Безопасность на маршрутах: предложения по регулированию рынка аренды электросамокатов
Быстрое развитие в нашей стране рынка кикшеринга привело к увеличению числа электросамокатов на дорогах и тротуарах, как следствие — рост травматизма, что уже представляет опасность для пешеходов и других участников дорожного движения. Поэтому в вопросе безопасной эксплуатации электросамокатов важно уделить внимание не только пользователям этих средств индивидуальной мобильности, но и компаниям кикшеринга.
Немалый бизнес кикшеринга: деньги и ответственность
Экстенсивное развитие кикшеринговых компаний приносит значительные финансовые прибыли для их владельцев. По данным исследования издательства «Трушеринг», в 2022 году объем российского рынка кикшеринга составил 13,3 миллиарда рублей, превысив показатели предыдущего года на 64%. Эти компании также могут получать субсидии от государства — например, Правительство Москвы в прошлом году выделило операторам кикшеринга 65 миллионов рублей на обновление парка самокатов.
Требования к безопасности:
В настоящий момент обязательства кикшеринговых компаний перед городом регулируются юридическим договором (соглашением), на основании которого они осуществляют свою работу.
Эти договора должны в полной мере защищать безопасность граждан (как пешеходов, так и лиц, управляющих СИМ), и давно назрела необходимость включать в них повышенные требования к организации работы кикшеринга:
- Регистрацию в приложении необходимо сделать аналогично с регистрацией на каршеринговые автомобили, использовать фото пользователя с документом, удостоверяющим личность, и проверкой этих данных при авторизации профиля.
- Для предотвращения аварийных ситуаций компании кикшеринга обязаны проводить тестирование пользователей на знание ПДД перед регистрацией личного кабинета пользователей, установив минимальный порог правильных ответов для успешного прохождения теста не ниже 90 процентов.
- В соответствии с ПДД скорость во дворовых территориях и жилых зонах должна быть ограничена (не более 20 км/ч), а при проведении спортивных, иных массовых мероприятий необходимо делать «мертвые зоны», где невозможно передвигаться на данных ТС, к мертвым зонам должны относиться и пешеходные переходы.
- Для безопасности пользователей во время поездки, если пользователь совершает поездку впервые, программа электросамоката должна ограничивать скорость движения до 15 км/ч на расстояние до 10 км.
- После завершения поездки приложение должно фиксировать, что самокат пристегнут и зафиксирован на территории парковки, что позволит избежать брошенных посередине дороги или рядом с парковкой самокатов, которые мешают проходу людей.
- В целях предотвращения аварий необходимо обязать компании кикшеринга передавать данные о скорости и геолокации самокатов в ГИБДД по запросу или в случаях выявления программой правонарушений и по информации, предоставленной ГИБДД, вносить пользователей (нарушителей) в черный список на месяц, полгода, год в зависимости от тяжести и частоты нарушения ПДД.
- Для прокатных самокатов также должны быть предусмотрены зоны, в которых самокат едет со звуковым сопровождением, к которым могут относиться тротуары менее 3 метров шириной, с целью предупреждения пешеходов, передвигающихся по тротуару.
С точки зрения финансовых затрат это не будет обременительно для владельцев кикшеринговых компаний, учитывая их значительные доходы и финансовую стабильность. Некоторые из этих компаний уже торгуют своими акциями на бирже и имеют устойчивые котировки.
Ещё материалы: Артем Шейкин