Банкам могут запретить накручивать проценты по кредитам
Заёмщиков избавят от навязывания дополнительных платных услуг
При оформлении потребкредита россиян не заставят подписаться на дополнительные услуги, увеличивающие их расходы по займу, также вводится запрет на необоснованный отказ банков в обслуживании клиентов. Госдума 9 июля приняла в первом чтении два законопроекта, направленных на защиту граждан и повышение доверия к банковскому сектору.
Неустойку ограничат 20 процентами
По данным ЦБ, чаще всего заёмщики в России жалуются на взыскание просроченной задолженности и навязывание банками дополнительных услуг. Поправки в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» запрещают навязывать дополнительные платные услуги при заключении и исполнении договора потребительского займа. В случае нарушения запрета банк обязан будет выплатить заёмщику компенсацию в двукратном размере произведённых им затрат по оплате дополнительных услуг в течение 10 рабочих дней с даты предъявления соответствующего требования.
Документ исключает и возможность навязывания по кредитным договорам, заключённым на срок свыше года, страховки на весь срок кредитования с единовременной оплатой страховых платежей. В законопроекте также уточняется расчёт предельного размера неустойки за неисполнение заёмщиком обязательств по возврату кредита — он не сможет превышать 20% от суммы просроченной задолженности.
Также банкирам запретят включать в кредитный договор пункт об обязательном наличии на счёте, с которого гасится долг, неснижаемого остатка.
«Требование банков иметь неснижаемый и иногда довольно существенный остаток на счёте для погашения кредита очевидно избыточно, — ранее отмечал спикер Госдумы Вячеслав Володин. — Особенно сейчас, когда из-за последствий распространения коронавирусной инфекции многие граждане столкнулись с финансовыми трудностями. Достаточно того, чтобы человек своевременно и ответственно погашал долг. При этом он должен иметь возможность в течение месяца свободно распоряжается всеми своими средствами».
Формальный отказ не принимается
Также Госдума приняла в первом чтении поправки, которые обязывают кредитные организации информировать клиентов об отказе в совершении операции.
Сейчас, согласно законодательству, банки могут отказаться обслуживать клиента и даже заблокировать его счета, если сочтут подозрительной ту или иную его операцию. Объяснять причины, по которым гражданам было отказано в совершении операций по счёту, они не обязаны.
«Блокировка расчётных счетов без предупреждения приводит к тому, что компании не могут своевременно рассчитаться с поставщиками или даже выплатить зарплаты собственным сотрудникам», — пояснил Вячеслав Володин.
Исправить ситуацию президент Владимир Путин поручил кабмину по итогам встречи с женщинами-предпринимателями 7 марта 2018 года.
В соответствии с законопроектом, отказ от обслуживания и блокировка счёта банком будут возможны, только если при проведении у работников кредитной организации возникло обоснованное подозрение в отмывании клиентом преступных доходов или финансировании терроризма. При этом банк будет обязан в срок не позднее пяти рабочих дней с момента отказа представить клиенту информацию о времени и причинах принятия такого решения.