Итоги года с Владимиром Путиным

17:49Путин выступил за долгосрочный и прочный мир на Украине, а не перемирие

17:19Путин предположил, что Зеленский уедет за рубеж и его там возьмут на содержание

17:13Депутат Слуцкий: 2024 год вошел в историю как год перелома в СВО

Что вчера казалось невозможным, завтра станет неизбежным: Украина на пути отторжения собственной Конституции

20.01.2023 17:00

Допустимость ограничения прав и свобод как инструмента регулирования общественных отношений навряд ли может вызывать какие-либо сомнения. Но одно дело, когда этот инструмент используется для обеспечения конституционно значимых целей — баланса в отношениях между людьми, общественного порядка и безопасности страны, и совсем другое, когда он становится средством утверждения властного произвола и следующей из него «режимной» целесообразности. Такая целесообразность, как показывает и мировой исторический опыт, и современность, начисто стирает грань допустимого и пределы усмотрения органов власти, абсолютизируя вседозволенность и санкционируя применение ограничений, разрушающих государство изнутри.

Правовой статус гражданина, предоставляющий его обладателю возможность пользоваться наиболее большим объемом прав, гарантируемых государством, как правило, закрепляется в конституциях государств и охраняется в особом порядке, а прекращение этого статуса и прекращение взаимных прав и обязанностей по своей природе является экстраординарной мерой.

В то же время имеют место случаи «отказа» государства от своих граждан исключительно по мотивам удобства для действующего руководства страны. Примером здесь могут послужить недавние события на Украине, когда четыре депутата Верховной рады по причине наличия оппозиционных взглядов и связи с Россией были лишены депутатских мандатов вследствие прекращения их гражданства президентом Украины. Законность избранного механизма лишения мандатов депутатов Верховной рады вызывает сомнения: предварительно Советом национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) было принято решение о лишении гражданства, которое впоследствии было утверждено указом президента. Украинские власти не скрывают политических мотивов этих решений и открыто заявляют, что продолжат лишать гражданства неугодных лиц. Так, на сегодняшний день гражданства были лишены священнослужители УПЦ, депутаты Верховной рады, а также ряд бизнесменов.

Украина и ранее пренебрегала правами граждан в угоду сиюминутным интересам действующей власти. Например, ряд положений закона Украины «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», предусматривающих правила обязательного использования украинского языка как государственного в сфере культуры, носят явно дискриминационный характер и существенно затрудняют реализацию гражданами, относящимися к русскоязычной части населения, своих прав в публичной сфере. Такое регулирование вступает в противоречие со статей 10 Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств 1997 года № 157, закрепляющей обязанность государств признавать за любым лицом, принадлежащим к национальному меньшинству, право свободно и беспрепятственно пользоваться языком своего меньшинства устно и письменно в частной жизни и публично.

Данное регулирование вызвало большой общественный резонанс. О недопустимости подобных мер высказывались как украинские граждане и народные депутаты Верховной рады, так и европейские политики. Например, глава министерства иностранных дел Венгрии Петер Сиярто высказал позицию, что «Венгрия не потерпит ущемления языковых прав венгерского меньшинства Украины, возможного в случае принятия закона о государственном языке».

Также в последние годы на Украине имеют место систематические нарушения свободы слова. На СМИ и общественные организации, транслирующие альтернативные официальной повестке мнения, власти оказывают сильнейшее давление. Русскоязычные издания «Вести Украина» и «РИА Новости Украина» неоднократно подвергались обыскам, за распространение «языка вражды» оштрафован, а впоследствии прекратил вещание телеканал «Наш». Вследствие обвинений в популяризации органов власти «страны-агрессора», оправданий «оккупации украинских территорий» и призывов подрыва конституционного строя и территориальной целостности и суверенитета Украины лишены лицензии телекомпании холдинга «112-Украина». В отчете Мониторинговой миссии ООН по правам человека на Украине, охватывающем период с 1 февраля по 30 апреля 2021 года, указано на то, что закрытие оппозиционных телеканалов вследствие введения санкций в отношении Тараса Козака противоречит международным стандартам в области прав человека. В документе подчеркивается, что утвержденное указом президента Украины решение СНБО о наложении санкций не имеет обоснования необходимости и пропорциональности, а также не было принято независимым органом.

В отчете выражается обеспокоенность по поводу введения наказания за «коллаборационизм» с враждебным государством, поскольку это не соответствует международным стандартам в сфере свободы слова, мирных собраний и объединений. В октябре 2022 года по обвинению в коллаборационной деятельности и пособничестве государству-агрессору были задержаны президент украинского предприятия «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев и начальник департамента внешнеэкономической деятельности этого предприятия. Обвинение строится на предполагаемом сотрудничестве «Мотор Сич» и российской корпорации «Ростех», выраженном в организации поставок авиадвигателей в Россию. Причем ранее Украина ввела санкции против китайских компаний и граждан, связанных с покупкой доли в этом предприятии, что привело к нарушению прав и ощутимым убыткам китайских инвесторов. Позднее Киевом было принято решение национализировать «Мотор Сич». Тогда представители китайских компаний указали на нарушение Украиной международных обязательств, закрепленных в украинско-китайском межправительственном соглашении 1992 года, статья 4 которого предусматривает запрет на принятие таких мер, как экспроприация и национализация по отношению к инвесторам другой стороны договора.

Подобные действия украинских властей демонстрируют весьма условное соблюдение как обязанностей перед своими гражданами, так и международных обязательств: меры, которые позиционируются как способствующие защите национальных интересов, на практике носят антигражданский характер и вступают в явное противоречие с Конституцией Украины. Отдельного внимания заслуживает несоблюдение прав человека в контексте вооруженного конфликта на востоке Украины. На эту тему в 2021 году был опубликован тематический доклад Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ), который был посвящен проблемам произвольных задержаний, пыток и жестокого обращения в период с 2014 по 2021 год. Согласно докладу около 60% всех связанных с конфликтом случаев содержания под стражей, число которых доходит до 2300, были произвольными, «поскольку не соответствовали требованиям гарантий по международным стандартам прав человека, несмотря на то что они кодифицированы в национальном законодательстве». В качестве примера указано на наличие случаев задержаний и длительных содержаний под стражей без решения суда, фальсификаций улик, нарушений права на адвоката, содержания под стражей в неофициальных местах. Также в докладе приведено утверждение о широком применении пыток и жестокого обращения к произвольно задержанным. При этом жертвы тотального беззакония не могли получить правовую защиту в силу неэффективности деятельности следственных органов. УВКПЧ справедливо называет факт преимущественного оставления серьезных нарушений прав человека без внимания системой правосудия Украины неприемлемым. Масштаб и длительность описанных в докладе нарушений говорит о том, что примененные средства — отнюдь не перегибы на местах, а системное решение руководства страны.

За последние годы киевский режим неоднократно продемонстрировал, что в основу своей политики он ставит не благополучие собственных граждан и налаживание международных связей, а сиюминутные политические интересы и личные амбиции отдельных политических деятелей. Систематические нарушения фундаментальных гражданских прав под предлогом достижения иллюзорных целей говорит о порочности политики Киева. По сути, мы наблюдаем процесс трансформации украинского нацизма, который, приобретая все новые формы, становится угрозой в первую очередь для самих украинских граждан. Очевидно, что неспособное в должной мере гарантировать соблюдение прав своих граждан государство нуждается в фундаментальных преобразованиях.