Артем Метелев: Бороться с онлайн-казино сложно — будем наказывать тех, кто их рекламирует
Депутат Артем Метелев: Будем наказывать тех, кто рекламирует онлайн-казино
Клиентов букмекерских контор предложили предупреждать о потенциальных рисках
В России десятки тысяч патологически зависимых от азартных игр людей — лудоманов, а организованной системы помощи и предупреждения этой заразы не существует. При этом букмекерские конторы, работа которых не запрещена, и нелегальные онлайн-казино рекламируются повсюду, особенно в интернете. Чтобы этому противостоять, а также снизить остроту проблемы лудомании, в Госдуме подготовили ряд законопроектов, которые планируют внести в осеннюю сессию. О предложениях «Парламентской газете» рассказал председатель думского Комитета по молодежной политике Артем Метелев.
- Артем Павлович, насколько остро стоит проблема лудомании и кто находится в группе риска?
- Эта проблема в России недооценена. В мире жертвами лудомании являются 350 миллионов человек. В нашей стране — миллионы игроков, но именно лудоманами, то есть имеющими патологическую зависимость, являются около десяти процентов, то есть счет идет на сотни тысяч людей, находящихся в патовой ситуации. У нас отсутствует какая-либо система профилактики и лечения лудомании — нет горячих линий, врачей, протоколов лечения, центров, куда можно обратиться. Человек, который столкнулся с этой бедой, либо его родственник, который является созависимым, не знают что делать. Если в интернете начать искать какие-либо материалы на эту тему, то люди чаще всего попадут на сайты букмекерских контор — в этом заключается грустная ирония.
Причем очень часто привержены азартным играм молодые люди, средний возраст игрока в России, по данным Единого регулятора азартных игр, 32 года, то есть это и студенты, и порой совсем еще юные ребята, у которых не сформировалось критическое мышление, чем пользуются букмекеры и многочисленные онлайн-казино. Человек не способен уловить в себе ощущение, что он уже и все деньги проиграл, и кредит взял, и продал какие-то вещи из дома, и у него уже развод на носу… Он этого не чувствует, потому что находится в так называемых эндорфиновых качелях, когда ему дают немножко выиграть, потом немножко проиграть, опять немножко выиграть, и таким образом человек существует на этом адреналине, с которого не может слезть, как с наркотика.
Наша задача — сделать так, чтобы в стране появилась система профилактики и лечения людей, а также ответственного регулирования этого рынка. На это направлены мои инициативы.
- Букмекерские конторы у нас работают легально, а вне закона — онлайн-казино. На что будет направлено регулирование?
- Несмотря на то что букмекерская деятельность легальна, здесь тоже нужен ряд решений. Но начнем с самого плохого — запрещенные онлайн-казино. Они сегодня, с одной стороны, запрещены, а с другой — повсеместно рекламируются. Это происходит, потому что ответственность за рекламу таких развлечений по сути нулевая — штраф 2,5 тысячи рублей. Тогда как блогеры получают за рекламу сотни тысяч, миллионы, или даже мне известен случай, когда за рекламу платили миллиард рублей.
Оборот только легального рынка ставок в год — почти 700 миллиардов, общий рынок азартных игр в России — 1,2 триллиона рублей. Можно целый национальный проект запустить на эти деньги! Поэтому штрафы, которые получают блогеры, смешные.
Первое, что предлагаем, — ужесточить ответственность: если ты рекламируешь онлайн-казино, значит, содействуешь его организации, что запрещено. Предлагаем ввести серьезные штрафы за это. Конкретные суммы еще будем обсуждать, но пока речь идет о сумме 200 тысяч рублей за первичное нарушение для физлиц и до 6 миллионов — для организаций. Если реклама происходит повторно, то страницу блогера просто блокируют, и он теряет свою аудиторию навсегда. Если деяние повторяется и дальше, то речь может идти и об уголовной ответственности.
Второе предложение касается непосредственно рекламы и ее содержания. Сегодня реклама азартных игр никак не регулируется. Если у нас на алкогольной рекламе написано, что это вредно для здоровья, на рекламе табака — тоже, то на рекламе ставок или игры в казино нигде и никакой информации о рисках нет. А меж тем лудоманы нередко кончают жизнь самоубийством. Считаем, нужно сразу предупреждать людей. Отдельная тема — реклама для детей, то есть на тех площадках, где присутствуют дети и молодежь.
Еще один момент — использование кредитных денег. По данным Единого регулятора азартных рисков, около пяти процентов игроков участвуют в ставках за счет кредитных средств. Они получают деньги в банке или в микрофинансовой организации — ставят их, проигрывают, попадают в кабалу. Поэтому такая возможность должна быть исключена. Если человек хочет играть, если у него есть свои зарплатные деньги, это полбеды, но попадать в микрофинансовое «рабство» по этим причинам просто недопустимо. У нас, я напомню, банковские карты, выдаются детям с 14 лет, а оформить кредит можно за пять минут — и все, ты уже не понимаешь, когда должен миллион.
- Обсуждать хоть что-то с теми, кто работает нелегально, наверное, сложно. А что думают белые букмекеры относительно ваших инициатив?
- Мы встречались и с представителями Единого регулятора, и с компаниями. Надо отдать должное, там люди слышат. Несмотря на сотни миллиардов рублей, которые эти компании зарабатывают, все-таки они понимают, что рынок не может существовать в отсутствие какого-либо контроля. У нас не принято практически ни одного закона по этой теме. Они готовы создавать условия для того, чтобы помогать людям и снижать их риски. Мы обсуждали варианты повышения возраста для участия в азартных играх. Психологи и другие специалисты, которые работают с этой темой, говорят, что 18 лет — это слишком низкий возраст для того, чтобы человек был допущен до азартных игр.
Если подытожить, то задач очень много. У нас готов первый пакет законопроектов, которые мы направим на заключение в Правительство, и надеемся внести их в Госдуму осенью 2024 года.
- Известно ли, кто создает нелегальные казино, и можно ли их блокировать, что называется, на корню?
- Это мафия в чистом виде — организованная преступность. Все эти организаторы находятся не в России и очень умело пользуются техническими средствами. Мгновенно после одной блокировки их ресурса создают зеркало сайта — и продолжают работать. Они всегда на шаг впереди, именно поэтому бить нужно по тем, кто рекламирует эту деятельность. Один пример: когда в Telegram появилась возможность оплаты услуг, ряд каналов наполнились нелегальной рекламой. Владельцев этих каналов зачастую легко вычислить, тем более с учетом закона, который вступил в силу, о необходимости регистрировать в Роскомнадзоре авторов, у которых больше десяти тысяч подписчиков. Я направил ряд запросов в Генпрокуратуру и Роскомнадзор, чтобы каналы заблокировали или как минимум их оштрафовали.
Читайте также:
Ещё материалы: Артем Метелев