Все о пенсиях в России

вчераУчастникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

вчераРоссиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

два дня назадНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Для подачи коллективных исков необходим единый портал

24.10.2023 11:20

Создание института групповых исков

С 1 октября 2019 года в Российской Федерации появилась возможность подавать общегражданские групповые иски — вступила в силу новая гл. 22.3 Гражданского процессуального кодекса, закрепляющая возможность подачи в суд коллективных (или групповых) исков по гражданским делам, а также порядок рассмотрения таких дел судами общей юрисдикции.

Статистика рассмотрения групповых исков в Российской Федерации свидетельствует об их количественном увеличении на протяжении 2020—2022 годов: за 2020 год арбитражные суды рассмотрели 49 групповых исков, в 2021 году — 54, в 2022-м — 61. Суды общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства в 2020-м рассмотрели 689 групповых исков, в 2021-м — 741, а в 2022-м — 5963.

Практика применения

Вместе с тем многие участники судебных процессов озвучивают факты, свидетельствующие о возникающих сложностях существующей формы и процессуальных требований к порядку рассмотрения групповых исков.

Такими примерами являются реальные случаи причинения вреда интересам широкого круга граждан, не получивших надлежащую защиту в силу неинформированности об инициировании группового иска, фактической невозможности присоединиться к такому иску.

Например, коллективный иск игроков PlayStation к Sony Interactive Entertainment Europe Limited (подразделение компании в Лондоне) и к московскому офису Sony из-за ухода компании из России.

Очевидно, что в России миллионы пользователей PlayStation. Доходы компании в России по итогам 2021 года (до начала событий, названных причиной ухода компании с российского рынка) только на продажах игровых консолей оцениваются примерно в $200 миллионов.

Тем не менее иск о причинении ущерба из-за невозможности пользоваться своими дорогостоящими PlayStation был подан в Москве только 28 гражданами.

Еще одним примером является коллективный иск пользователей сервиса к ООО «СДЭК-Глобал» (аналогичный как к онлайн-сервису «Яндекс.Еда»).

В феврале 2022 года стало известно, что у российского оператора экспресс-доставки «СДЭК-Глобал» произошла массовая утечка персональных данных пользователей. По версии ООО «СДЭК-Глобал», причиной утечки персональных данных стала хакерская атака. В результате в сети Интернет были опубликованы фамилии и имена, телефоны клиентов сервиса, их адреса и другие персональные данные. В открытом доступе оказались две таблицы с персональными данными пользователей: один файл содержал 466 миллионов строк, второй — 822 миллиона.

Многие пользователи, обнаружив свои персональные данные в открытых источниках, решили объединиться и подали коллективный иск в Центральный районный суд города Новосибирска. На момент подачи группового иска было всего 22 участника. Далее, после опубликования информации в СМИ, присоединились еще около 70 пострадавших. Однако количество соистцов, обратившихся за судебной защитой, несоразмерно мало по сравнению с числом пострадавших лиц.

Еще одним примером является коллективный иск инвесторов к Московской бирже.

Пострадавшие инвесторы, права и интересы которых были нарушены вследствие действий Московской биржи в апреле 2020 года, обратились с коллективными исками в Пресненский районный суд города Москвы. Изначально 23 инвестора обратились с исковыми требованиями на общую сумму около 45 миллионов рублей. Далее были поданы самостоятельные исковые заявления еще пяти инвесторов на общую сумму 288 200 рублей, 22 июня еще восемь инвесторов потребовали через суд 51,24 миллиона рублей.

Данный пример наглядно демонстрирует, что отсутствие единого сервиса, агрегирующего сведения о всех коллективных исках, затрудняет поиск информации об инициируемых или уже поданных групповых исках, в связи с чем вместо того, чтобы пострадавшие могли объединить свои усилия, каждый обращается в суд с самостоятельными исковыми заявлениями. Кроме того, извещения о групповом иске, предусмотренные законодательством в настоящий момент, не отвечают в полной мере принципу извещения наибольшего количества лиц, заинтересованных в присоединении к такому иску.

Нередки случаи попыток истцов объединиться через общие группы в социальных сетях на примере чатов дольщиков строящегося жилья в «ВКонтакте» или создавать чаты в мессенджерах, как, например, пассажиры Аэрофлота с целью подачи коллективного иска к авиакомпании. Это связано с отсутствием иных ресурсов для получения информации и координации группового иска для всех его участников.

Цифровая платформа

Именно поэтому очень важным является предложение о создании информационного портала для подачи коллективных исков, на котором пострадавшие по одному и тому же делу из разных регионов смогут быстро найти друг друга, присоединиться к иску и разделить судебные расходы.

Эта инициатива уже поддержана рядом ведомств и контролирующих органов, в частности Роспотребнадзором, к ведению которого относятся вопросы неоказания или ненадлежащего оказания услуг в сфере ЖКХ, случаи массового отравления продуктами питания и другие.

Предполагается, что платформа будет содержать информацию о всех коллективных исках, систематизированных по регионам страны и ответчикам. Чтобы каждый гражданин, имеющий схожие претензии, например в части ЖКХ или утечек персональных данных, мог оперативно получить информацию о том, где рассматривается иск к той или иной организации.

Целесообразно, чтобы данная платформа использовалась и судами, через нее подавались в суд процессуальные документы (иски, ходатайства, отзывы и т.д.). Для данных целей можно использовать уже существующие платформы ГАС «Правосудие», «Электронное правосудие», однако, учитывая особый характер групповых исков, наличие отдельной информационной платформы, удобная систематизация информации позволят реализовать оперативный и удобный поиск ответчика, понять заявленные исковые требования, что будет важным инструментом, помогающим реализовать свое право на защиту любому гражданину. Для тех, кто уже вовлечен в качестве соистца, платформа станет удобным способом предоставить документы, отслеживать движения судебного процесса.

Учитывая, что, по данным экспертов, объем утечек персональных данных россиян в 2023 году по сравнению с 2022 годом продолжает расти, а в открытом доступе увеличивается количество личной информации граждан, развитие системы коллективных исков сможет стать одним из основных инструментов для восстановления прав потерпевших, гарантировать им компенсацию за вред, причиненный утечками персональных данных.

Устранение сложностей в процессуальных требованиях к порядку подачи и рассмотрения групповых исков, создание единой централизованной платформы сможет гарантировать большую заинтересованность граждан в защите своих прав, а также поспособствует более серьезному подходу операторов к защищенности информационных ресурсов.

Дорожная карта регулирования института групповых исков

Участниками «круглого стола» при Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству на тему: «Институт коллективных исков: проблемы и перспективы развития» обсуждались и другие практические проблемы, препятствующие применению института коллективных исков.

Вопрос о форме соглашения о распределении судебных расходов и порядке их несения также требует дополнительной проработки. По общему правилу судебные расходы по коллективному иску возлагаются на лицо, которое ведет дело в интересах группы лиц (ведущий истец). При этом закон предоставляет ведущему истцу и лицу (лицам), присоединившимся к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц, заключить соглашение, определяющее порядок несения его сторонами судебных расходов (соглашение о распределении судебных расходов), которое должно быть заключено в нотариальной форме.

Учитывая потенциально большое количество истцов (на примере коллективного иска к сервису «СДЭК-Глобал»), их нахождение в разных регионах России, присутствие всех участников группы у нотариуса для подписания такого соглашения представляется затруднительным, еще сложнее организовать одновременное присутствие участников группы у разных нотариусов для удаленного удостоверения соглашения.

Вместо физического присутствия участников группы у нотариуса предлагается рассмотреть вопрос об изменении формы нотариального соглашения о порядке несения судебных расходов на возможность идентификации лиц с помощью электронных цифровых подписей через портал государственных услуг Российской Федерации. Использование ЭЦП на портале государственных услуг значительно упростит и повысит эффективность процесса сбора участников для коллективного иска, делая его более доступным и результативным.

Разработанные на основании рекомендаций круглого стола предложения по упрощению института коллективных исков были направлены министру юстиции РФ Константину Анатольевичу Чуйченко. Министерство юстиции концептуально поддерживает идею создания централизованного информационного ресурса в сфере коллективных исков.

Также предложения по совершенствованию института коллективных исков были направлены главе Роспотребнадзора Анне Юрьевне Поповой.

Роспотребнадзор согласился с рядом разработанных предложений, а также проинформировал о необходимости уменьшения количества членов группы лиц. Сейчас коллективный иск рассматривается от 20 участников, предлагается уменьшить это количество.

В настоящий момент предложение о создании информационного ресурса для коллективных исков направлено на рассмотрение генеральному директору Судебного департамента при Верховном суде Александру Владимировичу Гусеву для разработки необходимых изменений в нормативно-правовое регулирование системы групповых исков. Кроме того, Минцифры России совместно с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ в целях упрощения процедуры подачи групповых исков уже прорабатывают возможность выбора на интерактивной форме открытых коллективных исков из сформированного справочника.

По результатам анализа полученных из профильных ведомств и организаций ответов планируется формирование рабочей группы по подготовке проекта изменений в существующее законодательство, регулирующее институт коллективных исков, а также проработке механизма внедрения цифровой платформы.