Блогерам запретят называться академиями и высшими школами

Сетевых коучей могут обязать получать лицензию на образовательные услуги

13:08  Автор: Дмитрий Литвинов

Блогерам запретят называться академиями и высшими школами
  © freepik.com

Блогеров, которые обучают чему-либо своих подписчиков, обяжут лицензировать их деятельность, в противном случае они не смогут оказывать образовательные услуги и должны предупреждать об этом аудиторию. Такие законопроекты подготовили в Госдуме и Совете Федерации, копии документов есть в распоряжении редакции. В законе впервые может появиться определение блогера как сетевого автора с аудиторией больше тысячи человек в сутки. Зачем это нужно, узнала «Парламентская газета».

Борьба за доверие

Рынок информационных и образовательных услуг, предоставляемых блогерами, постоянно растет. В 2022 году общий доход только онлайн-школ достиг 95 миллиардов рублей, прозвучало на заседании рабочей группы Госдумы по вопросам совершенствования законодательства в сфере информационного бизнеса и блогосферы 22 июля. В первом квартале 2023 года выручка в сегменте составила 46,7 миллиарда рублей, а по итогам года оборот онлайн-школ вырос на 30 процентов, достигнув 123 миллиардов рублей. Самые популярные ниши: обучение новым профессиям, здоровье, предпринимательство, психология, эзотерика, финансовая грамотность. В каждой из них вращаются миллиарды рублей.

Сетевые авторы, которые просвещают людей в названных и других сферах, как правило, не обладают профильным образованием, имеют сомнительные компетенции и не отвечают за последствия своей работы, считает вице-спикер Госдумы Петр Толстой. Он возглавил думскую рабочую группу по блогерам, которая твердо намерена навести порядок в их работе. «Главное — не обманывать людей, — сказал депутат. — Доверие людей — ключевой показатель для блогера, из этого будем исходить при законодательном регулировании».

Зампредами рабочей группы стали глава IT-Комитета Госдумы Александр Хинштейн, первый зампред Комитета по просвещению Яна Лантратова и сооснователь «Ассоциации блогеров и агентств» Максим Перлин. Последний сообщил, что организация объединяет около 80 процентов российских блогеров, то есть восемь из десяти авторов подписаны на официальные агентства, которые занимаются их продвижением и поддержкой или владеют правами на контент. Задача — вывести из тени оставшиеся 20 процентов.

Исполнительную надпись предлагают использовать для взыскания долгов за ЖКУ

Учить только по лицензии

Рабочую группу только создали, а у ее членов уже готовы три законопроекта в развитие темы. «Парламентская газета» ознакомилась с инициативами. Первый документ впервые в России закрепляет понятие «блогер» и требования к ним. Из официального текста следует, что блогер — это лицо, не зарегистрированное в соответствии с законом о СМИ, размещающее информацию в интернете или оказывающее информационные или образовательные услуги с использованием дистанционных технологий. Признаком блогера станет его ежедневная аудитория — от тысячи человек. «Мы исходим из позиции Роскомнадзора в тысячу посетителей в сутки, но конкретная цифра может еще обсуждаться», — отметила участвовавшая в подготовке законопроекта Яна Лантратова.

Законопроект вводит обязанность блогера проверять достоверность размещаемой информации, соблюдать законодательные запреты и ограничения, права и законные интересы людей и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию.

Так чем же занимаются блогеры — образованием своих подписчиков или консультированием? Ответу на этот вопрос посвящены еще два законопроекта. Если сетевой автор претендует на то, чтобы оказывать образовательные услуги, получать соответствующие льготы и главное — заявлять об этом в рекламе своего предложения, он обязан получить государственную лицензию. В противном случае его работа будет носить характер информационно-консультационных услуг, объяснила Яна Лантратова. Определение этих услуг также появится в законе. «В отношении образовательных услуг применяется льготный налоговый режим — патент, — сказала депутат. — В этой связи государству необходимо установить такой правовой порядок, чтобы люди, предоставляющие услуги информационно-консультационного характера, не могли использовать режим налогообложения не по виду своей деятельности».

Первый зампред Комитета Госдумы по просвещению также сообщила, что Рособрнадзор поддержал предложение запретить блогерам использовать в рекламе своих услуг и в названии курсов слова «высшая школа» и «академия». Эти нововведения найдут отражение в будущих законах, возможно, их пропишут как поправки в законопроектах о блогерах, отметила Яна Лантратова.

Владимир Джабаров: После выхода Байдена из президентской гонки итог выборов в США предопределен

Коучам запретят сулить миллионы

Просветительская работа блогеров может быть не только вредной, но и полезной, считает член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Артем Шейкин. Лидеры мнений, медийные персонажи могут доносить нужную и полезную информацию до молодого поколения, которое им доверяет. Но в этом случае нужно дифференцировать образовательную и просветительскую деятельность, обязав организаторов включать в рекламу последней предупреждение о том, что объект рекламирования не относится к образовательной деятельности, объяснил сенатор.

«В Совете Федерации разрабатываем законопроект, который введет запрет на использование в рекламе просветительской деятельности заявлений, создающих у потребителей впечатление о гарантированном получении или увеличении заработка или иного дохода от участия в курсах, тренингах и семинарах», — рассказал Артем Шейкин.

Блогеры должны стать официальными участниками российского рынка труда, согласились члены думской рабочей группы. Для этого нужно не только дать определение понятию в законе, но и внести работу сетевых авторов в классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Яна Лантратова, которая координирует эту работу, сказала, что положительные заключения о появлении новой профессии получены от ряда ведомств, инициаторы ждут согласования Минцифры. Если и когда информационный рынок станет цивилизованным, на нем появится реальная конкуренция, то и качество контента блогеров будет расти, заключила Лантратова.

Читайте также:

• Десять тысяч подписчиков — и долой анонимность