Чиновники будут общаться с гражданами по-новому
Госслужащих планируют обучить грамотно выстраивать общение с населением через социальные сети, мессенджеры и другие платформы. Такую программу разработал Российский институт развития Интернета. Депутаты Госдумы, сенаторы и читатели «Парламентской газеты» рассказали, как, по их мнению, чиновники должны общаться с гражданами.
Соцсети помогли запустить школьный автобус
Мессенджеры и соцсети сегодня — одно из наиболее значимых и легкодоступных средств медиа, считает председатель Комитета Госдумы по информационной политике, депутат от «Справедливой России» Леонид Левин. «Использование таких ресурсов необходимо руководителям органов государственного управления всех уровней для организации диалога с обществом и получения живой обратной связи», — сказал он. Но разобраться в многообразии социальных платформ без технически навыков и опыта непросто, поэтому Институт развития Интернета, возглавляемый депутатом, подготовил программу для государственных служащих. Её формат — семинары в регионах, на которых чиновники научат вести сообщества и аккаунты в соцсетях, отвечать на обращения и жалобы граждан и проводить социсследования.
Обучение ведению диалога с избирателями в соцсетях улучшило бы такого рода коммуникацию, считает депутат-единоросс Инга Юмашева, так как не у всех чиновников и депутатов есть время самим осваивать этот вопрос. Но она предостерегла от автоматизированного подхода при общении с избирателями. «Если политики начнут использовать схемы и шаблоны и их посты станут формализованными как тексты деловой переписки, то у людей, которые заходят на наши странички, может сложиться мнение, что они общаются с роботом. Люди нуждаются в человеческом отношении во всех смыслах этого слова», — сказала она.
Ещё одно преимущество общения через соцсети — порой можно моментально решить проблему, которая иначе затянулась бы, считает сенатор Дмитрий Шатохин. Он рассказал любопытный случай: «Когда я работал в муниципалитете, утром не вышел на рейс школьный автобус, и я в семь утра уже об этом знал, хотя в управлении образованием ещё были не курсе. После моего звонка вопрос разрешили, а потом спросили: «Откуда вы это узнали?» А мне просто написали в соцсети». Но специальная обучающая программа для чиновников должна быть добровольной, для тех, кто сам хочет подтянуть свои навыки в IT-сфере, убеждён сенатор.
Китайская мудрость не работает
Всё-таки интернет-общение — это только один из элементов для настраивания диалога власти и населения, считает Алексей Кондратьев, так как на отдалённых северных, забайкальских, дальневосточных территориях есть немало людей, которые весьма условно представляют себе гаджеты. «Поэтому чиновник должен брать ноги в руки и минимум раз в месяц всю территорию, от которой он выдвигался, пройти, все болезненные точки изучить: аварийное жильё, проблемные элементы инфраструктуры и так далее. И делать всё, чтобы вопросы снимались, а потом отчитываться перед населением, а не забалтывать и затягивать решение проблем», — сказал он.
Так что китайская мудрость, которая гласит «Между тобой и другим человеком всегда ровно десять шагов. Если ты прошёл свои пять и тебя никто не встретил — разворачивайся и уходи», здесь не работает, рассуждает сенатор. И не люди должны идти к чиновнику, а он к людям, используя для этого все средства — виртуальное общение, печатные средства, а самое главное, личный контакт с людьми, которые живут на территории, заключил он.
Немалая часть — 36,9 процента читателей «Парламентской газеты», — ответили, что вообще не хотят общаться с чиновниками.
Большинство читателей «Парламентской газеты» тоже считают, что без разговора лицом к лицу не обойтись. 44,7 процента ответивших на вопрос «Как чиновники должны общаться с гражданами?» — думают, что общение должно происходить на личных приёмах и встречах. 10,5 процента человек за общение в социальных сетях, 5,3 процента — через СМИ, 2,6 процента — с помощью бумажной переписки. Немалая часть — 36,9 процента людей, — ответили, что вообще не хотят общаться с чиновниками.
Первые лица должны сами вести приём
Было бы правильно, чтобы регулярно проводили личный приём именно руководители высшего уровня — главы муниципальных образований, мэры городов, губернаторы, министры, считает депутат от КПРФ, первый зампред Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев. «А у нас первые лица чаще всего не участвуют в нём, прячась за заместителей и заведующих отделами, которые ничего не решают», — посетовал он. Хорошей практикой депутат назвал советский единый день приёмов, «в два часа по средам, когда все — от директора завода до губернатора — сидели на местах и решали вопросы граждан».
Сегодня у людей тоже достаточно много каналов общения с властью. Во многих структурах предусмотрен приём граждан, в том числе в Госдуме, в Совете Федерации, в региональных парламентах. Можно направить обращение на электронную почту министерства, ведомства, депутатам, сенаторам. Например, в Комитет Госдумы по экологии и охране окружающей среды в день могут прийти десятки и сотни обращений граждан, которые сообщают о фактах жестокого обращения с животными или жалуются на проблемы с экологией в своём регионе, рассказывал его глава Владимир Бурматов. «Ни одно не остаётся без ответа. Мы реагируем, направляем депутатские запросы, обращения в надзорные ведомства, правоохранительные структуры», — заверил парламентарий.