Все о пенсиях в России

два дня назадОжидаемый период выплаты накопительной пенсии в 2025 году составит 22,5 года

11.11.2024Воспитателям частных детсадов нужно предоставить право на досрочную пенсию

11.11.2024Комитет Госдумы одобрил поправку в бюджет о доиндексации пенсий

Эффективность политики регионов как залог противодействия распространению инфекции

06.05.2020 17:33

Распространение болезни на сегодняшний день является главным вызовом для мирового сообщества. Государствами всего мира принимаются беспрецедентные меры, направленные на уменьшение случаев заражения и сглаживание возникающих во всех сферах общественной жизни последствий от распространения инфекции. Только гарантировав оперативное реагирование на изменение обстановки и реализацию всех необходимых мер, направленных на обеспечение защиты жизни и здоровья граждан, а также предельно осознанно подходя к вводимым ограничениям можно будет преодолеть возникшие обстоятельства.

Влияние заболевания, с которым в таком масштабе впервые в новейшей истории столкнулся весь мир, оказывается различным в зависимости от обстоятельств конкретной ситуации в каждом государстве и его отдельном регионе. Преодоление возникших экстраординарных обстоятельств, равно как и минимизация их негативных последствий для всего общества, будут зависеть от принятия наиболее эффективных и оптимальных мер, соответствующих конкретной эпидемиологической обстановке в каждом российском регионе.

Как отмечала представитель Всемирной организации здравоохранения в России Мелита Вуйнович, в такой большой стране, как Россия, могут быть существенные различия в заболеваемости между регионами, обусловленные, в том числе, объективными причинами. При этом принимаемые властями меры по борьбе с инфекцией должны быть продиктованы как эпидемиологической обстановкой, так и возможностями регионов по сдерживанию роста заболеваемости.

В этой связи наиболее показательной является статистика распространения инфекции в российских регионах, свидетельствующая об объективной необходимости реализации на уровне каждого из субъектов федерации различных мер по стабилизации эпидемиологической ситуации. Очевидно, что предусматриваемые ограничительные меры в одних регионах могут быть неприемлемыми и несоразмерными тому уровню угрозы распространения болезни, который имеется в других субъектах федерации. К примеру, трудно не согласиться с тем, что действующий в Москве с высокой плотностью проживающих на ее территории людей ограничительный режим не является абсолютно необходимым для Томской области, Республики Бурятия, Ненецкого автономного округа и ряда других российских регионов, в которых эпидемиологическая обстановка остается относительно стабильной. Однако сказанное совершенно не означает невозможность изменения введенного режима в случае изменения обстановки. Главы субъектов России во всяком случае должны ориентироваться на динамичное развитие ситуации и принимать, действуя в рамках федерального регулирования, меры, реально необходимые для защиты жизни и здоровья граждан — все соответствующие полномочия уже были делегированы на уровень субъектов федерации.

Принимая во внимание возможные особенности эпидемиологической ситуации в различных российских регионах, Президент России издал Указ от 02.04.2020 г. № 239, в соответствии с которым высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации исходя из санитарноэпидемиологической обстановки и особенностей распространения инфекции в субъекте Российской Федерации должны обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий. Такими мероприятиями, осуществляемыми на региональном уровне, являются определение конкретных территорий в границах субъекта, на которых будут введены ограничительные меры, приостановление (ограничение) деятельности организаций, а также установление особого порядка передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.

Предоставление главам российских регионов дискреции в реализации мероприятий по борьбе с распространением болезни призвано способствовать принятию на уровне субъектов федерации мер, соответствующих эпидемиологической ситуации в каждом конкретном регионе, реализации гибкого подхода, позволяющего предотвратить установление чрезмерных правовых ограничений и существенное изменение привычного ритма жизни российских граждан, если это не создает угрозу для их здоровья. Наделение дополнительными полномочиями глав субъектов России гарантирует принятие только взвешенных решений, действительно соответствующих уровню угрозы распространения болезни.

Как справедливо в этой связи было подчеркнуто Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, «То, что оправдано в одних регионах, может навредить в других». Наличие различных условий распространения инфекции в регионах России также обусловливает недопустимость одномоментного снятия введенных ограничений. В отдельных регионах сложная эпидемиологическая ситуация может сохраняться и после прохождения пика заболеваемости в среднем по государству.

Как указывал Конституционный Суд РФ, принимая решения по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, федеральный законодатель вправе избирать предпочтительные с его точки зрения способы (варианты) осуществления полномочий органами государственной власти и должностными лицами, в отношении которых соответствующий порядок прямо не предусмотрен Конституцией РФ, соблюдая ее принципы и нормы и обеспечивая сбалансированное сочетание интересов Российской Федерации, с одной стороны, и субъектов Российской Федерации — с другой. В то же время законодатель субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно решать правотворческие задачи по вопросам, не получившим содержательного выражения в федеральном законе, не отступая от конституционных требований о непротиворечии законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральным законам и о соблюдении прав и свобод человека и гражданина (постановления от 18 января 1996 года № 2-П, от 9 января 1998 года № 1-П, от 21 декабря 2005 года № 13-П, от 24 декабря 2013 года № 30-П, от 1 декабря 2015 года № 30-П, от 28 марта 2017 года № 10-П и др.). Данная правовая позиция в полной мере применима к правоотношениям, возникающим при передаче субъектам Российской Федерации определенных полномочий, обусловленной необходимостью борьбы с кризисными ситуациями.

Закономерным следствием предоставления соответствующего объема полномочий региональным властям является повышение уровня ответственности руководителей российских регионов. Предоставление любых дополнительных публичных полномочий всегда безусловно сопровождается ответственностью за их надлежащую реализацию. Как неоднократно подчеркивал Президент России, главы регионов должны нести персональную ответственность за принимаемые меры. Более того, как справедливо было отмечено главой государства в обращении к гражданам России в ходе совещания с губернаторами и членами Правительства России 28 апреля 2020 года, осуществляемые на региональном уровне меры поддержки будут считаться реализованными только после их непосредственного получения гражданами и предпринимателями. Таким образом, главы субъектов Российской Федерации должны не только разумно подходить к принимаемым мерам, но также обеспечивать в пределах собственной компетенции контроль над их реализацией.

Преодоление вызова, с которым столкнулось все общество, и минимизация негативных последствий распространения инфекции во многом будут зависеть от своевременных и эффективных действий как на федеральном уровне, так и на уровне регионов, обладающих возможностью оперативного реагирования на изменение обстановки и принятия соразмерных мер, необходимость которых обусловлена конкретной эпидемиологической ситуацией.

Важно также сделать правильные выводы из сложившейся ситуации. Возникшие обстоятельства актуализировали вопрос дальнейшего развития федеративных отношений в части взаимодействия различных уровней публичной власти. В этой связи поправки к Конституции РФ, посвященные созданию единой системы публичной власти, приобретают особую значимость и являются, как мы можем видеть, назревшими для государства и общества. Ведь именно от слаженности взаимодействия федерального центра, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления зависит то, насколько эффективно и скоординировано мы можем справляться с возникающими вызовами и угрозами.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 3003

Ещё материалы: Андрей Клишас