Все о пенсиях в России

вчераНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

вчераПенсии военным судьям хотят индексировать по новым правилам

два дня назадКомитет Совфеда поддержал закон об ожидаемом периоде выплаты пенсии

Дорогой ты мой керосин: что мешает снизить цены на авиабилеты

Что мешает снизить цены на авиабилеты

ФАС нашла способ повлиять на рост стоимости воздушных перевозок, в Госдуме считают, это не панацея

29.10.2024 00:00

Автор: Валерий Филоненко

Дорогой ты мой керосин: что мешает снизить цены на авиабилеты
  © Виталий Тимкив/РИА Новости

Правительственная комиссия по транспорту будет предварительно рассматривать и принимать параметры инвестиционных проектов по обслуживанию аэропортов. Если чиновники обнаружат превышение ранее утвержденных параметров, органы регулирования увеличение издержек не посчитают основанием для роста тарифов на аэропортовое и наземное обслуживание. Такой порядок поможет также нивелировать риски увеличения стоимости авиаперевозок. Соответствующий проект постановления Правительства федеральная антимонопольная служба разместила на портале проектов нормативных правовых актов. «Парламентская газета» выясняла, достаточно ли указанных мер для снижения цен на авиабилеты.

Аэропортовые сборы и авиационное топливо

В пиковый летний сезон рост цент на билеты превышал 20 процентов, поэтому в обеих палатах парламента внимательно отслеживали ситуацию: председатель Госдумы Вячеслав Володин поручил взять на контроль стоимость авиаперелетов внутри России, а спикер Совфеда Валентина Матвиенко 9 октября поставила задачу сенаторам продолжать мониторинг цены на билеты, взаимодействовать активно с Минтрансом и вносить необходимые предложения.

По мнению экспертов, радикальных способов снизить стоимость авиаперевозок пока нет, однако в ФАС такую попытку сделали. Проект постановления определяет возможность установления долгосрочных тарифов для инвесторов только при наличии предварительного рассмотрения и одобрения правительственной комиссией по транспорту параметров инвестиционных проектов.

«Кроме того, проект постановления предусматривает, что органы регулирования в случае превышения фактических параметров инвестиционного проекта, включая площадь, инвестиции, пропускную способность объектов инфраструктуры аэропорта, исключают из расчета долгосрочных тарифов расходы и нормативную прибыль соразмерно таким превышениям, а также порядок расчета суммы расходов и нормативной прибыли», — сообщается в пояснительной записке к проекту.

Мера позволит исключить резкий рост тарифов на аэропортовое и наземное обслуживание в аэропортах и нивелировать риск увеличения стоимости авиаперевозок «вследствие роста расходов авиакомпаний по данной статье затрат».

Как следует из документа, положения постановления будут распространяться на инвестиционные проекты в аэропортах, планируемые к реализации после вступления документа в силу.

Пособия военным будут выплачивать по-новому

Регулируемые и нерегулируемые тарифы

Ранее министр транспорта Роман Старовойт отметил в беседе с «Парламентской газетой», что в увеличении стоимости авиационных билетов в первую очередь лежат возросшие расходы авиакомпаний на поддержание летной техники и аэропортовое обслуживание. Таким образом, инициатива ФАС в теории поможет сделать авиаперевозки в стране более доступными, считает член Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Бийсултан Хамзаев. Однако для более внушительных изменений к лучшему потребуются другие решения.

«Контроль тарифов аэропортовых сборов — это хорошо, но еще лучше обратить внимание на рост стоимости авиационного топлива, которое в цене перевозок занимает 30 процентов», — уточнил депутат, напомнив, что ранее государство установило серьезные налоговые льготы для топливных компаний с тем, чтобы они не повышали цены на ГСМ.

Впрочем, и дальнейшее совершенствование тарифообразования в аэропортах также не стоит сбрасывать со счетов, полагает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. По его словам, у аэропортов множество нерегулируемых услуг, в которые при необходимости могут перетечь издержки от недополученной выгоды по регулируемым аэропортовым сборам. «Поэтому ФАС нужно периодически обращать внимание на аэропорты и напоминать о том, что некоторые услуги они предоставляют монопольно. И если они будут злоупотреблять своим положением, то тарифы на услуги могут стать регулируемыми», — резюмировал эксперт.

Первый зампред Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Павел Федяев уточнил «Парламентской газете», что хотя Россия и показывает рекордные цифры по авиаперевозкам с учетом десяти закрытых аэропортов, «резервов для того, чтобы уменьшить стоимость билетов в 1,5-2 раза нет». «Одни авиакомпании жалуются на дорогой керосин, другие — закладывают в стоимость билета портовый сбор от 500 до 5 тысяч рублей там, где построили новый терминал», — сказал Федяев.

Депутат добавил, что в этом году по поручению Вячеслава Володина в палате провели несколько больших совещаний, посвященных злободневной теме. В ходе встреч в том числе выяснилось, что у Росстата и у Федеральной антимонопольной службы наблюдается разница в статистике: «Возможно, это вопрос методов, что и как учитывается, но в принципе ФАС мониторит эту сферу очень подробно».

Читайте также:

• Российские самолеты полетят на биотопливе