Евгений Бушмин: Больше всего горжусь медалью «За возвращение Крыма»

4 октября 60-летний юбилей отмечает заместитель председателя Совета Федерации Евгений Бушмин

04.10.2018 11:24

Евгений Бушмин: Больше всего горжусь медалью «За возвращение Крыма»
Фото: ПГ/Юрий Инякин

Накануне сенатор дал интервью нашему журналу, рассказав не только о том, как эффективно использовать финансовые резервы госбюджета в реализации национальных проектов и стимулировать реальный сектор экономики, но и о гуманитарном проекте по направлению в школы Таджикистана российских учителей и наиболее значимых личных достижениях. 

- В нынешнем году федеральный бюджет формируется в уникальных условиях — общий профицит, по оценке экспертов, может составить около 2,5 триллиона рублей при инфляции примерно в 3 процента, таких показателей в постсоветской истории не было. Как, по вашему мнению, наиболее эффективно можно использовать немалые финансовые резервы?

- Бюджет 2019 года планируется профицитным впервые с 2014 года, при этом объем государственного внешнего долга остается на относительно невысоком уровне, доходы прогнозируются на уровне почти 20 триллионов рублей, расходы — чуть более 18 триллионов рублей.

В ближайший период перед нами стоит общая задача — достижение целей, сформулированных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204, а именно: реализация национальных проектов. В рамках обозначенных целей на первый план выходят вопросы:

Первое. Демография, здравоохранение, образование.

В частности, необходимо продолжить реализацию мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях для того, чтобы перевести обучающихся из зданий с высокой степенью износа в новые здания школ.

Дополнительные финансовые ресурсы нужны на строительство детских больниц и поликлиник и их оснащение медицинским оборудованием в субъектах Российской Федерации.

Второе. Развитие транспортной инфраструктуры, в том числе увеличение дорог регионального значения.

Третье. Отдельная тема — это поддержка регионов.

Многие продолжают сталкиваться с трудностями в финансовом обеспечении своих расходных обязательств.

Так, например, консолидированные бюджеты регионов продолжают нести колоссальные потери за счет уплаты страховых взносов за неработающее население. Общая сумма составляет более 650 миллиардов рублей. И одна из основных задач сегодня — это законодательное определение статуса самозанятых граждан, которые получают определенный доход, но при этом отчисления в фонды за них осуществляет регион. Я и мои коллеги предлагаем провести эксперимент по применению «профессионального налога» в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан. Соответствующая законодательная инициатива внесена в Государственную Думу.

Увеличение МРОТ до прожиточного минимума. Помощь в реализации данного решения необходимо регионам оказать с федерального уровня.

Экономика России имеет достаточный иммунитет к вводимым санкциям. Те ориентиры внешнеэкономической деятельности, которые определены на ближайшую трехлетку, а именно: стимулирование поставок за рубеж, поддержка несырьевого экспорта и, конечно, продолжение политики импортозамещения, будут способствовать устойчивости финансовой системы.

- Против России развернута санкционная война, цель которой — развалить отечественную экономику. Но любая война предполагает адекватные мобилизационные решения, в данном случае - экономические. Совет безопасности России уже собрал предложения от министерств и ведомств с целью сформировать систему адекватных мер на санкционную агрессию США и их союзников. Какие возможны стратегические изменения в законодательстве, направленные, в частности, на то, чтобы переформатировать денежно-кредитную политику, пересмотреть международные обязательства, скорректировать в целом экономическую концепцию, по которой страна развивается последние четверть века?

- Экономика России имеет достаточный иммунитет к вводимым санкциям. Те ориентиры внешнеэкономической деятельности, которые определены на ближайшую трехлетку, а именно: стимулирование поставок за рубеж, поддержка несырьевого экспорта и, конечно, продолжение политики импортозамещения, будут способствовать устойчивости финансовой системы.

Кроме того, применяемое с 2017 года бюджетное правило и сопряженный механизм сглаживания влияния цен на нефть на экономику позволяют сгладить влияние изменений внешнеэкономической конъюнктуры на внутренние условия, в том числе на динамику курса рубля и спроса в экономике.

- Реализация майского указа президента Владимира Путина предполагает дополнительную нагрузку на региональные бюджеты. Не повторится ли ситуация шестилетней давности, когда социальные обязательства, возложенные на местные власти, не были обеспечены источниками финансирования, а образовавшиеся тогда долги до сих пор обременяют бюджеты субъектов Федерации?

- На реализацию национальных проектов должно быть заложено адекватное финансирование. Важно, чтобы закрепление за регионами новых задач сопровождалось необходимым ресурсным обеспечением. На ближайшие шесть лет необходимо 8 триллионов рублей.

Начиная с 1 января 2019 года софинансирование из федерального бюджета практически по всем мероприятиям в рамках нацпроектов будет на уровне 95-99 процентов, то есть региональные полномочия — от одного до пяти процентов. Таким образом, основная финансовая ответственность за реализацию нацпроектов остается за федеральным уровнем.

- В Правительстве заявили, что будут гораздо критичнее оценивать необходимость внешних заимствований в качестве источников инвестиций. Между тем около 50 триллионов рублей физических лиц и организаций сосредоточены в отечественных банках, их привлечение в реальный сектор экономики может повысить уровень капиталовложений до 50 процентов ВВП, что гарантирует мощный экономический рывок. Какие меры необходимы, чтобы стимулировать этот процесс?

- Для того чтобы стимулировать привлечение банковских ресурсов в реальный сектор экономики и достичь темпов роста инвестиций в основной капитал и повышения до 25 процентов их доли в ВВП, что было обозначено в Послании Президента РФ, необходимо принятие комплексных мер.

На реализацию национальных проектов должно быть заложено адекватное финансирование. Важно, чтобы закрепление за регионами новых задач сопровождалось необходимым ресурсным обеспечением.

В настоящее время Правительство РФ совместно с Центральным банком РФ приступило к выполнению соответствующего плана действий, которым предусмотрено совершенствование правового регулирования в части создания условий для реализации региональных инвестиционных проектов, взимания неналоговых платежей с предпринимателей и так далее.

Вместе с тем сегодняшнее стимулирующее регулирование должно ориентировать банки направлять ресурсы прежде всего на финансирование реального сектора экономики, малого и среднего бизнеса, ипотеки и быть полезными для развития национальной экономики. Для Центрального банка должно быть важным, чтобы банки не просто были финансово устойчивыми, а эффективно выполняли свою задачу — финансирование экономики.

Для стимулирования вложений в реальный сектор, ипотеку могут служить следующие меры:

Первое. Снижение регуляторной нагрузки на капитал банков.

Второе. Более плавное ужесточение подходов к розничному кредитованию, так как оно формирует платежеспособный спрос.

Третье. Неповышение ключевой ставки и жесткий мониторинг демпинга банков на рынке депозитов/вкладов.

Четвертое. Развитие конкуренции. Именно конкурентная среда заставляет бороться за клиента, повышать качество услуг, снижать ставки по кредитам и предлагать более выгодные условия.

Пятое. Развитие региональных банков. В настоящее время больше половины российских банков размещены в московском регионе. На долю Москвы сегодня приходится более 90 процентов консолидированных активов. В 12 субъектах Федерации вообще отсутствуют региональные банки.

Шестое. Ускоренное развитие финансовой инфраструктуры, то есть формирование единого реестра кредитных досье юридических лиц, создание единой платформы для финансовых услуг и продуктов, а также платформы для финансовых сделок, в рамках которой может осуществляться ведение единого реестра вкладчиков.

- Вы курируете гуманитарный проект по направлению в школы Таджикистана российских учителей. Зачем нужна такая программа?

- Идея гуманитарного проекта зародилась во время официального визита делегации Совета Федерации в Республику Таджикистан для участия в V Межпарламентском форуме «Россия — Таджикистан: потенциал межрегионального сотрудничества» в 2016 году.

Тогда президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном было отмечено, насколько важно сохранять русский язык в Таджикистане, не только в качестве языка межнационального общения на постсоветском пространстве, но как языка, открывающего большие возможности для таджикской молодежи прикоснуться к великой русской культуре, получать образование на русском языке «…Давайте вспомним тяжелейшие 1930-е годы, когда в России была разруха (в Советском Союзе разруха), страна сама нуждалась в помощи. В каждом ауле в Таджикистане был учитель из России, в каждом ауле. И благодаря этому таджики знают русский язык, благодаря этому таджики знают великую русскую культуру. А что же сегодня Россия не может поддержать Таджикистан и направить нам учителей?»

В августе 2017 года проект стартовал. Для работы в Республику Таджикистан было командировано 29 учителей из российских регионов. Также в 2017 году было направлено более 60 тысяч учебников и учебных пособий. Содействие в этом оказали организации Русская гуманитарная миссия, Россотрудничество, Фонд «Русский мир».

В этом году мы продолжили и расширили наш проект — к нему присоединились еще 27 учителей из семи российских регионов, а 26 учителей из призыва прошлого года приняли решение продолжить свою миссию в Таджикистане.

Мы намерены и дальше наращивать российско-таджикское сотрудничество в этой сфере — уже имеются договоренности. Президент Российской Федерации также поддержал этот проект. И сегодня начата реализация проекта по строительству в Таджикистане пяти новых школ на 1,2 тысячи мест каждая. Уверен, что они станут важными центрами российского образования и культуры за рубежом.

- У вас 19 государственных и ведомственных наград, в том числе весьма уважаемый, с трехсотлетней историей, орден Александра Невского, который присваивают «за особые личные заслуги». А какое достижение вы сами назвали бы особым?

- Горжусь вручением медали «За возвращение Крыма» и особенно, что данное событие послужило поводом для включения меня в санкционный список США.

- Прежде чем попасть в высшие эшелоны власти, вы прошли все этапы, получив бесценный опыт управленца и политика, всесторонне знающего, что и как устроено в жизни, — инженер, успешный бизнесмен в сфере научных разработок, руководитель налоговых и финансовых органов, сенатор… Какой период вы считаете наиболее ярким?

- Период работы в Совете Федерации — наиболее яркий и значимый.

Беседовал Сергей Муравьев

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 5980

Ещё материалы: Евгений Бушмин