Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Авиакомпании массово отменяют рейсы за рубеж, не прекращая продавать билеты

В Госдуме намерены вступиться за пассажиров, которым перевозчики отказываются возвращать деньги

06.08.2020 15:57

Автор: Валерий Филоненко

Авиакомпании массово отменяют рейсы за рубеж, не прекращая продавать билеты
фото: АГН Москва

Многочисленные жалобы и всевозможные интернет-петиции с требованием приструнить авиакомпании, которые отменяют международные рейсы, но не возвращают деньги, при этом продолжая торговать билетами, сделали своё дело. На ситуацию обратила внимание Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая направила в Минтранс письмо с требованием разобраться, попутно указав, что отказ возмещать убытки граждан чреват для воздушных перевозчиков серьёзными репутационными издержками. Пока Министерство транспорта готовит ответ, в ситуацию должна вмешаться Генпрокуратура, считают депутаты Госдумы. Но если и «государево око» не сумеет урегулировать проблемный вопрос, то законодатели намерены подставить плечо. «Парламентская газета» разбиралась в ситуации.

Таинственный борт Аэрофлота

В начале июля Правительство утвердило постановление, согласно которому авиакомпании могут выдавать пассажирам ваучеры вместо возврата денег за билеты. Сделано это было для поддержки воздушных перевозчиков, которые в связи с пандемией и введёнными ограничениями попали действительно в сложную ситуацию. Жест доброй воли, однако, был истолкован, мягко говоря, в невыгодном для пассажиров ключе.

Пересказывать их бесчисленные стоны, подробно изложенные в Сети, нет смысла, потому что сводятся они примерно к одному: купил билет, авиакомпания отменила рейс и предложила взамен ваучер (то есть обязательство учесть потраченные деньги при покупке следующего билета). Но ваучер никому не нужен, все хотят вернуть деньги, которых из-за пандемии и ограничительных мер у граждан значительно поубавилось.

Для возвращающихся вывозными рейсами россиян отменили самоизоляцию

И в этом смысле показательна история нашей соотечественницы Елены, имеющей вид на жительство в Германии. При всех имеющихся законных основаниях ей удалось вылететь из России лишь с четвёртой попытки, да и то после обращения в посольство Федеративной Республики и не на простом рейсовом «аэрбасе», а на «секретном» чартерном борту «Аэрофлота», которого, по её словам, нет ни в одном расписании. Тем не менее самолёт летает в Германию два раза в неделю.

Первые три попытки покинуть страну оказались безуспешными, но при этом с совсем не одинаковой долей потерянных нервов и средств, рассказала она «Парламентской газете». К примеру, латвийская компания, которая отменила рейс за три дня до вылета 21 июля, честно вернула деньги за билет через неделю. Белорусская авиакомпания, отменившая рейс, от обязательств также не отказалась, но пока ещё не рассчиталась по долгам. А вот родной «Аэрофлот» после отмены рейса переадресовал требования по возврату средств тому, кто продавал билет.

В данном случае — интернет-агрегатору, который, несмотря на то что рейсы пачками отменяются, продолжает до сих пор с завидным прилежанием обеспечивать россиян билетами, хотя даже на уровне действующего закона выехать за границу можно далеко не всем. Ведь, согласно июньскому распоряжению кабмина, до 1 августа, когда разрешили перелёты в Англию, Турцию и Танзанию, покинуть страну могли лишь лица, направляющиеся на лечение, учёбу либо для ухода за больным родственником или имеющие вид на жительство страны, куда они направляются.

Почему они до сих пор это делают?

И хотя ситуация с агрегаторами смахивает на банальный «развод» из далёких лихих 90-х, законодатели всё же советуют не торопиться с выводами — мошенничество трудно доказуемо. Чтобы претензии не выглядели голословными, в ситуацию должна вмешаться Генеральная прокуратура, считает зампред Комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Старовойтов (ЛДПР).

«Это компетенция Генпрокуратуры, которая должна установить законность или незаконность таких действий, но, на мой взгляд, действия «Аэрофлота» недопустимы, — уточнил депутат. — Но если это не поможет, я, как депутат Госдумы, подключусь к решению вопроса. В то же время хотелось бы призвать граждан внимательно изучать информацию на предмет того, есть ли вообще сообщение со страной, куда покупается билет. Не закрыты ли страны, не попадут ли они под какие-нибудь карантинные меры, о которых гражданин может просто и не знать». А значит, рискует стать очередным подписантом петиции в адрес Росавиации или Минтранса. 

В Госдуме предложили подключить прокуратуру, чтобы разобраться с ценами на авиабилеты

Согласно статистике «Аэрофлота», авиакомпания обработала уже более 100 тысяч заявок пассажиров на оформление электронных ваучеров взамен неиспользованных из-за пандемии коронавируса авиабилетов или дополнительных услуг авиакомпании, приобретённых до 1 мая 2020 года.

А что делать с теми билетами, которые приобретаются сейчас? Как сообщает ТАСС, 30 июля Общероссийское объединение пассажиров попросило руководителя Росавиации Александра Нерадько пресечь практику, запретив «Аэрофлоту» продавать авиабилеты в те страны, с которыми у России на данный момент нет разрешения на регулярное и чартерное авиасообщение.

ФАС, кстати, в этой истории на стороне пассажиров. На сайте ведомства 4 августа была размещена информация, в которой авиакомпании упрекаются в продаже авиабилетов на рейсы в страны, авиасообщение с которыми в настоящее время отсутствует. По мнению антимонопольной службы, это обстоятельство создаёт риск отмены рейсов по причине отсутствия разрешения на международный полёт.

В песне Высоцкого о перипетиях перелёта из Москвы в Одессу, при всей абсурдности ситуации с бесконечной задержкой рейса, всё же отдаётся должное надёжности отечественного воздушного гражданского флота. В нашей ситуации с отменёнными рейсами доверие к отрасли может быть основательно подорвано, не исключает ФАС. Ведомство обращает внимание, что подобная практика «может ущемлять интересы потребителей».

В пресс-службе ФАС «Парламентской газете» пояснили, что соответствующее письмо уже направлено в Минтранс. В Министерстве транспорта на вопрос «Парламентской газеты» прояснить ситуацию посоветовали переадресовать его авиаперевозчику. Разумеется, мы направили запрос и в «Аэрофлот», но на момент публикации ответ от авиакомпании не пришёл. В Роспотребнадзоре, куда наше издание также обратилось за разъяснениями, посоветовали обратиться в Росавиацию. Отправленный туда запрос пока остаётся без ответа.

В Госдуме и Совфеде поддерживают пассажиров

Между тем в российском парламенте ситуацию из-под контроля выпускать не собираются. Депутат Госдумы Анатолий Выборный напомнил, что авиакомпании никогда с подобными коронавирусными проблемами не сталкивались, и это напрямую имеет отношения к текущей их позиции по поводу возврата денег за не предоставленные пассажирам услуги.

«Эти вопросы сейчас на контроле у президента и у премьер-министра, и надеемся, что в ближайшее время они будут разрешены. Если же в обозримом будущем мы увидим, что вопросы не решаются, то с точки зрения института парламентского контроля мы также будем реагировать», — заверил Выборный.

Эти вопросы сейчас на контроле у президента и у премьер-министра, и надеемся, что в ближайшее время они будут разрешены

Напомним, ранее на возврате денег за билеты авиапассажирам настаивала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Как сообщает ТАСС, ещё 25 марта она поручила сенаторам подготовить обращение в Министерство транспорта о том, чтобы россиянам вернули средства за билеты на самолёты, в том числе по невозвратным тарифам, из-за ограничений в связи с коронавирусом.

Так она отреагировала на выступление сенатора от Республики Тыва Дины Оюн, которая сообщила, что в связи с введением ограничений на проведение массовых мероприятий, отменой планировавшихся задолго до ситуации с коронавирусом семинаров и олимпиад для школьников многие вынуждены были сдавать свои билеты, которые приобретались по невозвратным тарифам. По её словам, авиакомпании отказались компенсировать эти затраты.

Валентина Матвиенко тогда отметила, что, несмотря на то что авиационная отрасль находится в очень тяжёлом экономическом положении в связи с коронавирусом, постановка вопроса — правильная. События неординарные, и авиакомпании, безусловно, должны возвращать деньги гражданам за билеты, поскольку они отказываются от них не по своей вине, уточнила спикер Совфеда.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 6036