Все о пенсиях в России

два дня назадВ Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

23.12.2024Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Что дает России превращение Азова в «русское море»: от портов до курортов

Основой развития региона станет транспортное кольцо длиной 1400 километров

28.03.2024 00:00

Автор: Александр Мащенко

Что дает России превращение Азова в «русское море»: от портов до курортов
  © Александр Полегенько/ТАСС

Превращение Азова в «русское море» дает новые возможности для обеспечения безопасности и развития юга России. Украина лишена выхода к морю и отодвинута от берега на север на расстояние от 80 до 130 километров — такова ширина сухопутного коридора из Ростовской области в Крым через новые регионы. Его самое узкое место — 80 километров — между Угледаром и Мариуполем. Это позволило обезопасить полуостров — достать до него можно только беспилотниками или ракетами. Если бы ВСУ контролировали север Арабатской стрелки с Геническом, Бердянск и Мариуполь, ситуация была бы принципиально иной.

Единый комплекс

Сухопутный коридор из «старой России» в Крым через Таганрог, Новоазовск, Мариуполь, Бердянск и Мелитополь позволил создать «азовское кольцо», которое стало основой для новой транспортной инфраструктуры и фундаментом для развития Приазовья.

«Сейчас Крым постоянно подвергается налетам с подконтрольного украинскому террористическому режиму черноморского берега, а если бы банда Зеленского имела доступ к азовскому побережью, под угрозой массированного удара находился бы еще и Краснодарский край. Да и нам бы еще с этого бока прилетало», — сказал «Парламентской газете» председатель Государственного совета Крыма Владимир Константинов. — Я уже не говорю о той незавидной перспективе, которая существовала еще каких-то десять лет назад, когда Украина имела возможность заблокировать проход российских судов через Керченский пролив. Этот козырь из рук Киева был выбит только после возвращения Крыма в Россию».

Новый статус Азовского моря дает России многое, считает спикер республиканского парламента. Это восстанавливает возможность использовать его акваторию как единый хозяйственный комплекс — и в плане навигации, и как место рыбного промысла, открывает широкие возможности социально-экономического развития Приазовья, в том числе вернувшихся в состав России портовых городов — Бердянска и Мариуполя. Их совокупная мощность перевалки грузов сейчас составляет около шести миллионов тонн в год, а в перспективе может быть увеличена в несколько раз.

Прямо сейчас проводится углубление дна у Мариуполя, что позволит принимать суда дедвейтом до 30 тысяч тонн. Кстати, в советские годы только Мариупольский порт переваливал около 15 миллионов тонн в год — это ориентир, к которому надо стремиться.

«Кроме того, российский контроль над всем азовским побережьем позволяет значительно спрямить дорогу из Москвы в Крым и обратно, — объяснил Константинов. — Сейчас она огибает Азовское море с юга, а теперь можно использовать в качестве транспортного коридора северное побережье, что дает существенную экономию. Этот коридор уже используется и, согласно недавним заявлениям президента, будет активно развиваться».

Шесть главных вопросов о теракте в «Крокус Сити Холле»

Больше дорог

В Приазовье активно укрепляется транспортная инфраструктура, отметил глава Крыма Сергей Аксенов после недавнего совещания по вопросам развития юга России и Приазовья, которое прошло под руководством президента страны. И рассказал, что дорога вокруг Азовского моря будет строиться поэтапно, а протяженность так называемого «азовского кольца» составит 1400 километров.

Приазовье не случайно было отдельно выделено: этот регион, часть которого вернулась «в родную гавань» всего полтора года назад, требует особенно пристального внимания — ему нужна такая же государственная программа, как та, что была реализована после воссоединения с Россией Крыма.

Владимир Путин назвал развитие «азовского кольца» отдельным вопросом и рассказал, что прорабатывается расширение трассы с двух до четырех полос движения. «Мы видим возможность строительства маршрута вокруг Азовского моря — это 1400 километров, — конкретизировал вице-премьер Марат Хуснуллин. — Причем мы его разделили на этапы, это не разом будет делаться. Там, где появляется дополнительный поток, там от двух до четырех полос расширяют. Часть денег в бюджете уже есть, часть мы будем по мере развития работы проводить».

Сейчас идет полноценное проектирование «азовского кольца» по всем этапам, включая обходы Мариуполя и других городов. В итоге пропускная способность на маршруте вокруг Азовского моря увеличится в три раза.

Участники СВО и члены их семей получат новые льготы

Для развития Приазовья необходимо также расширить возможности железной дороги, которая доставляет большинство грузов в порты Мариуполя и Бердянска, поставил задачу президент. Кроме того, Азовское море — это традиционное место отдыха, любимое миллионами наших граждан, а туризм — одна из ключевых отраслей экономики всего региона, и значит, надо развивать и пассажирское железнодорожное сообщение.

По словам губернатора Херсонской области Владимира Сальдо, кольцевая железная дорога, которая свяжет Ростовскую область с Крымом через Донбасс и Новороссию по маршруту Ростов — Мариуполь — Бердянск — Мелитополь — Крым, начнет работать уже к концу этого года.

Стратегия до 2040 года

В Послании Федеральному Собранию Владимир Путин объявил о запуске масштабного проекта «Пять морей», который охватит и азовский регион. Там построят современные гостиничные комплексы с лечебной и реабилитационной инфраструктурой, базами для водного туризма и отдыха. По оценке министра экономического развития Максима Решетникова, к 2030 году число турпоездок на юг с учетом новых регионов увеличится в два раза, и нужно быть готовыми к притоку туристов.

Курорты Арабатской стрелки, Кирилловки, Приморска, Бердянска, несомненно, будут востребованы в России — после окончания специальной военной операции их ждет бурный рост. Турпоток азовских курортов новых регионов эксперты уже сейчас оценивают в более чем полмиллиона отдыхающих в год, а после укрепления безопасности и модернизации инфраструктуры они смогут принимать и более миллиона. Гораздо увереннее в новой реальности будут развиваться азовские курорты Крыма — Щелкино, Курортное и другие. Так, есть планы строительства большого туристического кластера в Ленинском районе полуострова.

По аналогии с Крымом в новых регионах создана свободная экономическая зона, где предусмотрены дополнительные преференции с учетом специфики экономики территорий, в частности по металлургии. Ее резидентами стали уже более 70 предприятий, которые планируют инвестировать 40 миллиардов рублей и создать пять тысяч новых рабочих мест.

Приазовье должно стать одной из точек роста России. Для этого сейчас разрабатывается Стратегия устойчивого развития Приазовья до 2040 года.

Цифры

6 миллионов тонн в год — объем перевалки грузов в Мариуполе и Бердянске.

1 миллион туристов в год способны принимать курорты Азовского моря.

Читайте также:

• Из крымской весны в крымское лето • Петербург продолжает восстанавливать Мариуполь