Экспедиция проходила под патронажем специального представителя Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артура ЧИЛИНГАРОВА. Именно к нему, известному ученому-полярнику, Герою Советского Союза и Герою России, члену Комитета Совета Федерации по международным делам, посвятившему исследованию Русского Севера практически всю сознательную жизнь, мы обратились с просьбой рассказать, чем вызван в различных странах такой большой интерес к этому суровому и труднодоступному краю.
— Ни для кого сегодня не секрет: полярные области нашей планеты — уникальные кладовые природных богатств. Многие ученые, экономисты, да и политики все чаще обращают взоры на Север. Ведь в арктическом шельфе, согласно последним исследованиям, кроются уникальные месторождения нефти, природного газа, каменного угля, никеля, меди, кобальта, платины и других полезных ископаемых.
К тому же Северный Ледовитый океан — это не только место соприкосновения и пересечения интересов Европы, Азии и Америки. Со времен «холодной войны» через Арктику проходили кратчайшие пути между двумя сверхдержавами — СССР и США. Этот регион в ту пору был одним из наиболее милитаризованных пространств в мире. В нем размещались авиационные и ракетные базы, отряды морских судов и подводных лодок противостоявших друг другу сверхдержав.
Сейчас положение меняется, от прежнего противостояния мы переходим к мирному взаимодействию и сотрудничеству. Появилась уникальная возможность объединить усилия многих стран для освоения этого потенциально очень богатого края. Напомню, что Северный Ледовитый океан омывает берега пяти «приарктических» стран — России, США, Канады, Дании и Норвегии. Огромное значение для освоения Арктики играет Северный морской путь, проложенный вдоль российской береговой линии длиною в 5 600 километров. Он позволил соединить многие европейские и дальневосточные порты. Это главная судоходная магистраль нашей страны в Арктике.
— Артур Николаевич, заметная активизация России в изучении и освоении природных богатств Арктической зоны вызывает, скажем мягко, неоднозначную реакцию со стороны других государств этого региона. Чем, на ваш взгляд, это вызвано?
— Весьма часто в средствах массовой информации, да и в научной литературе можно встретить заявления об обострении конкуренции из-за освоения сырьевых ресурсов Арктики, в том числе и океанического шельфа. Однако это не совсем так. Дело в том, что вся территория Арктической зоны на основе международного права разделена между пятью названными выше государствами. Поэтому практически никакой официальной конкурентной борьбы нет.
Другое дело, что многие страны, в том числе и расположенные далеко от Северного Ледовитого океана, пытаются принять участие в разработке месторождений нашего полярного шельфа. Новейшие и довольно мощные научно-исследовательские ледоходы построены в Южной Корее и Китае. Очевидно, что эти страны собираются их использовать не для прогулок к Северному полюсу, а в более прагматических целях.
— Научное изучение Арктики, защита ее экологии, решение социальных проблем населения, а также коммерческая эксплуатация природных ресурсов края, безусловно, требуют больших материальных затрат. Чем в решении этих проблем может помочь международная интеграция?
—К сожалению, следует признать, что арктический шельф, принадлежащий России, изучен в десятки раз хуже, чем шельфы других арктических государств. Основная причина — чрезвычайно сложные ледовые условия российского Севера. Наша часть арктического шельфа практически вся покрыта льдом.
Проблема освоения арктического континентального шельфа тесно связана с определением его внешних границ. Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, каждая из приарктических стран проводит работы по определению этих границ. В следующем году мы должны представить наши материалы в ООН. Если нам удастся доказать, что строение морского дна в этом районе океана, особенно это касается подводных хребтов Ломоносова и Менделеева, состоит из коренных пород, которыми сложена Сибирская платформа, то мы можем претендовать на то, чтобы этот регион перешел под юрисдикцию Российской Федерации.
— Вы упомянули Конвенцию ООН по морскому праву. Не противоречат ли положения этого международного документа нашему действующему законодательству?
— Отнюдь нет. Режим морских пространств строго регламентирован принятыми международными документами, и прежде всего Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. Все государства, подписавшие ее, отмечают универсальный характер этого документа и его фундаментальное значение для поддержания глобального мира и безопасности. Данный документ определяет режим использования Мирового океана, в том числе его полярных зон, в общих интересах.
Очень важно, что установлена предельно допустимая ширина территориального моря — 12 морских миль, а также подтверждено право мирного прохода иностранных судов через эту зону. К сожалению, некоторые журналисты, занимающиеся этой проблематикой, смешивают понятия «территориальное море» и «исключительная экономическая зона». Их необходимо четко различать. Так, если территориальное море является составной частью государства и на него распространяется государственный суверенитет, то исключительная экономическая зона, как и континентальный шельф, не входят в состав государственной территории. И каждая страна имеет здесь суверенные права и юриспруденцию в строго определенных целях и пределах, установленных вышеназванной Конвенцией.
Эти положения закреплены и в Конституции России. В ней, в частности, указывается, что наша страна «обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне». Речь здесь идет о разведке и разработке природных богатств, таких, как нефть, газ и другие, а также о лове рыбы, краба и использовании других даров моря в пределах 200-мильной зоны. В нее входит и территориальное море.
В настоящее время действуют достаточно жесткое национальное законодательство и практика приарктических государств. Ведь все заинтересованы в охране природных ресурсов своих исключительных экономических зон и континентального шельфа. В России с этой целью приняты Федеральные законы «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне» (1998 г.), «Об исключительной экономической зоне» (1998 г.), «О континентальном шельфе» (1995 г.), «О государственной границе» (1993 г.). Они, в частности, предусматривают арест судов любого флага за незаконный лов и иную противоправную деятельность.
Сейчас широко обсуждается подготовленный правительством законопроект «Об Арктической зоне Российской Федерации». В нем, в частности, предполагается создание единого федерального органа по координации реализации всех программ и мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие Российского Севера. Кроме того, должны быть более четко определены границы Арктической зоны, субъекты РФ и муниципальные объединения, входящие в нее.
— В сентябре в Салехарде пройдет III Международный форум «Арктика — территория диалога». В повестке дня на первом месте стоят вопросы защиты экологии региона. Почему такое пристальное внимание именно к этой тематике?
— Дело в том, что полярные области при всей суровости их природы весьма уязвимы с экологической точки зрения и в то же время играют чрезвычайно важную роль в формировании биосферы Земли, включая определяющее влияние на изменения планетарного климата, глобальные геофизические и биологические процессы. Горючее и отходы человеческой жизнедеятельности, попадая в арктические воды и льды, из-за замедления химического и биологического разложения при низких температурах сохраняются там несколько десятилетий.
К великому сожалению, в прошлом при проведении исследовательских работ и освоении арктических регионов не очень-то обращали внимание на экологию. В 90-х годах прошлого столетия, когда интерес к полярной зоне упал до нуля, тысячи тонн горючего вместе с металлической тарой там просто бросили. Министерство обороны свернуло свои базы и аэродромы. Средств на утилизацию отходов не нашлось. Все это не могло не оказать разрушающее влияние на климат и природу края. Достаточно сказать, что уровень загрязнения там в шесть раз превышает допустимые нормативы.
Не случайно Президент Владимир Путин, побывав на Земле Франца-Иосифа, дал указание принять меры для очистки арктического побережья. Работы в этом направлении начаты, но, к сожалению, ведутся не очень активно, поскольку весьма затратные.
Объединение усилий всех арктических государств по сохранению экологии полярных регионов — задача очень актуальная. Поэтому именно этой проблеме посвящен предстоящий III Международный форум «Арктика — территория диалога». Место его проведения Салехард — административный центр Ямало-Ненецкого автономного округа — выбран не случайно. Именно он в последние годы превратился в центр решения многих экологических и социальных проблем этого края.
Сейчас Русское географическое общество, которое спонсируется рядом крупных коммерческих структур, выделяет гранты на проведение экологических работ. В них участвуют «Роснефть», «Газпром» и другие подобные корпорации. Министерство природных ресурсов и экологии также расширяет бюджетное финансирование природоохранных мероприятий в Арктической зоне. Прежде всего, они направлены на ликвидацию свалок и рекультивацию почвы. Международное сотрудничество в этой области пока ограничивается научными исследованиями и обменом опытом. Мы стремимся к тому, чтобы оно больше переходило в практическое взаимодействие. А для этого требуется широкий диалог всех заинтересованных сторон.
Напомню, что в 1996 году был создан Арктический совет восьми государств — Дания, Исландия, Россия, США, Канада, Норвегия, Швеция и Финляндия. Вопросы сохранения окружающей среды — одни из важнейших, которые обсуждаются на его заседаниях. В мае 2008 года министры иностранных дел Дании, США, Канады и Норвегии приняли в Илуллисате (Гренландия) Декларацию, подтверждающую их приверженность действующим международным договорам, которые регламентируют поведение вышеназванных стран в регионе, и подчеркнули, что «нет необходимости установления специального правового режима для Северного Ледовитого океана». Тем самым арктические государства подтвердили особую ответственность и способность обеспечивать эффективные механизмы мониторинга и защиты морской экологии, безопасности судоходства на основе национального законодательства и положений международного права.
Конечно, освоение природных богатств Севера ставит сегодня целый ряд сложных геополитических, правовых, экономических и экологических вопросов. Для их решения необходим совместный поиск взаимоприемлемых подходов и компромиссов между интересами приарктических государств и всего мирового сообщества.
— В марте прошлого года Совет Федерации одобрил Договор России с Норвегией о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. В результате нашим соседям отошел значительный регион, по мнению специалистов, весьма богатый природными ресурсами, в частности, нефтью и газом. Что от этого получила Россия?
— Прежде всего, урегулирован давний территориальный спор между нашими двумя государствами, который продолжался с семидесятых годов прошлого столетия. Окончена необъявленная «рыбная война» в так называемой «серой» зоне. В соответствии с ним спорная акватория площадью в 175 тысяч квадратных километров поделена на две равные части. Условия сотрудничества в области рыболовства предусматривают сохранение механизма совместного регулирования рыбного промысла в Баренцевом море. Определены также принципы взаимодействия в освоении разведанных запасов нефти и газа. Например, месторождения, которые пересекает линия разграничения, могут эксплуатироваться только на основании соглашения как единое целое.
Вышеназванный договор важен также в контексте установления внешней границы континентального шельфа России в этом регионе. Он позволяет нашим странам после тридцатилетнего моратория беспрепятственно осваивать газо-нефтеносные месторождения Баренцева моря и Северного Ледовитого океана. Практика показывает, что для их разведки и рационального использования необходимы взаимопонимание и диалог, а не конфронтация и противостояние.
—Какую роль играет реализация Стратегии развития Арктической зоны России до 2020 года для освоения природных богатств этого края и обеспечения безопасности наших северных границ?
—Значение принятия этого документа трудно переоценить. 20 февраля этого года Президент РФ Владимир Путин утвердил стратегический план по развитию Арктической зоны. В числе задач, намеченных в нем, приоритетное место занимает комплексное освоение региона, создание там современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, а также обеспечение его экологической безопасности. Кроме того, предполагается уделить внимание защите и охране государственной границы арктических территорий России, решению ряда оборонных вопросов.
Сегодня Северный флот России — мощнейший из военно-морских соединений страны. На его вооружении современные торпедные и ракетные субмарины, противолодочная, оснащенная ракетами авиация, противолодочные корабли и авианосцы. Не имеют аналогов в мире и атомные крейсера Северного флота во главе с флагманом — тяжелым ракетным крейсером «Петр Великий». К 2015 году Минобороны планирует создать несколько арктических бригад Сухопутных войск, которые пройдут специальную подготовку и будут оснащены вооружением и техникой, соответствующей поставленным перед ними задачам — защиты полярных рубежей нашей Родины.
Именно в Арктической зоне, говорится в Стратегии, предстоит разведать месторождения полезных ископаемых, которые должны стать новым перспективным резервом нашего государства к моменту неизбежного истощения их источников в районах традиционного освоения. Реализация долгосрочного плана развития этого края разделена на два этапа. Первый — до 2015 года, в течение которого предстоит провести в регионе масштабные геологические и сейсмические исследования, а также развернуть в Арктике службы экологического и аварийно-спасательного мониторинга, создать структуру береговой охраны. На втором этапе планируется добиться реальной экономической выгоды от разработки шельфовых месторождений полезных ископаемых, а также полностью обновить техническое оснащение Северного морского пути.
Координацию работ по реализации данных перспективных планов будет осуществлять специальный государственный орган, сформированный для этих целей федеральными властями, либо официальное лицо, уполномоченное Президентом РФ. Искренне надеюсь, что реализация Стратегии развития Арктической зоны России в корне преобразит этот богатейший край нашей страны, сделает его еще более прекрасным и благоприятным для жизнедеятельности человека.