«Боинги» и «Эйрбасы» полетят с российскими винтами
Сенаторы предложили запустить производство неоригинальных авиазапчастей
Тема: Санкции и ответ на них
Поставки оригинальных комплектующих к иностранным самолетам значительно усложнились на фоне санкций. Меж тем в США, Иране и Китае уже давно активно развивается рынок неоригинальных запчастей. Изготовленные сертифицированными компаниями альтернативные компоненты можно устанавливать и на российские самолеты, но гораздо выгоднее производить их на территории своей страны. Законопроект, который позволит снизить зависимость от оригинальных компонентов, разработали сенаторы и направили на отзыв в Правительство. «Парламентская газета» ознакомилась с документом и выяснила, как это повлияет на авиаотрасль.
Это не контрафакт
На заре санкций, в начале 2022 года премьер-министр Михаил Мишустин на совещании о развитии российской авиаотрасли сообщил, что доля самолетов зарубежного производства в коммерческом парке пассажирских лайнеров составляет 67,1 процента и на них приходится около 95 процентов всего пассажирооборота. Отсутствие доступа к запчастям с Запада становится все более серьезной проблемой для российского авиафлота.
Как пояснил главный редактор портала Avia.ru, авиаэксперт Роман Гусаров, сейчас российские авиакомпании могут устанавливать на иностранные самолеты только сертифицированные запчасти. Так как официальных поставок нет, все расходники поступают по параллельному импорту из третьих стран.
«Оригинальные запчасти выпускает сам производитель самолетов и его партнеры. При этом в тех же США огромный рынок неоригинальных запчастей, допущенных к установке американскими властями. Неоригинальные — это не значит контрафактные или поддельные. Это запчасти альтернативных производителей, сертифицированные и допущенные к установке на самолеты авиационными властями», — рассказал «Парламентской газете» Гусаров.
Законопроект, который подготовили глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов и его заместитель Мурат Хапсироков, позволит российским предприятиям самим производить неоригинальные запчасти к самолетам.
«Предлагаемый механизм по факту позволит предприятиям выпускать аналогичные комплектующие без разработчика через Росавиацию», — пояснил «Парламентской газете» Кутепов.
Сенатор подчеркнул, что «во всем мире есть возможность выпускать неоригинальные детали, закрепленная законодательно» и это «существенно развивает производство авиакомпонентов».
«В России подобный механизм уже действует для судов иностранного производства. Проблемы у российских судов аналогичные с иностранными, так как в действующем парке российских судов очень много иностранных деталей», — добавил Кутепов.
Загрузить отечественных производителей
В пояснении к законопроекту указано, что рынок альтернативных компонентов стал активно развиваться еще в 1990 годы. Их приобретают и используют крупнейшие авиаперевозчики мира. В частности, в Китае одобрены более 400 производителей таких компонентов.
«Учитывая, что дефицит запасных частей иностранного производства в условиях антироссийских санкций и ограничений, введенных западными поставщиками, в ближайшее время не будет устранен, можно сделать вывод о том, что рынок альтернативных запасных частей будет активно развиваться на территории РФ», — считают законодатели.
Так как в 2022 году Правительство разрешило использовать импортные неоригинальные запчасти, складывается ситуация, при которой китайские и иранские поставщики имеют привилегии по сравнению с отечественными предприятиями. А в отсутствии законодательного регулирования в России «создаются предпосылки вывода производства таких компонентов в Китай», говорится в пояснительной записке.
Законопроект вносит изменение в Воздушный кодекс, наделяющее Авиарегистр, который находится в ведении Росавиации, правом оформлять «одобрение на изготовление и установку комплектующих изделий гражданского воздушного судна, авиационного двигателя и воздушного винта». Требования к изготовителям комплектующих будут установлены Федеральными авиационными правилами.
Законодательно закрепить факт
Как пояснил Роман Гусаров, российские власти не изобретают что-то новое, а руководствуются мировым опытом.
«Это будет выгодно, потому что детали будут доступны, они точно не будут дороже поступающих по параллельному импорту, и спрос будет сохраняться еще лет десять точно. А с точки зрения безопасности гарантом выступит наш сертификационный государственный орган, который будет контролировать и изделия, и производителей», — отметил эксперт.
По его словам, у иностранных самолетов «номенклатура гигантская», расходники исчисляются тысячами, и «всю эту мелочевку необходимо постоянно ввозить из-за границы».
«Скорее всего, речь не будет идти о каких-то сложных агрегатах, потому что заниматься их созданием и производством будет тяжело и экономически абсурдно. Нет смысла создавать параллельный «Боингу» авиапром. Речь пойдет, скорее, о недорогих расходниках и запчастях, которые постоянно требуют замены», — рассказал Гусаров.
Это, по его словам, могут быть резина для колес шасси, тормозные системы, разные шланги, патрубки, фильтры, лампочки в салоне.
«Законодательное закрепление — это, скорее всего, подтверждение уже состоявшегося факта, что в России готовы к такому производству», — отметил эксперт.
Так, в июне на Петербургском экономическом форуме стало известно о планах запустить вблизи аэропорта Домодедово производство комплектующих для Boeing 737 и Airbus A-320. Ранее, на полях VIII Восточного экономического форума гендиректор Росатома Алексей Лихачев сообщил о совместных с «Аэрофлотом» проектах по импортозамещению некоторых компонентов для иностранных самолетов. Специалисты Росатома, в частности, адаптировали воздушные и водяные фильтры, которые производят для атомных станций, под применение в системах рециркуляции воздуха и подачи питьевой воды самолетов. Испытания показали, что их ресурс почти на четверть превысил показатели зарубежных аналогов.
Читайте также:
• Росавиация: В России не было ни одного случая каннибализации самолетов
Ещё материалы: Андрей Кутепов , Мурат Хапсироков , Михаил Мишустин