Все о пенсиях в России

вчераУчастникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

вчераРоссиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

два дня назадНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Будущее «стальных птиц»: о безопасном использовании беспилотников

Статья члена Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Артема Шейкина

15.06.2023 00:00

Будущее «стальных птиц»: о безопасном использовании беспилотников
Артем Шейкин © пресс-служба Совета Федерации

Гражданские беспилотные летательные аппараты необходимо оборудовать системой ГЛОНАСС, чтобы их проще было идентифицировать, а частным охранным структурам нужно разрешить сбивать дроны. При этом организацией полетов таких аппаратов мог бы заняться специально созданный Национальный центр управления беспилотными системами. Эти решения помогут максимально безопасному, понятному и удобному применению БПЛА.

На свой страх и риск

Беспилотные летательные аппараты — это не только завораживающая красота кадров, полученных с высоты птичьего полета, но и незаменимые помощники человека в целом ряде отраслей. У многих БПЛА традиционно ассоциируются с армией, однако сейчас их активно используют для коммерческих целей, в строительстве, экологическом мониторинге, при выполнении кадастровых работ и так далее. Сфера применения беспилотников постоянно расширяется, в наши дни это один из показателей технологического развития страны.

Понятно, что многое зависит от того, насколько прозрачна и удобна сама организация полетов. Сейчас сложная геополитическая обстановка и запрет на использование БПЛА из соображений безопасности в ряде регионов, а также затянутая процедура получения разрешения на полет приводят к тому, что пользователи уходят в «серую зону», то есть на свой страх и риск запускают дроны вообще без каких-либо согласований.

Будучи руководителем двух секций Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации, непосредственно связанных с темой использования беспилотных летательных аппаратов, я последовательно выступаю за то, чтобы применение БПЛА было максимально безопасным, понятным и удобным для всех участников процесса, в связи с чем мною был предложен ряд инициатив. Прежде всего это создание Национального центра управления беспилотными системами в составе Единой системы организации воздушного движения РФ, который целиком взял бы на себя все функции по организации полетов гражданских БПЛА. Одной из ключевых задач такого центра должен стать оперативный обмен данными между органами власти и ответственными лицами объектов, которые располагают средствами для устранения беспилотников.

Очевидно, что в распоряжении центра должна быть и актуальная карта каждого региона с указанием зон разрешенных полетов, высотности и сроков согласования. Ориентируясь по карте, пользователи смогут составлять реальные планы полетов и получать отклик на свой запрос максимально быстро. Мною было предложено запустить систему «одного окна», куда пользователи смогут подавать план и характеристики полета и в течение, скажем, двух рабочих дней получать разрешение, если только речь не идет о каких-то закрытых объектах или зонах с ограничениями полетов.

Читайте также:

• Для беспилотников напишут правила воздушного движения

Где «свой», а где «чужой»

С точки зрения безопасности одна из ключевых задач сегодня состоит в том, чтобы распознавать чужие БПЛА, залетающие на территорию России, — и здесь как оптимальное решение была предложена инициатива по внедрению в беспилотники системы ГЛОНАСС. АО «ГЛОНАСС» располагает для этого всем необходимым, и запустить мониторинг «свой-чужой» можно достаточно быстро. Разумеется, одной только идентификацией дронов вопрос безопасности не решить, поэтому в качестве дополнительной меры было предложено внести изменения в паспорта антитеррористической безопасности объектов (в части обязательных требований по предупреждению атак БПЛА), и разрешить негосударственным охранным структурам сбивать беспилотники, если это необходимо для защиты важных объектов, не находящихся под охраной силовых ведомств.

Наконец, будущее развитие беспилотных летательных аппаратов невозможно без собственного производства такой техники. Поэтому мною был направлен запрос в Минпромторг с предложением уточнить критерии включения БПЛА в реестр промышленной продукции, произведенной на территории РФ. Четкое знание критериев внесения в реестр и исключения из него позволит производителям такой техники строить планы и стабильно развиваться, сделает отрасль привлекательной для инвесторов.