостаточности и увеличения налогооблагаемой базы, этот вопрос очень объемный и в двух словах на него сложно ответить. Скажу только, что каждый муниципалитет решает эти задачи по-своему при неизменной поддержке руководства Татарстана.
В настоящее время в городах и районах республики успешно работают более 100 промпарков, предоставляемые преференции привлекают инвесторов и резидентов, создаются новые производства, увеличивается число рабочих мест. В сельской местности действуют меры господдержки частных подворий и фермерских хозяйств, повышения деловой активности сельчан. Госсовет Татарстана принял соответствующий закон еще в 2016 году. Ряд муниципалитетов «делают ставку» на туризм. Механизмов много, главное, — все они дают результат.
И, конечно, мы всегда ратовали за принцип «передаешь полномочие — подкрепи финансово». Только так можно добиться эффективной работы в муниципалитетах.
- Татарстан — один из немногих регионов, где в течение многих лет успешно практикуется самообложение граждан. Какова средняя сумма взноса, на что, в основном, идут эти деньги?
- В Татарстане программа самообложения граждан, которая помогает решать вопросы местного значения, реализуется, начиная с 2013 года. На каждый рубль, собранный жителями сельских территорий, из республиканского бюджета выделяется еще четыре. При этом граждане сами решают, на что потратить собранные средства. Как правило, речь идет о благоустройстве, строительстве и ремонте дорог и тротуаров, модернизации систем водоснабжения, содержании мест захоронения, очистке рек и озер, содержании плотин и т.д.
С 2013 по 2024 годы в порядке самообложения татарстанцы вложили в развитие своих территорий 2,7 миллиарда рублей. Из бюджета Республики Татарстан на софинансирование местных проектов благоустройства выделено 10,4 миллиарда рублей.
В октябре-декабре 2024 года было проведено более 2600 сходов граждан в 871 поселении, средняя сумма взноса в 2024 году составила 642 рубля. В республиканском бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов предусмотрено ежегодное выделение 1,4 миллиарда рублей на предоставление трансфертов бюджетам муниципальных образований на решение вопросов местного значения через механизм самообложения.
Люди стремятся сделать что-то нужное, полезное. У них немало конструктивных идей, предложений, и главное — есть желание воплотить их в жизнь. Очень важно, чтобы со стороны власти было такое же встречное желание услышать и понять инициативных граждан. Что мы в Татарстане и делаем. Более того, я уверен, и время это доказало, что участие людей своими деньгами в решении задач благоустройства территорий воспитывает патриотизм и повышает культуру, объединяет жителей вокруг общей цели — сделать их поселок или городскую территорию еще краше и комфортнее.
Конструктивное сотрудничество
- На Ваш взгляд, какие еще вопросы местного самоуправления актуальны и требуют законодательного решения?
- Многие актуальные вопросы решаются в принятом законе об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти. Татарстан, как и многие другие субъекты федерации, принял самое активное участие в его обсуждении. Правоприменительная практика и дальнейший мониторинг покажут закон в действии. Безусловно, могут возникать те или иные вопросы, ведь закон — это живой организм. При необходимости будем работать над поправками, в том числе, пользуясь правом законодательной инициативы.
- В марте Госсовету Республики Татарстан исполняется 30 лет. Какие основные вехи в его работе Вы бы выделили? Каким встречает этот юбилей парламент республики?
- Тридцатилетие Государственного Совета — знаковое событие в общественно-политической жизни Татарстана. Первое заседание Госсовета первого созыва, ставшего правопреемником Верховного Совета Татарской АССР (1938 — 1995 гг., а до этого в 1920 — 1938 гг. — Центральный Исполнительный Комитет Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Татарской АССР) состоялось 30 марта 1995 года.
За тридцать лет работы Госсовета фактически была написана новейшая история республики, заложены основы современного республиканского законодательства, сформирован правовой фундамент социально-экономических успехов Татарстана. Безусловным достижением прошедших лет явилось укрепление межнационального и межконфессионального мира и согласия, единства многонационального народа Татарстана. Государственный Совет во многом был верен лучшим традициям предыдущих парламентов республики, продолжил практику конструктивного сотрудничества всех ветвей государственной власти, внес весомый вклад в формирование единого правового поля страны.
Пользуясь случаем, хочу поздравить ветеранов, депутатов всех созывов, наших федеральных коллег с 30-летием Государственного Совета Республики Татарстан. Сделано немало, но впереди еще много важнейших решений, которые предстоит принять в целях поступательного развития Татарстана, и законодательный каркас этих решений, безусловно, будет определяющим. Иначе и быть не может, поскольку именно парламент переплавляет волю народа в Закон.
Читайте также:
• В России началась перестройка местной власти • Совет Федерации одобрил закон о местном самоуправлении • Сенатор Клишас назвал главную идею нового закона о местном самоуправлении

Ещё материалы: Фарид Мухаметшин, Вячеслав Володин