Без срока давности!
Ввести пожизненное заключение не только организаторам и исполнителям терактов, но и тем, кто финансирует экстремистов, причастен к их подготовке, предлагает пакет антитеррористических законопроектов
Представленные документы готовились совместно с правоохранителями, сотрудниками ФСБ, МВД, Росфинмониторинга и являются ответом на прогремевшие взрывы в Волгограде накануне Нового года.
Поправки затрагивают Уголовный и Административный кодексы, законы, регулирующие связь, Интернет, банковскую и правоохранительную деятельность, работу НКО, региональные органы власти. И предлагают тотальное ужесточение всех антитеррористических норм. Если сейчас, например, за «Обучение террористической деятельности» грозит срок от 5 до 10 лет, то будет от 15 до 20 или пожизненно. За «Организацию незаконного вооруженного формирования» нынче можно получить от 3 до 10 лет, а предлагается от 15 до 20 либо опять же пожизненно. Предложенные в Уголовный кодекс изменения исключают саму возможность вынесения более мягкого наказания за террористическое преступление, подчеркнула председатель думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. «Исключается освобождение от ответственности в связи с истечением срока давности его совершения. Срок давности не будет касаться этих преступлений. Исключается и отсрочка отбывания наказания и возможность условного приговора», — уточнила депутат.
Первый блок поправок расширяет полномочия ФСБ и региональных властей. «Сотрудники органов безопасности получают право не только проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, но и производить досмотр его транспортного средства и груза в случае необходимости. Такие полномочия раньше были только у полицейских, а теперь мы предоставляем такую возможность сотрудникам спецслужб», — сообщил зампред Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Олег Денисенко, в прошлом боец подразделения «Альфа». К этому же блоку относятся поправки и в статьи Уголовного кодекса, которые касаются организации терактов, финансирования боевиков, их подготовки в лагерях. «Максимальный срок, который предусматривается, — пожизненное заключение. Может ли оно остановить смертника? Вряд ли, но для организаторов, тех, кто обучал, готовил, будет останавливающим действием. Мы считаем, что это сыграет свою положительную роль», — пояснил депутат-«альфовец».
Волгоград. 29 декабря 2013 г. Взрыв вокзала |
Столь же жестко будут наказывать за угон воздушного судна, железнодорожного транспорта, за нападения на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой. Пропаганда, оправдание и поддержка терроризма теперь будут считаться отягчающим обстоятельством. К терроризму думцы предлагают приравнять посягательство на жизнь общественного деятеля (ст. 277 УК), насильственный захват власти и ее удержание (ст. 278 УК), вооруженный мятеж (ст. 279 УК). А среди критериев террористической деятельности появляется «дестабилизация деятельности органов власти». Появляется и административная ответственность за неподчинение антитеррористическим комиссиям, которые обычно возглавляют губернаторы: за невыполнение их требований гражданам грозят штрафы в сумме 3000—5000 рублей, должностным лицам — в 30 000—50 000, юридическим лицам — от 300 000 до 1 миллиона рублей.
Цель второго блока законопроектов — противодействие отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Как известно, преступники часто используют современные электронные системы переводов и платежей через Интернет. Сейчас анонимно можно переводить до 40 тысяч рублей в месяц, в случае же принятия поправок — не более тысячи рублей в день и 15 тысяч в течение календарного месяца. «Мы также предлагаем запретить использовать неперсонифицированные карты, которые произведены за пределами Российской Федерации, равно как и прекратить трансграничные переводы, если не известно, кто отправитель, кто получатель. Это не будет касаться персонифицированных карт и не отразится на покупке гражданами каких-то вещей или продуктов через интернет-магазины», — уточнил зампред Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой. В законодательство о борьбе с отмыванием денег вносится положение, которое обязывает банки сообщать Росфинмониторингу обо всех поступлениях НКО от иностранных юридических лиц, граждан, международных организаций сумм более 100 000 рублей. Сейчас контролю подлежат перечисления от 200 000 рублей. Кроме того, контролировать теперь будут не только переводы этих средств, но и траты. Административный кодекс предлагается дополнить статьей — «Финансирование терроризма». В соответствии с ней для юридических лиц вводится ответственность за предоставление, сбор средств и оказание финансовых услуг, если они предназначены для организаций, готовивших преступления террористического характера. Засветившимся юрлицам будут грозить штрафы до 60 миллионов рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В законодательство вносится положение, которое обязывает банки сообщать Росфинмониторингу обо всех поступлениях НКО от иностранных юридических лиц, граждан, международных организаций сумм более 100 000 рублей. Сейчас контролю подлежат перечисления от 200 000 рублей»
Третий блок поправок обязывает провайдеров и владельцев сайтов хранить в течение полугода все данные о приеме, передаче, доставке, обработке электронной информации. Ее вправе затребовать силовые органы в рамках оперативно-розыскной деятельности. Новые правила будут касаться и зарубежных интернет-ресурсов, у которых есть пользователи на территории России. За отказ в предоставлении сведений о действиях пользователей Интернета предлагается ввести штрафы: для физических лиц — от 3000 до 5000, для юридических — от 100 000 до 200 000 рублей. Законопроект также дает право правительству установить порядок идентификации пользователей Интернета. «Физические и юридические лица будут обязаны в порядке, установленном Правительством России, уведомлять Роскомнадзор о начале деятельности по организации распространения информации и обмена данными между пользователями Интернета. Сюда включаются все электронные почтовые сервисы, социальные сети, торренты и СМИ, на страницах которых можно что-то комментировать. Если СМИ зарегистрировано официальным путем, то ему не нужна будет дополнительная регистрация в Роскомнадзоре», — констатировал первый зампред Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин.«Самую высшую ценность имеет жизнь человека, безопасность общества и государства, поэтому эти меры будут иметь характер превенций, характер защиты и упреждения преступлений, которые имеют самые необратимые, самые тяжкие последствия. Общество и государство должны быть максимально консолидированы в том, чтобы обеспечить защиту жизни и здоровья граждан Российской Федерации», — аргументирует Ирина Яровая позицию своих коллег. Но общество консолидироваться почему-то не спешит и дискутирует по поводу поправок, «упреждающих преступления». «Нет никакого смысла увеличивать сроки наказания, ведь террористов сейчас никто не задерживает — их уничтожают»,— заявил глава информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский, напомнив, что ответственность для тех, кто готовит террористическое преступление, предусмотрена Уголовным кодексом и сейчас. Лидер партии «Гражданская платформа» Ирина Прохорова уверена, что внесенный пакет законопроектов является тотальным наступлением на свободы и права граждан России, о чем она и написала в своем блоге. Неоднозначно восприняли их и некоторые ведущие интернет-компании.
Подобные рассуждения Ирина Яровая воспринимает «лукавыми». «Предложение об ограничении анонимных интернет-платежей согласуется с практикой лидирующих стран. Неперсонифицированные платежи во всем мире признаны как средства, используемые в противоправных целях. Таким способом «отмываются» преступные доходы и финансируется организованная преступность. Многие государства, например Германия, пошли по пути прямого запрета анонимных платежных средств. Очевидно, что граждане, имеющие персональные банковские карты и желающие осуществить платеж или оказать материальную поддержку, могут сделать это совершенно беспрепятственно. И в отношении них сохраняются условия банковской тайны. Но также очевидно и то, что ограничение анонимных платежей лишает организованные преступные группировки легко доступных и неконтролируемых источников финансирования, разоблачает преступные связи и формирование преступного сговора. В интересах общества как раз отсечь «корневую», финансовую систему любой преступной деятельности», — расставила депутат точки над «i».
Какая из точек зрения вам ближе? |
Террористическая атака в Волгограде 29 и 30 декабря прошлого года унесла жизни более 34 человек. Почему спецслужбы не смогли предотвратить беду? По мнению одного из отечественных специалистов по их работе, главного редактора сайта Agentura.Ru Андрея Солдатова, во второй половине 2000-х годов, пока реформировались российские спецслужбы, радикальные исламисты на Северном Кавказе также перестроили свою структуру. Они отказались от «квазивоенных формирований, полков и бригад» в пользу небольших ячеек, которые отличаются высокой эффективностью. «При обсуждении последних терактов в Волгограде надо помнить, что действующая стратегия борьбы с терроризмом была разработана в общих чертах в 2004 году, а окончательно оформлена в 2006 году, — говорит эксперт. — Ее главный приоритет — не допускать нападений больших групп боевиков, которые приводят к потере управляемости (то есть политической стабильности) в регионе или стране в целом. Для этого наращивались силы Внутренних войск, спецназа, создавались антитеррористические комиссии в регионах. А террористы изменили свою тактику как раз после 2006 года — перешли к действиям малыми группами (в 2006-м), вернулись к использованию смертников (в 2007-м) и вновь направили смертниц в Москву (в 2010-м). Однако это никак не повлияло на уже сложившуюся систему».
В том же духе высказался и руководитель парламентской фракции КПРФ Геннадий Зюганов: «Оценивая факт сразу нескольких терактов на юге России в течение двух месяцев (три в Волгограде, по одному — в Пятигорске и Махачкале), можно предположить, что внутри террористического подполья шло накопление сил и средств, велась подготовка к широкомасштабной диверсионной операции против России… Очевидно, что действует целая система, в которую вовлечены десятки людей. Кто они? Чем и как связаны? Где эти люди располагаются? Какими источниками финансирования пользуются? Скорее всего, за всем этим террористическим подпольем скрывается сложнейшая, разветвленная сеть типа «Аль-Каиды», созданная при участии спецслужб ряда государств. И то, что эта сеть в России до сих пор не вскрыта, а наши компетентные органы «бьют по хвостам», свидетельствует о крупных проблемах российской системы государственной безопасности. Поэтому трагические события на юге России настоятельно требуют, чтобы ответственные силы общества провели объективный анализ состояния этой важнейшей сферы деятельности государства».
Возможно ли это нынче, когда одна часть общества антитеррористический пакет законов воспринимает «тотальным наступлением на свободы и права граждан», а вторая ратует за еще большее усиление в нем предложенных мер? Так, первый заместитель главы Комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Роман Худяков (ЛДПР) предлагает добавить в российский Уголовный кодекс более жесткую ответственность для близких родственников террористов. Она предусматривает конфискацию имущества, арест банковских счетов и запрет на пересечение границы. И, по мнению депутата, должна наступать как в случае поимки преступника, так и при его гибели. Член Комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Алимова (КПРФ) считает, что в отношении террористов нужно отменить мораторий на смертную казнь. Заместитель главы Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Константин Добрынин настаивает на внесении в статью 293 Уголовного кодекса РФ («Халатность») подготовленной им поправки, которая предусматривает новый состав преступления — «попустительство» терроризму. В соответствии с ней должностные лица, не в полной мере исполнившие свои служебные обязанности, получат тюремный срок от 7 до 15 лет с лишением права занимать соответствующую государственную должность пожизненно, а также лишением воинского звания и государственных наград.
Насколько законодательные инициативы парламентариев соответствуют мировому опыту? Оказывается, жесткие меры по борьбе с терроризмом введены во многих странах. В США, например, после терактов 11 сентября 2001 года законодательство было кардинально пересмотрено. Так, американские спецслужбы, чтобы проследить путь финансирования террористов, теперь вправе негласно проникать в компьютерные базы данных частных фирм и компаний, контролируя их финансовую деятельность. Американские полицейские могут задерживать нелегальных иммигрантов, подозреваемых в террористической деятельности на неделю без предъявления обвинения. В Великобритании тоже внесли поправки в закон, предоставив спецслужбам почти полный доступ к частной электронной почте, более широкие возможности тайно записывать разговоры граждан, отслеживать их передвижения, в том числе в домах и квартирах. В Китае не церемонятся не только с террористами, но и с их родственниками — помимо смертной казни для самого террориста, члены его семьи и окружение автоматически попадают под уголовное преследование как пособники. Принцип коллективной ответственности действует и в Израиле, где жилище террориста просто сносят бульдозером, а за оказание финансовой помощи семьям террористов-смертников может грозить десять лет тюремного заключения.
Как видим, предложенные парламентариями законодательные инициативы вполне в духе времени. Для их обсуждения, сообщил журналистам Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин, в начале февраля в палату будут приглашены руководители силовых ведомств, и антитеррористические законопроекты будут оперативно приняты в первом чтении. Терроризм — одна из самых опасных глобальных угроз ХХI века, подчеркнул он. Противодействие ему должно быть эффективным и решительным по всем направлениям.
[История вопроса]Дискуссия в Госдуме невольно заставляет вспоминать о том, какие изменения вносились в отечественное законодательство после громких терактов. 23 октября 2002 года в Москве был захвачен Театральный центр на Дубровке, при штурме которого погибли 130 человек. 21 ноября были приняты поправки к закону «О борьбе с терроризмом», которые запрещают выдачу тел боевиков близким для захоронения, а также раскрывать данные о месте их погребения. 11 июля 2003 года, через шесть дней после теракта у входа на рок-фестиваль «Крылья», в результате чего погибли 16 человек, депутаты Мосгордумы начали разработку нового закона «Об общественных пунктах правопорядка». Закон был принят в декабре 2003 года и предусматривал создание общественных советов, представители которых докладывали бы участковым о нарушениях. 1 сентября 2004 года в Беслане боевики захватили в школе более тысячи заложников, из которых погибли 330 человек. Нападение на Беслан ускорило подготовку нового закона «О противодействии терроризму», который был внесен в Госдуму 30 ноября 2004 года. Он вступил в силу в 2006 году и предусматривал введение двух правовых режимов — «чрезвычайное положение» и «контртеррористическая операция», во время которых существенно ограничиваются права граждан. В 2010 году после взрывов в Московском метро на станциях «Лубянка» и «Парк культуры», в результате которых погибли 38 человек, Президент Дмитрий Медведев предложил увеличить максимальный срок наказания по «террористическим» преступлениям. Закон был принят Госдумой 26 ноября того же года и увеличивал наказание за совершение теракта с 12 до 15 лет, а за склонение к нему или вербовку террористов — с 8 до 10 лет. Также вводилось понятие «пособничество терроризму», за что максимальный срок наказания предусматривал 20 лет лишения свободы. |