Наложенные санкции, набирающий силу финансово-экономический кризис, развязанная против Российского государства информационно-пропагандистская война вновь заставили законодателей озаботиться извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать? Наши общественные и государственные деятели, надо сказать, не спасовали — сумели принять серьезные государственные решения, сочетая политическую гибкость с твердостью державного духа, что очень важно в нынешней ситуации.
«Конституционно значимые цели»
Дабы убедиться в этом, достаточно вспомнить оперативно принятый резонансный закон о переносе парламентских выборов в 2016 году с 4 декабря на третье воскресенье сентября. Его авторы свою инициативу объясняют тем, что работать над бюджетом-2016 должен уже новый думский состав, который будет и отвечать за его исполнение. А еще, разумеется, заботой об избирателе: зимой холод, гололед, зачем мучить людей, если выборы можно проводить в теплое время, ранней осенью или поздней весной. Фракция КПРФ жестко сопротивлялась закону о переносе парламентских выборов во всех трех чтениях. Лидер коммунистов Геннадий Зюганов инициативу парламентского большинства назвал «антиконституционной» и «нелегитимной».
На что Конституционный суд (КС) по запросу Совета Федерации заявил: однократный перенос выборов Госдумы возможен при соблюдении ряда условий. Прежде всего, уменьшение срока полномочий депутатов нынешнего состава будет однократным и не приведет к нарушению работы. Кроме того, «осуществляется в конституционно значимых целях, заблаговременно, не влечет за собой отступления от разумной периодичности проведения очередных выборов Госдумы и непрерывности ее деятельности и является минимально незначительным». Изменение даты очередных выборов, говорится в постановлении, может быть «исключительной, экстраординарной мерой» и не должно использоваться для ограничения политической конкуренции.
Палата регионов изначально высказалась в поддержку решения Конституционного суда России. «Позиция Совета Федерации, которая была представлена в Конституционном суде, по сути, им поддержана. Мы удовлетворены этим решением и в дальнейшем будем руководствоваться текстом данного постановления. Очень важно учесть необходимые условия реализации переноса даты выборов, на которые обратил внимание суд, в частности на заблаговременное уведомление граждан о предстоящих выборах», — заявил сразу же после заседания КС председатель Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас. «Любая определенность лучше, чем неопределенность», — отметила в беседе с журналистами Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. При этом подчеркнула: до выборов остается чуть более года и все партии должны быть сориентированы на своевременное начало подготовки к федеральной кампании.
«Это непродуманная инициатива, которая может дестабилизировать обстановку в стране, — стоит на своем Геннадий Зюганов. — 18 сентября пройдут выборы, но многие депутаты из нынешнего созыва, кто не пройдет в новый, а их полномочия согласно Конституции сохраняются до 4 декабря, придут и скажут: мы тоже хотим голосовать!»
А ведь, наверное, и в самом деле найдутся те, кто не попадет в новый состав депутатского корпуса и захочет пощекотать нервы новым народным избранникам, превращая Думу хотя бы на два месяца в место для жарких дискуссий. Их же ни арестовать, ни изгнать нельзя — в соответствии с изменениями в законе «Об основных гарантиях избирательных прав…» депутатам 6-го созыва, не избранным в 7-ю Госдуму, вплоть до 4 декабря 2016 года сохраняются гарантии неприкосновенности. А еще «выплачиваются ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и единовременное денежное пособие в размере ежемесячного денежного вознаграждения депутата Госдумы. Также сохраняются условия обязательного государственного страхования, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, медицинского, бытового и пенсионного обеспечения, право и условия пользования служебным жилым помещением в городе Москве, гарантии трудовых прав». И право на служебную машину.
Единение и конструктивное взаимодействие Совета Федерации и Государственной Думы стало отличительной чертой прошедшей весенней сессии. Именно оно предопределило и успех Первого парламентского форума БРИКС, и содержательность заседаний Совета законодателей, и насыщенность дискуссий Интеграционного клуба и «Открытой трибуны»
В знак протеста
Обе палаты солидарно осудили действия властей Финляндии, которые запретили въезд Сергею Нарышкину и еще нескольким парламентариям для участия в Парламентской ассамблее ОБСЕ, одной из основательниц которой была Россия. Как пояснил представитель МИД Финляндии Веса Хаккинен, поскольку они числятся в санкционном списке Евросоюза, им отказано во въезде на всю территорию Шенгенской зоны. В ответ российская делегация решила бойкотировать сессию. «Испытывая грубое давление со стороны Вашингтона и Брюсселя, власти Финляндии отказывают в законном праве пяти членам российской делегации участвовать в работе сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Мои коллеги согласились со мной в том, что недопустимо понижать уровень представительства делегации России на сессии, которая посвящена сорокалетию подписания Хельсинского акта — основополагающего документа Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Российская делегация в полном составе не примет участия в работе сессии, которая пройдет в Хельсинки. Это выражение нашего протеста против произвола, против нарушения принципов демократии и парламентаризма. Это наши действия в защиту международного права, в защиту ценностей и принципов парламентаризма и демократии», — заявил журналистам Председатель Госдумы Сергей Нарышкин («Единая Россия»).
Решение Финляндии противоречит всем нормам международного права, уточнил единоросс Николай Ковалев, член Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции. Ни одна из стран не вправе влиять на состав делегации другой страны. «Это ущемление прав, — уверен он. -Запрет на въезд какого-либо члена официальной делегации на территорию страны, являющейся членом организации, вступает в противоречие с уставом организации, которая проводит мероприятие, и должен быть отменен решением международной организации». Один из тех, кому не дали визы — глава Комитета ГД по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий (ЛДПР), — огорчен тем, что Финляндия, действуя в интересах «американского Госдепа», отдаляет ПА ОБСЕ «на одну сессию от урегулирования украинского кризиса, обсуждение которого без России будет неполноценным».
Палата приняла специальное заявление с осуждением скандального решения Финляндии и ряда стран ЕС. «Санкционные меры в отношении российских парламентариев и делегаций чреваты подрывом диалога со всеми негативными последствиями для безопасности и политической атмосферы на Европейском континенте, — говорится в документе. — Откровенно дискриминационные действия в отношении российской делегации могут вызвать лишь сожаление и недоумение». Как уверены депутаты, действия финского правительства «создают условия, при которых равноправный политический диалог невозможен» и «наносят ущерб безопасности и стабильности в Европе».
В Совете Федерации решение Финляндии считают «неприемлемым и недопустимым». «Оно еще раз подчеркивает, что страны Евросоюза под видом так называемой солидарности потеряли суверенитет и уже самостоятельно не могут принимать решения даже по тому, чтобы пустить спикера палаты парламента такого государства, как Россия, на международное мероприятие», — высказалась в поддержку думских коллег глава Совфеда Валентина Матвиенко.
Разразившийся скандал, заявил председатель Комитета СФ по международным делам Константин Косачев, не делает чести ни ЕС, который не вводил санкции на парламентское сотрудничество, а санкции в отношении российских политиков не распространяются на их участие в многосторонних межпарламентских мероприятиях, ни ОБСЕ и ее Парламентской ассамблее, которая оказалась в заложниках у ЕС, ни стране-организатору. Сенатор делает вывод: «Впредь беспрепятственное проведение международных мероприятий возможно с учетом печального финляндского опыта, следовательно, только в странах, которые не участвуют в санкциях».
Сергей Нарышкин также высказался за изолирование от межпарламентского взаимодействия государств, которые поддаются давлению Брюсселя и Вашингтона и грубо нарушают принципы парламентаризма. Подобное единение и конструктивное взаимодействие Совета Федерации и Государственной Думы стало отличительной чертой прошедшей весенней сессии. Именно оно предопределило и успех Первого парламентского форума БРИКС, и содержательность заседаний Совета законодателей, и насыщенность дискуссий Интеграционного клуба и «Открытой трибуны».
Рекордное законотворчество
Фирменным знаком дружественного, можно сказать, корпоративного симбиоза двух палат является законопроект, дающий право на налоговый вычет по НДФЛ гражданам, которые вносят пожертвования на государственные и муниципальные учреждения и организации культуры. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс разработала группа депутатов и сенаторов под началом Сергея Нарышкина и Валентины Матвиенко. «В целях стимулирования привлечения внебюджетных источников финансирования в сферу культуры законопроектом предлагается предоставить физическому лицу право на социальный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц в размере суммы пожертвования, не более 30 процентов суммы дохода, если получателем пожертвования является государственная или муниципальная организация культуры», — говорится в пояснительной записке.
Авторы законопроекта подчеркивают, что основным принципом благотворительной деятельности является бескорыстность. И уверены: «Реализация законопроекта позволит без дополнительного бюджетного финансирования сохранить сложившуюся сеть государственных и муниципальных организаций культуры, создать условия для их развития, освоения ими новых технологий культурной деятельности, а также усилить роль таких организаций культуры, как музеи, библиотеки, архивы, театры, филармонии, концертные залы, дома культуры, в деле исторического и культурного просвещения и воспитания граждан».
Согласованность действий сенаторов и депутатов, судя по статистике законодательного процесса за 2015 год, благотворно сказывается на качестве подготовленных правовых документов. За прошедшие полгода не оказалось ни одного из одобренных Думой закона, который был бы отклонен Советом Федерации или Президентом России. Всего же она приняла за это время 278 новых законов, которые, в свою очередь, оперативно рассматривались Советом Федерации. Палата депутатов продолжает посвящать часть времени законопроектам, доставшимся парламентариям в наследство от прошлых созывов. В нынешнюю сессию были рассмотрены более 170 таких документов. Сейчас их остается около 300 из 1200 — на начало шестого созыва.
В течение весенней сессии 2015 года в Госдуму было внесено 857 законопроектов, из которых рассмотрено в том или ином чтении 711. Рекордной по законодательной производительности для ныне действующей Думы была весенняя сессия прошлого года — внесено 1036 проектов, принято 295 законов. По числу принятых правовых актов первенство пока держит пятый созыв — 1608 законов.
«Национализация элиты» продолжается
Весенняя сессия запомнилась законами о блогерах и уголовной ответственности за реабилитацию нацизма, о «нежелательных организациях» и «праве на забвение» в Мировой паутине, об ужесточении уголовной ответственности за вождение в пьяном виде и нарушение правил эвакуации неправильно припаркованных автомобилей…
Среди памятных и законы о защите национальной экономики и безопасности в условиях санкций Запада. В этом направлении особый интерес представляют правовые документы, предполагающие «национализацию элиты». «Очень важно, что удалось реализовать поручение Президента, который поручил синхронизировать принятие закона о деофшоризации, его вступление в действие с законом об «амнистии капиталов», условное название, которого все знают», — сказал по этому поводу глава Комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров («Единая Россия»). Принятый в мае закон вступил в силу 1 июля и будет действовать по 31 декабря текущего года. Он освобождает от ответственности за налоговые правонарушения в рамках легализации зарубежных капиталов и распространяется на деяния, совершенные до 1 января 2015 года. Желающим легализовать свои зарубежные активы необходимо отправить в налоговый орган декларацию, в которой следует указать свою недвижимость, транспортные средства, акции и счета в банках за рубежом, сведения о контролируемых иностранных компаниях. Раскрывать структуру активов, источник их происхождения необязательно. Взамен обещаны гарантии непривлечения к ответственности — уголовной и административной, доначисления налогов за нарушения при приобретении, распоряжении этим имуществом, но только в пределах указанного в декларации.
Поверят ли в это резиденты офшоров? Как утверждают аналитики Boston Consulting Group в своем отчете, на начало 2015 года объем частных состояний в России вырос на 24,7 процента и составил 2 триллиона долларов, но почти четверть этой суммы — 24 процента — пришлась на офшоры. Причем за прошлый год «офшорная доля» экономики России выросла примерно в 1,5 раза по сравнению со средним уровнем 2009-2013 годов. Удастся ли российской власти перевернуть офшорную страницу? Сейчас идет экономическая война между Россией и Западом, а «на войне — как на войне».
На деофшоризацию российской экономики направлен и принятый буквально в эти дни закон, который запрещает компаниям, находящимся под юрисдикцией офшора, участвовать в поставках товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Совершенствуется система противодействия коррупции и воровству. На излете сессии принят закон, усиливающий ответственность глав госкомпаний и акционерных обществ за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, которое повлекло за собой существенный вред интересам государства и общества. Документ вводит уголовную ответственность для таких лиц за причинение по халатности особо крупного ущерба — более 7,5 миллиона рублей. Минимальная санкция по таким правонарушениям предполагает штраф от 200 тысяч до 500 тысяч рублей, максимальная — арест сроком до шести месяцев. Кроме того, вводится административная ответственность за совершение действий, повлекших неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, и причинивших существенный вред интересам государства и общества. Должностные лица и индивидуальные предприниматели будут штрафоваться на сумму в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, но не менее 30 тысяч рублей. Нарушителям может грозить дисквалификация на срок до двух лет. На юридических лиц будет налагаться штраф от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, но не менее 300 тысяч рублей.
Большое значение для пресечения мошенничества в экономической сфере, отметил зампред Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев, будет иметь закон, направленный на обеспечение достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц. «В ближайшее время нам предстоит совершенствовать законодательство по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, способствовать развитию модели упрощенной идентификации, — говорит он. — Очень важно законодательно стимулировать снижение рисков на рынке потребительского кредитования и ограничить размер доли крупнейших кредиторов при расчете средневзвешенного значения полной стоимости кредита».
«Парламентский контроль» перенесли на осень
Озабочены парламентарии и социальными проблемами, а тут есть о чем задуматься. В России живут 22,9 миллиона человек, чьи доходы ниже прожиточного минимума, сообщается на сайте Росстата. По состоянию на первый квартал 2015 года бедными считаются 15,9 процента жителей России. По сравнению с первым кварталом прошлого года число россиян, живущих за чертой прожиточного минимума, выросло на 3,1 миллиона человек. В стране стало больше бедных из-за роста размера прожиточного минимума: если в начале 2014 года он составлял 7688 рублей, то в 2015-м из-за растущей инфляции увеличился до 9662 рубля. Осложняет ситуацию существенный рост с 1 июля тарифов на газ, электроэнергию, тепло и воду.
На умиротворение общественных настроений направлено и продление сроков приватизации жилья до 1 марта будущего года и нововведения в закон о материнском капитале. Его разрешили использовать в качестве первоначального взноса по ипотеке, не дожидаясь пока ребенку исполнится три года.
И все же главная забота парламентариев — федеральный бюджет на 2015 год, правительственные поправки в который стали яблоком раздора между думцами и министрами. На протяжении всей сессии явно просматривалось стремление Госдумы повысить свою самостоятельность по отношению к исполнительной власти. Особенно много говорилось о «парламентском контроле» над бюджетным процессом, что палата даже одобрила во втором чтении. Правительству вменялось представлять депутатам весь объем информации о дополнительных расходах регионов, которые возникают при передаче им новых полномочий. Кроме того, народные избранники намеревались обязать Правительство передавать им вместе с проектом бюджета данные по новым объектам капитального строительства, на которые выделяются государственные средства.
Однако в ночь перед финишным днем пленарного заседания все переигралось и депутаты перенесли на осень два законопроекта, в том числе и о «парламентском контроле». Взамен законодатели в спешном порядке создали «депутацию Государственной Думы», которая в летний период станет следить за перераспределением бюджетных средств. Кроме того, она призвана решить проблему доступности бюджетных кредитов для региональных бюджетов. «Договор, который регионы подписывают с Минфином, составлялся в докризисный период, и его условия достаточно жесткие, — пояснил Андрей Макаров. — В этом году на бюджетные кредиты регионам выделено 310 миллиардов рублей, а получили они лишь 105 миллиардов, потому что не в состоянии выполнять эти условия. Чтобы это изменить, необходимо решение не только кабинета министров, но и трехсторонней комиссии — Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства».
Так или иначе, парламентарии утвердили правительственные поправки в федеральный бюджет на 2015 год, перераспределив ассигнования на общую сумму 35,5 миллиарда рублей. Оперативным перераспределением бюджетных средств займется парламентская комиссия, из чего напрашивается вывод: не все депутаты и сенаторы смогут отдохнуть этим летом. Деньги любят счет, а закон — порядок.
Павел Анохин