Электросамокатчикам придется раскошелиться за вольности на тротуарах

Штрафы для пользователей СИМ — практически реальность, в доработке нуждается администрирование процедуры наказания

Тема: Пленарное заседание Государственной Думы 10 июля 2024 года

10.07.2024 14:37

Автор: Дмитрий Литвинов

Законопроект: № 604809-8

Электросамокатчикам придется раскошелиться за вольности на тротуарах
  © Тимур Ханов/ПГ

Довольно высокие штрафы для пользователей электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ) Госдума в качестве поправок приняла в первом чтении 10 июля. Но у депутатов осталось много вопросов к документу: кто и как будет ловить и штрафовать нарушителей, которые в основном ездят по тротуарам, как идентифицировать пользователя частного электросамоката без номера, как измерить скорость движения СИМ и другие. Ко второму чтению законопроект ждут серьезные доработки: парламентарии обсуждают создание реестра СИМ и регистрацию пользователей через портал госуслуг, изъятие СИМ за неоднократную пьяную езду и другие новеллы. «Парламентская газета» узнала подробности.

Кататься пьяным — очень дорого

В апреле 2024 года группа сенаторов из Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству внесла в Госдуму законопроект о штрафах для пользователей СИМ. В числе соавторов — глава комитета Андрей Клишас, его первые замы Ирина Рукавишникова и Владимир Полетаев, член комитета Артем Шейкин.

Законопроект призван повысить эффективность мер по предупреждению и пресечению нарушений Правил дорожного движения лицами, использующими для передвижения средства индивидуальной мобильности (СИМ), и велосипедистами, сказал Артем Шейкин, представляя документ в Госдуме. Авторы предложили поправки в Кодекс об административных правонарушениях: штрафы за невыполнение требования об остановке, управление СИМ в состоянии опьянения, отказ от медосвидетельствования. А также за превышение скорости, движения по автомагистрали, нарушение требований к перевозке грузов и пассажиров, создание помех для движения пешеходов.

Если самокатчик едет быстрее, чем 25 километров в час, его может ждать штраф до 5 тысяч рублей. Движение на СИМ или велосипеде по проезжей части приведет к штрафу от 2 до 2,5 тысячи рублей. Оставление места ДТП — 5 тысяч рублей. Причинение вреда здоровью потерпевшего вследствие нарушения ПДД — до 15 тысяч рублей. За управление электросамокатом в состоянии опьянения нарушителю придется заплатить штраф от 20 до 30 тысяч рублей.

Кто оштрафует ребенка

Полномочия по возбуждению и рассмотрению дел в отношении пользователей СИМ предлагается отнести к компетенции МВД, сообщил Артем Шейкин. Штрафы по отдельным составам, по его словам, смогут выписывать уполномоченные сотрудники органов исполнительной власти субъектов РФ.

К тому, кто и каким образом будет штрафовать самокатчиков, очень много вопросов, при этом нет сомнений, что такие штрафы нужны, сказала зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Ирина Белых. «У должностных лиц регионов нет права останавливать людей и запрашивать паспорт, — отметила она. — Кроме того, большая часть изменений затронет не только СИМ, но и велосипеды, а ряд обязанностей для их владельцев не установлены в ПДД и других документах. Например, ограничение скорости или обязанность быть трезвым».

Еще одна часть вопросов — к идентификации нарушителей. Номера, которые есть на прокатных самокатах, предназначены для их внутренней идентификации кикшеринговым сервисом, это не государственный регистрационный знак, подчеркнула Ирина Белых.

Но если даже нарушителя вычислят и задержат, оштрафовать его не всегда возможно. На это обратил внимание глава думского Комитета по социальной политике Ярослав Нилов: «Возраст привлечения к административной ответственности — 16 лет, а на самокатах у нас гоняют даже маленькие дети». Кроме того, депутат указал на недостаточные возможности правоохранителей фиксировать скорость электросамокатов на тротуарах, где они в основном ездят, а также на то, что мощность частных СИМ не всегда соответствует установленным требованиям. Нилов предложил организовать тотальную проверку всех имеющихся устройств.

Запрещать или нет

Ко второму чтению в законопроект предстоит внести серьезные поправки, согласился Артем Шейкин. Он напомнил, что на рассмотрении Госдумы находится еще одна инициатива, касающаяся СИМ, внесенная Мосгордумой. «Имеет смысл объединить усилия и взять все нужное из документов», — сказал сенатор.

Что касается идентификации пользователей, то парламентарии, по словам Шейкина, прорабатывают такую идентификацию через портал госуслуг, а также создание государственного реестра СИМ.

Депутаты выступили со своими предложениями. Член Комитета Госдумы по вопросам собственности Максим Иванов считает необходимым конфисковывать СИМ за пьяную езду. «Электросамокаты востребованы на СВО, возможно их стоит изымать у злостных нарушителей и отправлять на помощь бойцам», — сказал Иванов. Он не уточнил, идет ли речь о частных устройствах или в том числе о прокатных.

В законопроект следует добавить ответственность для курьеров на электрических велосипедах, которых стало очень много в больших городах, сказал первый зампред Комитета Госдумы по культуре Дмитрий Певцов. На время доработки законопроекта он предложил запретить движение СИМ.

О запрете, как минимум частичном, говорили многие в думском зале. Член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева напомнила, что такой опыт есть у Санкт-Петербурга: там власти своим решением вводят ограничения на движение СИМ в определенные даты или на определенной территории. «Имеет смысл предоставить властям всех регионов возможность временно запрещать движение СИМ», — заключила Дмитриева.

Читайте также:

• Новые штрафы для самокатчиков могут ввести в 2024 году