Все о пенсиях в России

вчераМинфин объяснил, как приумножить пенсионные накопления

01.11.2024Парламентарии Ямала предлагают устранить правовые коллизии в вопросах пенсионного обеспечения северян

29.10.2024Инвестировать пенсию в НПФ можно будет на «Госуслугах»

Австралия против Facebook — ничья 1:1

Выиграет ли Россия войну против транснациональных IT-компаний

26.02.2021 16:34

Автор: Марина Третьякова

Австралия против Facebook — ничья 1:1

Фото: Lori.ru

Австралия обязала крупные интернет-сервисы платить местным изданиям за отображение их контента — после демонстративного блэкаута они подчинились. Похожие законы готовят Канада и страны Евросоюза. Но вопрос о том, что цифровые платформы отбирают доходы у традиционных СМИ, не единственный. Общество волнует в целом тот факт, что IT-гиганты стали слишком выборочно относиться к соблюдению прав человека. Долго ли соцсети и поисковые ресурсы будут диктовать миру свои правила?

Facebook за всё заплатит

Утром 18 февраля жители Австралии открыли ленты новостей в Facebook и… ничего там не увидели. Соцсеть закрыла для них новости со всего мира, а всей планете запретила делиться новостями из этой страны. Это был ответ IT-гиганта на подготовку закона под названием «Кодекс ведения переговоров с новостными медиа и цифровыми платформами», над которым власти Австралии работали много лет. Он требует, чтобы соцсети и поисковые сервисы платили местным изданиям за отображение их контента. Отказ повлечёт крупные штрафы для цифровых сервисов.

Логика Канберры такова: в эпоху технологического бума вся аудитория прессы ушла в соцсети. За вынужденную необходимость быть там, куда IT-корпорации переманили читателей, СМИ расплачиваются собственным кошельком. В Австралии подсчитали масштаб трагедии: из каждых 100 долларов расходов на онлайн-рекламу 81 доллар приходится на Google и Facebook, сообщала газета The Guardian в декабре 2020 года. Всё это приводит к разорению редакций и издательств, подчёркивают австралийцы.  

Роскомнадзор рассмотрит цифровой налог в качестве требования к зарубежным IT-компаниям

Главные, но не единственные адресаты закона — Facebook и Google. С обеими корпорациями шла длительная дискуссия, и они изначально были недовольны проектом. Компания Google в итоге смирилась: на прошлой неделе она заключила соглашения об оплате новостного контента с крупнейшими издательствами Австралии. А Facebook забанил всю страну в соцсети, что вынудило власти пойти на компромисс: они внесли в закон поправки, которые удовлетворили компанию Цукерберга. Парламент одобрил новую редакцию кодекса 25 февраля, на следующий день главный казначей Австралии Джош Фрайденберг заявил, что Facebook восстановит все страницы и публикации австралийских СМИ.  

Пример для подражания

Опытом Австралии заинтересовались другие страны. Сейчас парламент Канады готовит поправки в закон об авторском праве, чтобы заставить цифровые корпорации платить новостным изданиям, сообщило 17 февраля издание Toronto Star. По его данным, планируется, чтобы медиа коллективно договаривались с цифровыми платформами о вознаграждениях, получали деньги в «общий котёл» и затем распределяли их между собой.

В Европарламенте ранее начали готовить два законопроекта — о цифровых услугах и о цифровых правах. Сейчас депутаты раздумывают над тем, чтобы включить в них нормы, подобные положениям австралийского кодекса, сообщила 9 февраля Financial Times.

Володин предложил проанализировать опыт Европы в сфере регулирования работы международных IT-компаний

В 2019 году Европарламент одобрил директиву об авторском праве, которая обязывает поисковые сервисы платить изданиям за отображение их материалов. Его положениями уже воспользовалась Франция, обязав компанию Google заключать лицензионные соглашения с издательствами. Сделка состоялась в январе 2021 года. Ожидается, что другие страны Евросоюза последуют примеру французов в этом году, пишет CNN.

Такой подход вполне правомерен, в том числе и для России, считает член Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Максим Григорьев. «Мы видим, когда небольшие издания не могут нормально развиваться, и, если бы не поддержка государства, это привело бы к исчезновению большинства российских СМИ», — сказал он «Парламентской газете».

Эксперт уверен, что перспектива заставить цифровых гигантов платить за отображение контента российских СМИ вполне реальна. Для всех них Россия — это крупный рынок, на котором они получают прибыль, и терять его они не захотят, пояснил Григорьев.

Цифровые диктаторы

«Австралийский кейс» привлёк внимание всего мира по двум причинам. С одной стороны, одной отдельно взятой стране удалось добиться того, чтобы онлайн-сервисы таки заплатили изданиям, пострадавшим из-за их доминирующего положения на рынке.

«Это история быстрого и успешного внедрения госрегулирования в прежде совершенно «дикий» сектор взаимоотношений в Сети», — оценил ситуацию член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин.

С другой стороны, Facebook показал свою силу, в одночасье «удалив из друзей» целое государство, после чего последнему не оставалось ничего, кроме как выполнить ряд его требований.

«По сути, Facebook своими действиями объявил войну целому государству, не только демонстративно игнорируя законы Австралии, но и нарушая права австралийцев», — отметил в интервью «Парламентской газете» Александр Хинштейн, комментируя зачистку австралийских новостей в соцсети.

Фото: pixabay

О том, что цифровые магнаты влияют на нашу жизнь во всех сферах, сказано уже немало, об этом пишут книги и снимают кино. Даже на родине ключевых IT-корпораций, в США, соцсети блокировали аккаунты неугодных их взглядам политиков, включая экс-президента Дональда Трампа. С вопиющей и необъяснимой цензурой в соцсетях регулярно сталкиваются российские граждане, СМИ и государственные органы.

Российская компания «Яндекс» держится от идеологических войн в стороне, но не гнушается инструментами нечистой конкуренции. Свежий пример: 24 февраля «Яндекс» получил предупреждение Федеральной антимонопольной службы за преимущественный показ своих сервисов в поисковых запросах. По мнению ФАС, у сайтов и компаний, которые не входят в группу «Яндекс», ограничены возможности попасть в топовые позиции при выдаче результатов поиска.

Собирая открытые данные в соцсетях, цифровые гиганты могут изучать поведение и предпочтения пользователя, настраивать рекламу и подсовывать ему нужные публикации. «И тот начинает принимать решения, даже не осознавая того, что им руководят», — пояснял последствия цифрового диктата Президент России Владимир Путин 2 февраля. По его словам, для владельцев интернет-платформ это просто бизнес, и все средства для них хороши. «Плевать они хотели, что тот или иной контент наносит ущерб категориям людей, на которые он направлен», — подчеркнул глава государства.

Плевать они хотели, что тот или иной контент наносит ущерб категориям людей, на которые он направлен

Чуть ранее, 27 января, он коснулся этой темы на Всемирном экономическом форуме в Давосе. «Где грань между успешным глобальным бизнесом с востребованными услугами и сервисами, с консолидацией больших данных и попытками грубо, по своему усмотрению управлять обществом, подменять легитимные демократические институты… ограничивать естественное право человека самому решать, как жить, что выбирать, какую позицию свободно высказывать», — задал Путин риторический вопрос.

Со стороны социальных сетей и поисковых сервисов на протяжении многих лет мы видим явное нарушение права человека, отметил Максим Григорьев. Часто их действия обусловлены политическими интересами самих владельцев этих компаний, добавил он.

«Понятно, что это вызывает сопротивление людей и целых государств, в том числе стран Евросоюза, Австралии и других. Поэтому государствам мира, в том числе и США, всё равно предстоит определить правила, при которых эти компании не нарушали бы права граждан. Точно так же, думаю, предстоит действовать и России, потому что права наших граждан массово ими нарушаются», — считает эксперт.

Принуждение к миру   

Вопрос о том, как сделать Интернет аполитичным, то есть не подчиняющимся политическим интересам его владельцев или отдельных государств, обсуждается в мире уже несколько лет. В 2019 году эта тема стала одной из ключевых на Форуме ООН по вопросам управления Интернетом (IGF). В частности, речь шла о доступности Интернета и его устойчивой работе в разных странах вне зависимости от общественно-политической ситуации, рассказывал «Парламентской газете» Леонид Левин, возглавлявший тогда Комитет Госдумы по информационной политике (сейчас он занимает пост замруководителя аппарата Правительства).  «Эксперты отмечают, что даже кратковременные отключения национальных сегментов вызывают разрушительные последствия в экономиках стран, где это происходит», — уточнял Левин.

Там же был представлен так называемый контракт для веба — документ, разработанный создателем Всемирной паутины Тимом Бернерсом-Ли. В нём изложены девять принципов, которым должны следовать государства, компании и пользователи, чтобы Интернет стал более открытым и безопасным. По словам Левина, принципы безопасности включают соблюдение законодательства о правах человека. Звучала и идея о создании независимых межпарламентских органов, в том числе под эгидой ООН, для выработки правил и правоприменения, чтобы в конечном итоге пользователи разных стран имели одинаковые условия для доступа к контенту, платформам, услугам или устройствам.

В 2019 году в ООН отметили, что многие страны приняли законы, которые можно расценивать как шаги к выстраиванию «цифровых суверенитетов». Таким путём идёт и Россия, стремясь создать национальное законодательство, в рамках которого цифровые гиганты будут следовать справедливым правилам игры на рынке и в общественной жизни.

Фото: pixabay

Знаковым законом в этом отношении стал закон «о самоочищении соцсетей», вступивший в силу с 1 февраля 2021 года. В нём впервые закреплено само понятие социальной сети, а также прописана её обязанность отслеживать и блокировать противоправный контент — от детской порнографии и пропаганды наркотиков до пропаганды экстремизма. В этом же ряду — законы «о суверенном рунете», о борьбе с интернет-цензурой и многие другие.  

Законопроекта на основе «австралийского кейса» в России пока нет, и даже сама идея его пока не обсуждалась, сказал в интервью «Парламентской газете» первый зампредседателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский.

Он посетовал, что Россия пока находится на несколько шагов позади с точки зрения законодательной базы относительно быстрорастущего цифрового рынка. «Я не исключаю возможности обсуждения самых разных предложений, но депутаты в первую очередь будут ставить во главе угла интересы пользователей, а не бизнеса», — отметил он. 

Хинштейн: для Facebook и Google готовят отдельный закон

Есть ещё одна проблема — пока цифровые боссы, как правило, игнорируют требования российский властей, сказал «Парламентской газете» глава фонда развития цифровой экономики Герман Клименко. «Не всегда, конечно, иногда они идут навстречу по каким-то своим соображениям. А системных правоустанавливающих отношений у нас нет ни с одним зарубежным игроком, кроме, пожалуй, видеоплатформы TikTok», — считает он.

Законодатели уже работают над этой проблемой. В Госдуме сейчас готовят отдельный закон, в котором установят требования к работе международных интернет-компаний в России. В нём будет норма, обязывающая иностранных IT-гигантов иметь филиалы и представительства на территории нашей страны. Об этом рассказал «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн.  «Пока говорить о результатах  этой работы преждевременно, но, несомненно, такие нормы нам нужны», — уточнил он.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 4544