Все о пенсиях в России

24.12.2024В Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

23.12.2024Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Экономика в IT по плану

09.11.2023 10:17

Построение системы плановой экономики и государственного заказа в IT-сфере является эффективным способом ускорения развития отрасли и решения приоритетных задач. Государственное участие и инвестиции позволяют сосредоточить ресурсы на улучшении кибербезопасности, программного обеспечения для государственных служб и сетевой инфраструктуры, а также способствуют формированию сильного внутреннего рынка IT-услуг и продуктов.

Не делать дважды

Одной из основных проблем в сфере информационных технологий является наличие дублирующих разработок. Это означает, что большое количество разработчиков работает над похожими или даже идентичными продуктами или решениями. Например, сейчас на рынке цифровой продукции представлены 28 мессенджеров и 34 операционные системы, функционал которых аналогичен. Это приводит к излишней конкуренции и расточительству ресурсов со стороны производителей, негативно влияет на экономику отрасли.

Еще одним примером является наличие дублирующих систем по защите от утечек (DLP-систем). На рынке существует восемь различных DLP-систем, что зачастую приводит к избыточности и сложностям при выборе оптимального и эффективного решения.

В сфере защиты автоматизированных систем управления технологическим процессом (АСУ ТП) существует проблема дублирования функций, вызванная наличием шести различных производителей. Каждая компания занимается своей областью разработки, что часто приводит к повторению функциональности и переизбытку решений на рынке. В результате этого лишь 20% требований рынка удовлетворяются производителями.

В связи с тем, что компании стремятся работать в тех сегментах отрасли и конкурировать по тем продуктам, которые могут принести им максимальную прибыль, а инвестиционные программы редко реализуются на длительный срок, стоит рассмотреть возможность заключения с ними длительных государственных контрактов сроком на 3-5 лет, чтобы производители были уверены в спросе на их продукцию на более длительные периоды.

Для решения этого вопроса важна правильная организация работы всего промышленного комплекса, развитие государственно-частного партнерства, расширение внедрения «сквозных проектов» и форвардных контрактов, которые смогут позволить бизнесу более активно включаться в работу.

Чтобы обеспечить эффективное регулирование избыточной дублирующей продукции в IT-отрасли, требуется нахождение компромиссного решения. Одной из таких мер может стать создание единой интеграционной площадки для производителей. Необходимо создать общий информационно-консультационный центр (ИЦК) или иной подобный механизм сотрудничества между отраслями. Такой подход позволит снизить дублирование разработок и обеспечить сотрудничество между производителями в рамках стратегии импортозамещения.

План производства

Проблема переизбытка и дублирования продукции зачастую возникает из-за того, что компании принимают решения о том, чем заниматься в плане производства, без должной координации и анализа рынка, что создает избыток схожих предложений и снижает конкурентоспособность всех производителей.

В идеале каждая компания должна заниматься своей отдельной областью производства, основываясь на их сильных сторонах и специализации. Это позволит распределить ресурсы и конкурентные преимущества более эффективно и обеспечить, чтобы каждый участник выполнял свою уникальную роль на рынке.

Для достижения этой системы разграничения производства и устранения переизбытка продукции необходимо улучшить координацию и коммуникацию между компаниями. Такое сотрудничество позволит оптимизировать процессы создания и реализации товаров и услуг, обеспечивая баланс между предложением и спросом на рынке, сократить избыточную конкуренцию, сосредоточить ресурсы на наиболее продвинутых решениях и улучшить общую экономику отрасли.

В свою очередь, государство должно создавать необходимые условия для открытого диалога и кооперации разработчиков и производителей, в том числе для межотраслевого сотрудничества, координировать создание специализированных площадок и платформ, разрабатывать соответствующие меры поддержки, чтобы различные компании могли верно определять направления производства и оптимизировать свою деятельность, наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы.

Единый госзаказ

В целях расширения использования отечественной продукции в различных отраслях экономики и сокращения зависимости от импорта предлагается использовать систему государственного заказа на производство российского оборудования и ПО.

Этот вопрос стал одной из ключевых тем круглого стола Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, по итогам которого были разработаны рекомендации Минпромторгу и Минэнерго в части возможности создания единого государственного заказа на производство отечественного оборудования, программного обеспечения и микрочипов, необходимых в разных отраслях экономики для замещения импортной продукции. Такой заказ должен содержать информацию о требуемом объеме оборудования и сроках его поставки.

Принцип отраслевого заказа уже используется в топливно-энергетическом комплексе и включает всю необходимую информацию для перехода на отечественное оборудование и ПО.

В рамках рекомендаций круглого стола Минпромторгу было предложено продолжить работу по утверждению требований к системам качества на предприятиях и созданию единого государственного реестра российской продукции, а также рассмотреть целесообразность создания системы страховых запасов (Росрезерв) для закупки иностранной электронной компонентной базы (ЭКБ) и развитие площадки «ЭКБ Маркет», облегчающей доступ к отечественным компонентам и упрощающей оформление заказов.

Кроме того, Минпромторгу совместно с Минцифры рекомендуется рассмотреть целесообразность формирования дополнительных мер поддержки производителей РФ для экспорта российских товаров и услуг в области IT, в частности, программного обеспечения и радиоэлектронной продукции. Сформированные по итогам круглого стола рекомендации направлены в соответствующие ведомства для рассмотрения.