Доставка с риском: как бороться с опасной ездой курьеров
Тротуары, когда-то тихие и безопасные места для прогулок, теперь становятся полем битвы за пространство. Пользователи электросамокатов, курьеры на электровелосипедах наводнили пешеходные зоны, создавая угрозу для безопасности пешеходов, особенно для самых уязвимых групп: детей, пожилых людей и людей с ограниченными возможностями.
Активно занимаюсь решением этой проблемы. На данный момент мною совместно с А. А. Клишасом, И. В. Рукавишниковой и В. В. Полетаевым разработан законопроект, регулирующий движение средств индивидуальной мобильности (СИМ) и велосипедов. Этот законопроект направлен на повышение безопасности пешеходов и создание комфортных условий для всех участников дорожного движения.
Но в связи с ростом популярности служб доставки данный вопрос требует особого внимания. Электровелосипеды позволяют курьерам быстро доставлять заказы, обеспечивая клиентам удобство и оперативность. Однако они также создают опасность для пешеходов, которые могут попасть под колеса электровелосипеда.
Особую опасность доставщики представляют в зимнее время, поскольку погодные условия создают для них дополнительные сложности в управлении средством передвижения. Курьеры часто нарушают правила ПДД, чтобы заработать больше денег, доставив товары в срок или раньше указанного времени, но их погоня за наживой не должна провоцировать опасные для жизни граждан ситуации.
Число происшествий с участием велосипедов, оборудованных электродвигателем, постоянно растет. Так, только в мае этого года известны случаи, когда работник службы доставки на электровелосипеде сбил восьмилетнюю девочку на улице Ярцевская на западе Москвы, в Выборгском районе Санкт-Петербурга курьер на электровелосипеде сбил ребенка.
Что такое электровелосипед?
Электровелосипед выглядит как обычный механический велосипед с педалями. Однако его главная особенность заключается в электрическом моторе, благодаря которому транспортное средство может развивать скорость до 25 километров в час и мощностью двигателя до 0,25 киловатт.
В этом случае их водители могут руководствоваться правилами для велосипедистов: водительское удостоверение, каска, зеркала заднего вида и включенные ходовые огни необязательны.
Водители электоровелосипедов (в подавляющем большинстве курьеры служб доставки) используют для передвижения по тротуарам электровелосипеды, мощность электродвигателя которых в режиме длительной нагрузки более 0,25 киловатт, тем самым фактически являющиеся мопедами.
Для управления ими требуется водительское разрешение категории М, а также оснащение фарами, стоп-сигналами и поворотниками.
Кроме того, известны случаи, когда работники служб доставки самостоятельно модифицируют электровелосипеды, «спиливая педали», что дополнительно свидетельствует на отнесение таких транспортных средств к мопедам, так как они приводятся в движение двигателем.
В крупных городах появился рынок, связанный с продажей и арендой электровелосипедов с номинальной мощностью 250 ватт и реальной до 500, 1000 и даже 4000 ватт. Многие торговые точки имеют собственные тюнинг-мастерские, где за полчаса к велосипеду могут добавить дополнительные лошадиные силы.
Как можно решить проблему
Для решения этой проблемы необходимо принять ряд мер:
- Инициировать проверку транспортных средств — велосипедов, оборудованных электродвигателем, мопедов, двигающихся по тротуарам. Это позволит выявить неисправные транспортные средства и предотвратить возможные аварии. Мною был направлен запрос в МВД РФ с целью иницировать рейд среди транспортных средств курьеров служб доставки еды и других лиц, использующих тротуары для передвижения.
- Возложить ответственность на компании доставки. Обязать компании доставки обеспечивать соблюдение курьерами правил дорожного движения и безопасности. Социально ориентированные компании могут проводить обучение курьеров, контролировать их скорость и поведение на дороге, а также применять меры дисциплинарного воздействия за нарушения.
- Ограничить вес груза. Важно учесть, что многие курьеры перевозят грузы, превышающие допустимый вес, что затрудняет управление электровелосипедами и повышает риск аварий. Необходимо установить лимит веса груза, который может перевозить курьер на электровелосипеде, например, до десяти кг. Это позволит снизить риск аварий, связанных с перегрузом и потерей управления.
- Ввести зоны с ограниченной скоростью для доставщиков. Ввести ограничение скорости или полный запрет движения средств индивидуальной мобильности по тротуарам шириной менее 2-3 метров, а также улицам, где зафиксирован существенный пешеходный трафик. Это поможет обезопасить пешеходов и снизить вероятность столкновений. Ранее направлял письмо мэру Москвы Сергею Собянину с предложением ограничить до десяти километров в час разрешенную скорость для электросамокатов на тротуарах.
Решить проблему безопасности на дорогах с участием курьеров на электровелосипедах можно только совместными усилиями государственных органов, компаний доставки и самих курьеров. Необходимо принять комплексные меры, включающие в себя изменения в законодательстве, повышение ответственности компаний доставки, а также обучение курьеров правилам дорожного движения. Только так можно создать безопасные условия для всех участников дорожного движения.
Ещё материалы: Артем Шейкин , Андрей Клишас, Ирина Рукавишникова, Владимир Полетаев