Все о пенсиях в России

два дня назадПутин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Что грозит водителям, оставившим место ДТП

Ответственность за правонарушение предложили смягчить — но только если в аварии никто не пострадал

18.07.2024 00:00

Автор: Николай Козин

Что грозит водителям, оставившим место ДТП
  © Мобильный репортер /Агентство «Москва»

Для водителей, оставивших место ДТП, предложили смягчить ответственность: прописать в КоАП возможность лишать их прав на срок менее года. Соответствующий законопроект разработал председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, текст есть в распоряжении редакции. «Парламентская газета» рассказывает, какую ответственность для водителей, уехавших с места аварии, предусматривает действующее законодательство и какие правила нужно соблюсти, чтобы ее избежать.

Что должен сделать автомобилист в случае аварии?

В Правилах дорожного движения четко прописаны обязанности водителя в случае ДТП. Так, согласно пункту 2.5, человек, находившийся в момент аварии за рулем, обязан немедленно остановить транспортное средство, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки и не трогать ничего, что имеет отношение к ДТП.

Если в происшествии кто-то пострадал — оказался ранен или погиб, то круг обязанностей водителя расширяется: он должен оказать пострадавшим первую помощь. Собственно, это единственная допустимая по закону причина покинуть место ДТП — отвезти пострадавших в больницу. И то правила сформулированы так, что водитель сначала должен убедиться в том, что это невозможно сделать ни на скорой помощи, ни на какой-нибудь попутке.

Что будет, если уехать с места ДТП?

Согласно действующему законодательству, оставление водителем места ДТП по-разному классифицируется в зависимости от того, к каким последствиям оно привело. Так, например, если в аварии тяжело пострадал человек, бегство с места ДТП будет однозначно рассматриваться как отягчающее обстоятельство в соответствии со статьей 264 УК РФ. В этом случае водителю может грозить до семи лет тюрьмы. Если же итогом стала чья-то смерть, наказание вырастет — вплоть до двенадцати лет. А если погибли двое и больше — вплоть до пятнадцати.

Если же пострадавших нет, а ущерб нанесен небольшой, водителю тоже грозит ответственность, но уже по административной статье — конкретно по статье 12.27, которая предусматривает либо арест на срок до пятнадцати суток, либо лишение прав на срок от года до полутора. Единственное исключение — если оба водителя не имеют друг к другу претензий и оформили европротокол. Тогда уехать с места ДТП можно. Если же кто-то на европротокол не согласен — остается только бросать все дела и ждать ГИБДД.

Что предлагают изменить?

Как отметил в беседе с «Парламентской газетой» Ярослав Нилов, существующее законодательство нужно усовершенствовать, в частности, потому, что в нем содержатся лакуны, которыми могут пользоваться автоподставщики.

«Схема, например, такая — водителя притирают на парковке, а когда он уезжает, пробивают номера, звонят и начинают угрожать, что он нанес машине мошенников какой-то ущерб и теперь ему грозит лишение прав, — подчеркнул парламентарий. — При этом, я знаю, многие водители специально просят на суде, чтобы их посадили на пятнадцать суток, но только не отбирали права, потому что с автомобилем неразрывно связана их трудовая деятельность».

Чтобы снять с плеч водителей груз лишней ответственности, Ярослав Нилов разработал законопроект, который вносит поправки в соответствующую статью КоАП. Список наказаний планируется дополнить административным штрафом в десять тысяч рублей, заплатить который легче, чем отсидеть за решеткой, а срок лишения прав прописать как «до полутора лет», что позволит налагать лишения длительностью менее года.

По словам Ярослава Нилова, ко второму чтению в законопроекте можно также определить конкретный механизм, который будет устанавливать, какой именно вред считается «незначительным». Например, привязать его к страховой сумме. Возможно, автоподставщики, как таковые, от этого и не исчезнут, но у судов, по крайней мере, появится внятный и четкий инструмент, которым они смогут пользоваться, назначая обманутым водителям наказание или освобождая их от такового.

На законопроект получен отрицательный отзыв Правительства — в нем указано, в частности, что водитель и так может в случае незначительного ущерба и крайней необходимости покинуть место ДТП и отделаться штрафом всего в тысячу рублей. Тем не менее, по словам Ярослава Нилова, он рассчитывает, что законопроект рассмотрят в первом чтении уже этой осенью.

Читайте также:

• Серый кикшеринг: заманчивая экономия или риск для безопасности?