Все о пенсиях в России

12:47Депутат Нилов рассказал, кому повысят пенсии в 2025 году

два дня назадМинфин объяснил, как приумножить пенсионные накопления

02.11.2024Подача заявлений на перевод пенсионных накоплений может стать проще

Антон Немкин объяснил, почему упал Рунет

Отечественные сайты могли перестать работать из-за ошибки системы либо из-за внешнего вмешательства

05.02.2024 12:00

Автор: Алексей Кравчук

Антон Немкин объяснил, почему упал Рунет
Антон Немкин © Игорь Самохвалов/ПГ

Вечером 30 января русский интернет пошатнулся. Тысячи сайтов, чьи имена заканчиваются на RU и РФ, перестали открываться. Через пару часов проблему устранили. Причина — сбой в наборе расширений протокола DNS, который был вызван внешним воздействием либо внесением внутренних изменений. Разбор инцидента и поиск причин еще продолжаются. Об этом «Парламентской газете» рассказал член Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин.

- Антон Игоревич, в минувший вторник многие пользователи России заметили проблемы с доступом к различным онлайн-сервисам, социальным сетям и российским мобильным приложениям. С чем был связан технический сбой и как избежать подобных ситуаций в будущем?

- Большой сбой в Рунете случился на фоне технической проблемы, затронувшей зону национального домена.RU. Связана она была с глобальной инфраструктурой DNSSEC. Поясню, DNS — это система доменных имен, а DNSSEC — набор расширений, позволяющий минимизировать мошеннические атаки, проверяя подлинность IP-адресов. Это необходимо, чтобы мошенники не могли подменить данные и переадресовать пользователя на другой веб-ресурс в своих целях.

Проблемы могли возникнуть из-за внешнего воздействия либо внесения внутренних изменений. Разбор инцидента еще продолжается, но уже понятно, что главной причиной сбоя стало несовершенство программного обеспечения, которое используется при создании ключей шифрования. DNSSEC сработала, как и было задумано, — своевременно заблокировала серверы, которые не подтвердили подлинность своего ответа на запросы разрешения доменных имен.  

Когда начались сбои, оперативно подключились специалисты, и через несколько часов проблема была решена. За ночь постепенно восстановили работу всех сервисов. Это в очередной раз показало надежность Национальной системы доменных имен, поэтому всем российским компаниям давно стоит обратить на нее внимание. Как минимум при возникновении таких сбоев доступ к сайтам если и пропадет, то точно на короткий срок.

Напомню, что сама система начала работать в России с 2021 года, а уже через 18 месяцев число ее пользователей достигло одного миллиона в сутки. Ее появление обусловлено исполнением закона, который в мае 2019 года подписал Владимир Путин— он направлен на защиту устойчивой работы интернета в случае возникновения угрозы его функционированию из-за рубежа.

- К внесению в Госдуму подготовлен правительственный законопроект, который предписывает сайтам-агрегаторам авиа- и железнодорожных билетов и компаниям, предоставляющим сервис бронирования отелей, раздельно предъявлять туристам пользовательское соглашение и соглашение об условиях конфиденциальности, то есть обработки персональных данных. Как эта законодательная инициатива повлияет на процесс обработки персональных данных и обеспечит прозрачность этой процедуры?

- Сегодня, когда заходишь на сайт и «подписываешь» пользовательское соглашение, выходит, что дальше твои персональные данные могут использоваться по умолчанию. Иными словами, еще до заключения договора пользователь вынужден предоставлять доступ к своей личной информации, разрешая ее распространение неограниченному кругу лиц. Кроме того, данные могут сохраняться, даже если после получения услуги или товара гражданин удалит свою учетную запись.

Проблема сбора избыточных сведений о гражданах плодит цифровые профили о каждом из нас, а утечки личных данных приводят к серьезным последствиям. Чем меньше информации сообщает о себе гражданин, тем выше его безопасность в цифровом пространстве.

В эпоху, когда информация является самым ценным товаром, компании под предлогом идентификации клиента пытаются узнать о гражданах как можно больше, чтобы впоследствии использовать эти сведения в маркетинговых целях, в том числе таргетировать рекламу. Каждое действие пользователя на сайте отслеживается, статистика ведется с помощью метрических программ и куки-файлов. Особенности нашего поведения в интернете, предпочтения и используемые устройства — это тоже персональные данные, для обработки которых у компаний должны быть соответствующие основания. Сегодня процесс обработки персональных данных должен стать более прозрачным для пользователя.

Читайте также:

• Сбои в работе Рунета могут повториться