Айтишники, модельеры и артисты получат гранты и субсидии

Регионы определят критерии креативных компаний, учитывая специфику конкретных территорий

12:57  Автор: Мария Соколова

Законопроект: № 474016-8

Айтишники, модельеры и артисты получат гранты и субсидии
  © Чингаев Ярослав /Агентство «Москва»

Креативные индустрии станут отдельным сектором экономики и получат финансовую, имущественную, информационную поддержку. Правительство составит реестр таких компаний и предпринимателей, их поделят на четыре сектора. Это индустрии, основанные на историко-культурном наследии, произведениях литературы и искусства, информационных технологиях, прикладном творчестве. Перечень видов деятельности определит кабмин, но конкретные критерии отбора определят регионы, учитывая свою специфику. Это одна из ключевых поправок, поступивших к законопроекту о развитии креативных индустрий. Документ планируют рассмотреть во втором чтении 30 июля.

Иноагентам и должникам льготы не дадут

В большинстве развитых стран доля креативной экономики в ВВП составляет 5-9 процентов, а в России — около 2,5 процента. К этой сфере относится IT-сектор, кинематография, архитектура и дизайн, создание игрушек и видеоигр, народное творчество и исполнительская деятельность. Законопроект, разработанный депутатами и сенаторами, будет способствовать развитию креативных компаний, которые являются инструментом «мягкой силы» и продвигают культурные традиции на зарубежные рынки.

Согласно законопроекту, креативные индустрии — это сектор экономики, основанный на производстве и продаже товаров и услуг, являющихся результатом интеллектуальной деятельности. Их поделят на четыре категории, а конкретные компании или предпринимателей внесут в региональные и федеральный реестры. Планируют организовать креативные кластеры — там создадут инфраструктуру, необходимую для творческой деятельности.

Творческий бизнес будет получать государственную поддержку: правовую, имущественную, информационную, финансовую, в том числе в виде грантов и субсидий. Для федеральных и региональных льгот компания должна быть зарегистрирована в России, а предприниматели — иметь российское гражданство и платить налоги в нашей стране. Господдержку не дадут иностранным агентам и компаниям-должникам. В законопроекте также говорится о предстоящей разработке образовательных программ для колледжей и вузов и допобразовании в сфере креативных индустрий.

Сколько стоит собрать ребенка в школу в 2024 году

По словам главы Комитета Госдумы по экономической политике Максима Топилина, законопроект прошел широкое обсуждение перед вторым чтением. Всего поступило 43 поправки, 18 из них комитет рекомендовал к принятию.

Кто войдет в реестр

Индустрии разделили на несколько категорий. К первой отнесли те, которые основаны на историко-культурном наследии. Это народно-художественные промыслы, ремесла, деятельность музеев и галерей. При обсуждении законопроекта многие возражали против включения народных мастеров в список креативщиков, мотивируя тем, что это коммерциализирует промыслы. Но, как пояснил соавтор проекта Максим Топилин, новые нормы лишь дают возможность мастерам войти в реестр и получить дополнительные льготы. При этом останется поддержка, предусмотренная законом о народных художественных промыслах.

Вторая категория — индустрии, основанные на произведениях литературы и искусства, результатах издательской и исполнительской деятельности. Речь идет об издании книг, постановке спектаклей, создании музыки, организации концертов, цирковых, танцевальных, кукольных представлений.

В третью группу входят информационно-телекоммуникационные проекты, в том числе разработка программ, создание компьютерных и видеоигр, рекламы. В этой же категории — деятельность СМИ и PR.

В четвертой группе — прикладное творчество. Сюда входят производство одежды, аксессуаров, архитектура, дизайн, гастрономия, сценографическое искусство.

Регионам предоставят больше полномочий

Ко второму чтению в законопроекте уточнили полномочия Правительства и регионов. Кабмин утвердит правила формирования и ведения федерального реестра творческих индустрий, установит критерии признания территории креативным кластером. Курировать развитие этой сферы, собирать статистику о вкладе креативщиков в экономику будет федеральное ведомство — скорее всего, Минэкономразвития.

При этом регионы смогут сами устанавливать критерии креативных компаний и предпринимателей, учитывая территориальную специфику. Они составят региональные списки производителей интеллектуальных продуктов, которые учтут в общем федеральном реестре.

«Законопроект направлен на учет уникальных региональных практик, которые сформировались уже в десятке регионов страны. Нашей целью было дать толчок отрасли, а не пытаться ее зарегулировать, — сказал «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по экономической политике, соавтор законопроекта Денис Кравченко. — Именно поэтому в редакции ко второму чтению мы дали некоторую свободу регионам под общей координацией ответственного за развитие креативной экономики органа исполнительной власти».

Предусматривается, что новые нормы вступят в силу через 180 дней после опубликования. За это время предстоит разработать и утвердить подзаконные нормативные акты.

Читайте также:

• Белые ночи и красная икра — креативным индустриям придумали новые точки роста • Законы, вступающие в силу в августе