Экспортные хиты России: шоколад, мороженое и растительное масло
Какие еще отечественные товары готовы завоевать весь дружественный мир
Стереотип о России как о стране, не способной самостоятельно производить ничего сложнее зубочисток, пора развеять. Мы должны, можем и будем наращивать экспорт — продуктов, станков, медикаментов, инфраструктурного оборудования. На заседании Президиума Госсовета 30 октября Владимир Путин поручил Правительству и Российскому экспортному центру масштабировать программу «Сделано в России» для продвижения отечественной продукции за рубежом и сказал о том, что несмотря на объективные трудности, с которыми сейчас сталкивается отечественный бизнес, страна развивает внешние связи, расширяет их географию и укрепляет сотрудничество с предсказуемыми, надежными партнерами. «Парламентская газета» выяснила, какие российские товары, кроме нефти, газа и продукции ОПК, охотнее всего покупают и готовы покупать за рубежом.
Национальные магазины и фантастический потенциал
В 2023 году российский экспорт составил больше 425 миллиардов долларов, в первом полугодии 2024 года — около 207 миллиардов. Но должно быть больше, дал понять президент на заседании Президиума Госсовета. Особенно несырьевых товаров.
«С 2001 по 2023 год объем несырьевого неэнергетического экспорта России вырос более чем в четыре раза, до 148 миллиардов долларов. Это на самом деле не так уж и много», — сказал Владимир Путин, добавив, что нужно повышать узнаваемость российских товаров.
Это уже делают: Российский экспортный центр (РЭЦ) организует информационные кампании в СМИ и соцсетях за рубежом, а также участие производителей в крупнейших выставках и ярмарках. С 2019 года почти 5 тысяч поставщиков из России презентовали свою продукцию в 35 странах, а итогом этого стали экспортные контракты на 1,3 миллиарда долларов.
А еще РЭЦ открывает национальные магазины Made in Russia на международных маркетплейсах и в физических точках продаж, рекламируя отечественные товары на этих площадках с помощью известных зарубежных блогеров. Кстати, лучше всего в национальных магазинах за рубежом, где уже представлены товары 800 компаний, продаются отечественные кондитерские изделия. Но бакалея, молочная продукция, напитки, косметика и товары для детей тоже пользуются очень хорошим спросом.
Одного растительного масла в прошлом году на внешние рынки Россия поставила более 6,5 миллиона тонн, мороженого — почти 14 тысяч тонн, молочной сыворотки — 24 тысячи тонн, а сухого молока — 20 тысяч тонн. Но главное, что все это точно не предел. Генеральный директор Национального союза производителей молока Артем Белов на Первом форуме лидеров молочной индустрии назвал потенциал развития поставок российской молочки на зарубежные рынки «совершенно фантастическим».
Цель увеличить несырьевой неэнергетический экспорт к 2030 году как минимум на две трети по сравнению с 2023 годом президент назвал амбициозной с учетом вызовов, «с которыми столкнулись наши компании», но дал понять, что невозможного нет: по поставкам продовольствия Россия, например, уже находится «в числе ведущих мировых экспортеров».
Дружить товарами
Как сказал глава комиссии «Международная кооперация и экспорт» Госсовета Александр Цыбульский, исторически большая часть несырьевого экспорта приходится на дружественные страны. И сейчас товарооборот с ними растет, несмотря на прессинг наших партнеров со стороны Америки и ее сателлитов.
«Товарооборот с дружественными странами не просто вырос, он сопоставим с объемом нашей торговли со всем миром, который был четыре года назад», — заявили «Парламентской газете» в РЭЦ, подтвердив, что попытки организовать блокаду внешней торговли России провалились — продукция отечественных производителей успешно продается за границей. Хотя география поставок изменилась: если в 2021 году на дружественные страны приходилось 60 процентов российского несырьевого неэнергетического экспорта, то сейчас — 86 процентов.
Ключевой партнер — Китай, за ним идут Белоруссия и Казахстан. Другие крупные направления российского экспорта — Турция, Индия, Египет и Узбекистан.
«Программа «Сделано в России» должна расширить экспортные возможности отечественных компаний и усилить их вклад в развитие национальной экономики», — заявила «Парламентской газете» гендиректор РЭЦ Вероника Никишина.
От еды до поездов
Если цель — наращивать экспорт, то развивающиеся страны в этом проекте наилучший партнер, дали понять в экспортном центре. У них большое пространство для роста, нас они воспринимают как альтернативного поставщика вдолгую, а не на разовую сделку, из-за демографии спрос на товары там будет расти быстрее, чем где бы то ни было.
Самый большой экспортный потенциал, по мнению специалистов, у отечественного АПК и пищепрома, поставляющих за границу все: от мяса, рыбы, снэков и грибов до семечек, сгущенки и растительного масла, и у машиностроительной отрасли. Также от российских поставщиков за рубежом ждут поставок рядового промышленного сырья, сложного отраслевого оборудования, IT-решений, медикаментов, оборудования для энергетики, железных дорог, подвижного состава транспорта — в частности, как «Парламентской газете» пояснили в Минпромторге, вагонов и локомотивов.
В постсоветских странах высокий спрос на российские потребительские товары, отметили в РЭЦ: уже упомянутое продовольствие, стройматериалы, пластмассу, мебель, бытовую химию.
Что касается стран Глобального Юга, то им понадобится не только еда, ресурсы и промышленное сырье, но и «товары и решения для полной модернизации всей инженерной, энергетической, транспортной, городской инфраструктуры, образовательные и медицинские услуги». А это уже совсем другой масштаб сотрудничества. Правда, отмечают в экспортном центре, важно, чтобы наше «пакетное предложение было конкурентоспособным в сравнении с другими странами».
Читайте также: