Президиум Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и Государственная комиссия по вопросам развития Арктики обсудили концепцию проекта федерального закона о развитии Арктической зоны Российской Федерации.
Северное притяжение
Арктика при всем своем естественном многообразии самой природой объединена в крупнейший макрорегион. Но если его ресурсная база в последние годы прирастает, то экономический, технологический, человеческий капитал сокращаются. Этот нарастающий дисбаланс не позволит укреплять арктический форпост страны, защищать национальные интересы в Арктике. Шельф северных морей — последняя, еще нетронутая кладовая углеводородов. Она укрывает около 70 процентов промышленных запасов нефти и газа, без которых не поднять экономику страны и благополучие ее граждан. Почин уже сделан. Два года назад «Газпромнефть» первой приступила к добыче топлива в российской Арктике — на месторождении «Приразломное» в Печорском море. Компания Роснефть недавно открыла гигантское месторождение в Карском море. Его изучение, разработка отложены на несколько лет. Роснефти без западных партнеров не справиться — нет ни денег, ни технологий, ни специалистов. Задержка, конечно, не страшна. В Арктике от бурения первых скважин до начала добычи обычно проходит пять-семь лет. За это время с санкциями разберемся. Вопрос в другом — сможем ли мы сами подготовиться, научиться разумно и эффективно брать богатства щедрого, но очень ранимого края — без ущерба для него и живущих в нем людей? То, как мы ведем себя в нем сегодня, вряд ли. Не утихающий шквал критики за такое хозяйствование, признаемся хоть сами себе, совершенно оправдан. Непоколебима давняя психология временщиков: Север все спишет.
И списывает — правда, не Север, а те, кто должен контролировать деятельность освоителей. Но и контролеры, и освоители утверждают: никто ничего не нарушает. Возможно, и так. Потому что нет четко прописанного свода требований, соответствующих северному миру. Пожалуй, это уже понимают не только экологи. Все участники обсуждения будущего закона подчеркивали, что он должен не просто содержать природоохранные нормы, а диктовать новую философию поведения в Арктике.
Лучше меньше, да лучше
Закон — локомотив развития. Особенно закон, оберегающий землю и людей на ней. Увы, для рождения такого закона «в северном исполнении» не хватило полувека. Скорее всего, именно поэтому не все из намеченного желаемого на взлете надежд получилось. Более точно, во всем, что касается добычи, результаты превзошли ожидания. Западная Сибирь стала крупнейшей добывающей провинцией мира. В тайге, затем в тундре выросли города. Сотни тысяч людей действительно приплыли, приехали, прилетели.
Их дети и внуки — уже по рождению сибиряки. Западная Сибирь спасла Россию в разгромные и развальные 90-е. Да и сегодня остается едва ли не главным бюджетным источником. Но не получилось главного — не сформировалось новое отношение к природе как главной сокровищнице жизни.
Один из подготовленных мною рабкоровских материалов назывался «Север не спишет». Из Москвы прилетали разные комиссии, проверяющие. Очень расстроились томичи, которые гордились своими нефтеградами. Многое, очень многое тогда убрали, подобрали, вывезли с промыслов. И тайге, и Оби это пошло на пользу. Но прошел год-другой, сменились руководители области. А наступление на тайгу продолжалось со всеми присущими ему потерями. Любой порыв, любой приказ живут недолго. Закона же или законов, призывающих, обязывающих к щадящему, комплексному развитию новых территорий, наказывающих, награждающих за их соблюдение или несоблюдение так и не было принято.
Понимаю: если бы их приняли, ввели в действие и честно соблюдали — такого стремительного рождения нефтяных и газовых гигантов не состоялось. Время вспять не повернуть, да и от прошлого грех отказываться, осуждать его с энтузиазмом инопланетянина. Но никто же не мешает строить новую жизнь, осознав корни прошлых удач, достижений и ошибок. Почему-то преуспеваем в обратном — в приумножении ошибок и потерь. В конце 90-х нередко бывал в нефтяных городах ХМАО, газовом Уренгое, Салехарде. Практически при каждой встрече и производственники, и сотрудники администраций сетовали на отсутствие законов, соответствующих реалиям Севера. Действительно, а не формально закрепляющих права и ответственность регионов. Безусловно, автономные округа, да еще доноры умели работать с Центром и потому имели самостоятельности более других. И в ХМАО, и в ЯНАО активно и успешно развивается региональное законодательство. Но ни нефтяной, ни газовой российским столицам самостоятельно не решить принципиальных проблем: гармонизировать отношения природа — ресурсы — человек.
Это со временем может решить государство, если сделает приоритетом эффективное природопользование и здоровье человека, а не прирост корпоративных и частных доходов. Пока в приоритете — доходы. Никто меня не убедит в том, что сегодняшние добытчики грамотнее, умнее, эффективнее советских. Если коэффициент извлечения нефти из недр снизился почти вдвое. Если фонд аварийных, простаивающих скважин, наоборот, вырос в два-три раза. Если самое святое — проект разработки месторождения — превратилось в отчетную формальность. Даже эти три «если» убеждают в том, что деятельность компаний далека от экономики и экологии.
Где же законы, призванные обеспечивать устойчивое развитие северных территорий, пресекать хищническое отношение к недрам?
Свет в туннеле
- Мы проанализировали арктическое законодательство. Оно включает более 500 нормативных правовых актов. Многие из документов принимались очень давно, в совершенно иных условиях, носят временный, фрагментарный характер. Они противоречивы, создавались по ведомственному принципу, — объяснил на заседании председатель Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Вячеслав Штыров. — Законодательство не соответствуют реальной жизни. Поэтому и предпринимались попытки принять единый комплексный закон, регулирующий все отношения в Арктике. Первый вариант законопроекта члены Совета Федерации предложили еще в 1998 году. Наш законопроект — это уже четвертая попытка. Очень важно довести его до обсуждения депутатами Государственной Думы, избежать прежних ошибок.
Арктическое законодательство включает более 500 нормативных правовых актов. Многие из документов принимались очень давно, в совершенно иных условиях…»
Почему отвергнуты три предыдущих законопроекта?
- Руководители экономического блока Правительства и правоведы доказывают, что принятие закона по отдельному макрорегиону разрывает единое экономическое и правовое пространство страны, разбивает его на отдельные части. Это совершенно не так. Наш законопроект предусматривает, что в Арктической зоне, как и прежде, действует все законодательство России. Но оно конкретизируется применительно к особым условиям работы и жизни на этой территории, — объяснил Вячеслав Штыров. — Убежден, что специальные правовые условия необходимо разработать и для Дальнего Востока, и для некоторых других макрорегионов. Стандартные законы при видимом равенстве всех субъектов и макрорегионов создают фактическое неравенство, потому что у всех разные экономико-географические и природно-климатические условия. Новый закон послужит их выравниванию, чтобы Арктика получила такую же привлекательность, как и другие субъекты Федерации… Разработчики прежних проектов не смогли определить, где проходит ее южная граница. Наше предложение предельно логично и просто. Утверждены конкретные стратегические задачи и цели развития территории Крайнего Севера. Поэтому все регионы, от которых зависит их достижение, должны быть выделены в отдельный объект управления. Это позволит объективно разобраться с границами Арктики — с ее западным сектором в Карелии и восточным в Якутии…
По предложению Минэкономразвития президент издал указ о сухопутных территориях и акваториях, к ним прилегающих. Но методология министерства оказалась не совсем точна. За пределами зоны оказались восемь заполярных улусов Якутии и три района Республики Карелия. По мнению Вячеслава Штырова и депутата Государственной Думы Валентины Пивненко (их поддержала Валентина Матвиенко), границы Арктической зоны должны быть установлены в ближайшее время. Чтобы решить конкретные вопросы, нужно определиться с главным — территорией всей зоны.
Законопроект о ее развитии подготовлен экспертным советом и Государственной комиссией, возглавляемой Дмитрием Рогозиным. Обсуждение документа прошло в Москве, Якутске, Омске — и всюду он был поддержан. На совместном заседании в Совете Федерации с участием ученых и экспертов — тоже. Проект поддержали министр природных ресурсов Сергей Донской, заместитель министра экономического развития Александр Цыбульский, губернаторы Чукотского автономного округа Роман Копин и Ямало-Ненецкого Дмитрий Кобылкин, глава Норильска Олег Курилов.
Существенное предложение внесла директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, вице-президент РАН Талия Хабриева:
- Закон должен основываться на концепции устойчивого развития Арктической зоны. Это значит, что в него следует заложить конкретные финансовые показатели, чтобы закон был действительно работающим.
О том, что необходим законодательный механизм устойчивого и поступательного развития Арктической зоны, говорил и Дмитрий Рогозин. Концепция законопроекта была одобрена. Уже осенью будущего года он должен поступить на рассмотрение в Государственную Думу. Несомненно, без такого определяющего документа развитие Российской Арктики, защита интересов России будут затруднены. Но сомнения в том, что мы будем строить жизнь на новой практически заповедной части земли по-новому, остались. Концепция заканчивается избавляющей от иллюзии фразой: «Данный законопроект нацелен на долгосрочную перспективу. Вступление его в законную силу предполагается поэтапно, с учетом состояния экономики Российской Федерации». Остается надежда на законодателей. На то, что они конкретно и строго пропишут в законе, как должно и как нельзя вести себя в краю белых медведей при любом состоянии отечественной экономики.
Леонид Левицкий