Деньги для Украины «потеряли» в конгрессе, и никто не хочет их искать
Впрочем, уже и Белый дом старается максимально оттянуть момент передачи помощи Киеву, считает эксперт
США на словах заявляют о готовности и дальше помогать Украине, но вот с реальным наполнением этого «спасательного круга» возникают проблемы: очередной пакет с долларами для Киева «застрял» в американском конгрессе. О том, получит Незалежная деньги или нет, «Парламентская газета» поговорила с ведущим экспертом Российского института стратегических исследований (РИСИ) Сергеем Михайловым.
TikTok вместо снарядов для ВСУ
Любовь американских конгрессменов к Украине — довольно странный предмет: вроде бы она есть, а вроде бы ее и нет. Иначе как можно объяснить ситуацию, что законопроект, предусматривающий выделение Киеву 60 млрд долларов, был утвержден сенатом еще в феврале, но до сих пор «болтается» в нижней палате конгресса США. Правда, не все так просто, ведь этот документ, помимо финансирования Незалежной, содержит еще ряд статей, касающихся выделения денег и на другие приоритетные для Вашингтона направления внешней политики, включая средства для Израиля, Тайваня и решение проблем на границе с Мексикой. Всего на эти цели планировалось потратить около 95 млрд долларов.
Как сообщает ТАСС, спикер палаты представителей конгресса США Майк Джонсон (республиканец от штата Луизиана), от которого и зависит порядок внесения документа, заявил, что теперь вместо одного «мегазаконопроекта» представит четыре билля. Каждый будет посвящен отдельной теме — Украине, Израилю, Тайваню и всему остальному. В последний, кстати, неожиданно попали положение о ленд-лизе, изъятие активов «российских олигархов» и даже запрет соцсети TikTok.
Схема Джонсона выглядит более чем странной, потому что в итоге после голосования по каждому из четырех документов их должны обратно «собрать» в один законопроект и представить на согласование в сенат. По мнению Сергея Михайлова, в нынешнем контексте подобная «формула» является ничем иным, как способом потянуть время, причем сделать это чисто технически. Это связано с особенностями работы конгресса США, так как чтобы законопроект поступил на подпись президенту, он должен представлять собой «цельный» документ, а отдельные голосования по 4 разным биллям могут привести к тому, что отдельные его части просто выпадут.
«Более того, если палата представителей и одобрит все 4 документа, то в итоге, естественно, они не будут совпадать с тем единым проектом, который уже давно принят в сенате. Даже при идеальном сценарии верхней и нижней палатам придется как-то решать вопрос согласования. Может быть, они создадут какую-то комиссию или найдут другой выход, но все равно на каком-то этапе законопроект придется переголосовывать», — отметил Михайлов.
Утонувший билль
В результате, как считает эксперт, можно очень долго затягивать процедуру одобрения, буквально утонув в бюрократических формальностях. Кому и зачем нужен такой результат?
По оценке Михайлова, больше всего в этом заинтересован нынешний спикер палаты представителей Майк Джонсон, на которого давят со всех сторон. «Радикальные сторонники экс-президента Дональда Трампа требуют, чтобы в новые законопроекты попали пункты, касающиеся выделения денег на обустройство границы с Мексикой и борьбой с нелегальными мигрантами, причем хотят привязать эти параграфы именно к пакету помощи Украине. Более умеренные республиканцы, так называемые рейганисты, наоборот, торопятся дать денег Киеву, а произраильские круги требуют больше оружия Тель-Авиву. Ну и еще, конечно, Белый дом требует принятия законопроекта, но складывается такое ощущение, он меньше всех давит на Джонсона», — отметил Михайлов.
В итоге спикер нижней палаты конгресса вынужден пытаться маневрировать между различными группами интересов, в отчаянной попытке сохранить свою должность. И фактически единственное, что он может сделать в этой ситуации, — попытаться максимально затянуть процесс принятия законопроекта, чтобы потом иметь возможность сказать, что он сделал все от себя зависящее, но из-за бюрократических проволочек документ не движется, считает эксперт.
Больше всего, по оценке Михайлова, вызывает вопросы позиция Белого дома, который никак не пытается повлиять на ситуацию. Администрация Байдена могла бы искать компромиссы с различными группами влияния, например предложить трампистам какие-то уступки по вопросу обеспечения безопасности границы с Мексикой, но Белый дом как будто решил отмолчаться. В беседе с «Парламентской газетой» эксперт предположил, что таким образом президент США и его окружение дают понять, что не очень заинтересованы в том, чтобы ускоренно продвигать инициативу.
«Тем самым администрация Байдена как бы подталкивает Украину к тому, чтобы Киев несколько снизил свои максималистские требования и стал более расположен к переговорам. Нынешняя ситуация демонстрирует Зеленскому, что в Вашингтоне никто не намерен драться за выделение средств на ВСУ. И в этом плане действия Джонсона очень кстати, ведь всегда можно свалить на него ответственность за невыделенные средства», — подчеркнул Михайлов.
Даром только птички поют
Эксперт полагает, что если ничего экстраординарного не случится, то одобрение законопроекта в ближайший месяц маловероятно. Возможно, на этот процесс способен как-то повлиять Трамп, может быть, республиканцы потребуют изменить формат помощи Украине, например не передавать ей безвозмездно вооружения, а продавать в кредит. Михайлов подчеркнул, что один из четырех «мини-биллей», по сообщениям американских СМИ, как раз включает пункт о ленд-лизе, который фактически и является передачей вооружений в долг.
При этом эксперт напомнил, что у властей США еще остаются возможности оказать помощь Киеву в обход конгресса, например через специальный фонд Пентагона. Суммы там, правда, не такие уж и большие, всего несколько миллиардов долларов. Михайлов, однако, не исключил, что у Вашингтона есть и тайные пути для снабжения ВСУ, которые вполне могут быть неподотчетны законодателям.
Читайте также:
• Мирные переговоры по Украине: что может остановить СВО • Миссия НАТО на Украине: чем ответит Россия