Система национальной безопасности значительно расширила свои границы и включает как военно-оборонительную составляющую, так и информационную, экономическую и так далее. Столь широкая сфера деятельности предусматривает создание некоего межведомственного органа по координации решения этих вопросов.
ПРОДУКТ РАСПАДА СССР
Впервые речь о необходимости создания такого органа зашла еще в 1990 году. Это было связано с введением в Союзном государстве поста Президента СССР и созданием при нем совещательных органов, деятельность которых была направлена на обеспечение его конституционных полномочий.
Менялась и система государственного управления. В союзных республиках и РСФСР стали создаваться собственные органы государственной безопасности. Все это требовало на союзном уровне в новой форме подойти к координации решения вопросов национальной безопасности. 26 декабря 1990 года был подписан Закон «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления», который и учреждал союзный Совет безопасности. На него возлагалась разработка рекомендаций по проведению в жизнь общесоюзной политики в области обороны страны, по поддержанию ее надежной государственной, экономической и экологической безопасности, преодолению последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, обеспечению стабильности и правового порядка в обществе.
Одновременно аналогичные совбезы стали образовываться и при президентах союзных республик. Вообще, копирование системы союзного уровня на республиканском было в традиции советского времени. Так в РСФСР Совет безопасности как совещательный орган
при президенте был предусмотрен уже в законе от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР». Правда, тогда правовой статус его был непонятен.
Но вот конституционный статус Совет безопасности РСФСР получил уже 24 мая 1991 г. законом РСФСР об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона).
Создание нового органа было делом не быстрым. В июле 1991 года при Президенте РСФСР была образована специальная Комиссия по разработке предложений по статусу, структуре и порядку деятельности Совета безопасности. В результате совместной работы комиссии, комитетов Верховного Совета Российской Федерации по безопасности и по законодательству был подготовлен проект закона Российской Федерации «О безопасности», принятый затем Государственной Думой и утвержденный Президентом России 5 марта 1992 года. Этот закон является действующим и по настоящее время. Правда, большинство его норм в настоящее время уже не применяются. Например, норма, предусматривающая утверждение секретаря Совета безопасности парламентом России, которым на момент принятия закона являлся Верховный Совет. Тем не менее, Совет безопасности остается единственным органом президентского института, статус и деятельность которого регламентируется законом.
Де-факто Совет безопасности был образован Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1992 г. Как говорилось в документе: для обеспечения реализации функций Президента России по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, поддержанию социально-политической стабильности в обществе, защите прав и свобод граждан. Уже тогда была заложена чрезвычайно широкая сфера деятельности новой структуры, что позволит на протяжении всего последующего существования Совета безопасности варьировать приоритеты его деятельности в зависимости от актуальности той или иной проблемы.
Секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев (12 мая 2008 г. — 7 мая 2012 г.; с 21 мая 2012 г. — по настоящее время) у боевого вертолета Ми-35М. Фото ИНТЕРПРЕСС.РУ
ПРЕЗИДЕНТ И ЕГО КОМАНДА
Политическая роль Совета безопасности в различные этапы современной истории России была не одинакова. В период, ознаменованный конституционным кризисом и противостоянием Бориса Ельцина с Верховным Советом РСФСР, он, прежде всего, был органом координации силовых ведомств и консолидировал окружение президента.
После изменения политической ситуации и победы пропрезидентского блока по вопросу принятия новой Конституции России Совет безопасности более стал походить на совещательный орган при главе государства. По закону в его состав на постоянной основе входили только председатель, которым является сам президент, и секретарь. Остальные постоянные члены Совбеза по должности могли меняться по усмотрению главы государства, что закреплялось его указами. Начиная с 1993 года, помимо членов Совета безопасности, входящих в него по должности, появились еще и те, которых персонально стал назначать президент. Как правило, это были те, кто поддерживал его действия и составлял его «команду».
По должности в новый состав Совета безопасности входили восемь человек: директора федеральной службы контрразведки и Службы внешней разведки, министры обороны, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, по делам национальностей и региональной политики, МЧС. Постепенно состав расширялся, и уже в июле 1996 года в него вошли председатель Правительства, секретарь Совета безопасности, руководитель Федеральной службы охраны, министры по атомной энергии, оборонной промышленности, финансов. Позже его членами станут заместитель председателя Правительства, руководитель Администрации Президента, президент Российской академии наук. В 2000-х годах в него вошли председатели Государственной Думы и Совета Федерации, полномочные представители президента в федеральных округах.
Совет безопасности остается единственным органом президентского института, статус и деятельность которого регламентируется законом»
При обращении к персональному составу Совета безопасности ельцинского периода видно, что назначения порой имели знаковый характер и частенько имели под собой политическую конъюнктуру. Так, в 1996 году, после президентской избирательной кампании, секретарем Совбеза стал Александр Лебедь, который занял третье место на выборах. Тем самым Ельцин дал понять, что генерал с ним в коалиции и получил карт-бланш на урегулирование конфликта в Чечне. В политических кругах Совет безопасности в это время даже называли «министерством Чечни».
В 1998 году, с приближением новых выборов, пост секретаря Совета безопасности вновь получил политический вес. Его занимал и Николай Бордюжа, который даже рассматривался как возможный преемник Ельцина, а затем и действительный преемник его — Владимир Путин, бывший в то же время и директором ФСБ России.
Начиная с 2001 года Совет безопасности все более выступает в качестве органа, выполняющего функции оперативно-координационного центра по вопросам национальной безопасности. При этом решающая роль в его деятельности принадлежит именно Президенту России. Он проводит заседания, инициирует принятие решений, определяет приоритеты национальной безопасности. В политическом плане пост секретаря становится менее заметным, хотя ему принадлежит основная роль по координации деятельности этого сложного и многопрофильного органа.
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА
Положение о Совете Безопасности было утверждено 10 июля 1996 года. В соответствии с ним, Совет Безопасности — конституционный орган, осуществляющий подготовку решений президента по вопросам защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Одновременно были сформулированы основные задачи его деятельности, которые с небольшими изменениями присущи ему и по сей день. В частности, к его компетенции отнесены разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности и организация подготовки федеральных целевых программ, а также предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Совет Безопасности на основании анализа ситуации вносит президенту предложения о необходимости введения или отмены чрезвычайного положения.
Ныне действующее Положение о Совете Безопасности, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 года, несколько расширило сферу подведомственных вопросов. Сегодня к ней относятся: вопросы обеспечения безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, иные вопросы, связанные с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также вопросы международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.
Заседания Совета Безопасности проводятся на регулярной основе. С участием Совета Безопасности были разработаны важнейшие документы, такие как Концепция национальной безопасности РФ, Военная доктрина РФ, Концепция внешней политики РФ, Доктрина информационной безопасности РФ, Морская доктрина РФ. В частности, последняя явилась обоснованием создания Морской коллегии — органа, комплексно занимающегося как военными, так и экономическими аспектами. К заслугам Совета Безопасности относится и создание системы базового мониторинга на всех стратегически важных объектах страны. Ее разработку с целью защитить население от возможных техногенных аварий, а также природных катастроф и террористических угроз называют одним из главных результатов работы Совета Безопасности.
Решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях только постоянными членами и вступают в силу после утверждения главой государства. Важнейшие из них оформляются указами президента, иные — протоколами.
Рабочими органами Совета Безопасности являются межведомственные комиссии. В настоящее время работают 7 межведомственных комиссий: по проблемам Содружества независимых государств, по военной безопасности, по общественной безопасности, по безопасности в экономической и социальной сфере, по информационной безопасности, по экологической безопасности, по проблемам стратегического планирования. Совершенно уникальной по своему потенциалу структурой Совета Безопасности является Научный совет. Впервые он был создан еще в 1997 году. Несмотря на то, что положение о нем неоднократно менялось, его место и значение в работе Совбеза переоценить трудно. В него входят видные ученые и специалисты по проблемам национальной безопасности.
На него возложены функции:
— развитие и совершенствование методологии выявления, оценки и прогнозирования угроз безопасности личности, общества и государства, а также научная оценка проводимых мероприятий по обеспечению национальной безопасности страны;
— проведение сравнительного анализа теоретических положений и практических мероприятий по обеспечению национальной безопасности высокоразвитых зарубежных стран и Российской Федерации;
— проведение комплексной научной экспертизы проектов концепций, аналитических и иных документов по оборонным, военно-техническим, научно-организационным, экономическим, экологическим, международным, правовым и другим вопросам обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и другие.
Его методические разработки имеют значение, далеко выходящее за обеспечение деятельности Совета безопасности. Так, например, в 2005 году Научный совет уделял много внимания изучению проблемы обеспечения безопасности в области науки и технологий. По итогам обсуждения доклада «Состояние отечественной науки, направления и неотложные меры государственной политики по развитию научного потенциала Российской Федерации на период до 2010 года» были выработаны соответствующие рекомендации, которые легли в основу государственной политики в этой области.
И наконец, Совет безопасности является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации, а его структура, штатное расписание и Положение об Аппарате утверждаются лично президентом.
Так что де-факто ближе госоргана к Президенту России в стране нет.
Елена Малышева,
кандидат исторических наук, доцент РГГУ
Фото Kremlin.ru, РИА-Новости, Эдуарда Песова, Николая Малышева, Алексея Никольского, Григория Сысоева/ТАСС, архив «Парламентской газеты»