Андрей Клишас: Россияне стали больше ссылаться на Конституцию
Год назад были одобрены поправки в Основной закон страны
В прошлом году Президентом России были инициированы масштабные изменения в Конституцию страны, которые затем были одобрены большинством россиян в ходе общероссийского голосования и вступили в силу 4 июля 2020 года. О значении поправок в Основной закон и работе, которую в свете их принятия проводят сенаторы, «Парламентской газете» рассказал председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.
Внимание — регионам
- Андрей Александрович, какую работу Совет Федерации проводил в течение года с момента принятия на общероссийском голосовании поправок к Конституции?
- Весенний парламентский сезон был весьма значимым, а завершившая работу Госдума 7-го созыва, несомненно, войдет в историю, поскольку при ней была проведена масштабная конституционная реформа. Совет Федерации продолжает функционировать, в этом особенность палаты регионов — она никогда не прекращает свою работу.
Во многом важнейшим содержанием этой сессии стала реализация конституционных поправок. Совместно с Государственной Думой мы продолжали вносить необходимые изменения в действующие законы. Принято несколько десятков законов. Так, закреплено верховенство Конституции над решениями международных организаций и судов, а также новые требования к кандидатам на выборные должности. Было исполнено все, что касается вопросов, связанных с социальным блоком поправок.
Сегодня Совет законодателей предложил нам вместе с парламентами субъектов сконцентрироваться на работе по внесению изменений в региональные законы, потому что Конституция предусматривает и это, например, по вопросам совместного ведения. Кроме того, требуются изменения большого количества подзаконных актов, и это следующий шаг в работе, которая продолжится в течение этого года. Рабочая группа по поправкам к Конституции, продолжающая свою деятельность, мои коллеги и я оказываем необходимое содействие региональным парламентам.
Также уверен, что новая Госдума, которая будет избрана в сентябре, не менее активно включится в эту работу.
Согласно принятым общенародным голосованием 1 июля 2020 года поправкам в Основной закон, у Совета Федерации появилось много новых полномочий, в том числе кадровых. При необходимости комитеты палаты регионов могут работать летом, также могут проводиться выездные заседания, совещания и так далее. Все это наша текущая повестка, поэтому лето — не период отпусков для сенаторов, продолжающих работать в своих регионах.
Совет Европы слышит Россию
- Более важно, что это не означает. А не означает это в первую очередь то, что наша страна не намерена в дальнейшем исполнять свои международные обязательства. Российская Федерация является ответственным участником всей системы международных соглашений, а принцип верховенства Конституции никоим образом не предполагает освобождения от этих обязательств.
Мы продолжаем следовать всем признанным нормам международного права и всем подписанным и ратифицированным соглашениям.
Другое дело, что в последние годы наша страна сталкивается с тем, что в результате толкования ряда положений международных конвенций, в частности того, что дает Европейский суд по правам человека, Российской Федерации в императивном порядке пытаются навязать соблюдение тех правил, под которыми наша страна никогда не подписывалась. Этого не будет.
Мы четко сформулировали, в том числе в отраслевом законодательстве, что Россия будет исполнять только те положения, которые не противоречат нашей Конституции. И в конечном счете ответить на вопрос, соответствуют ли новые положения, которые появляются в результате толкования международных конвенций, нашей Конституции, может только Конституционный суд. В законодательстве четко прописано, что последнее слово в данных вопросах остается за ним.
Читайте также:
• Генпрокуратура получила право представлять Россию в международных судах • Чиновников с двойным гражданством попросят на выход • Топ-10 законов 2020 года, о которых больше всего писали СМИ
- Венецианская комиссия анализирует поправки к Конституции. Мы по этому вопросу с ней работаем. Несколько месяцев назад было принято промежуточное заключение.
По большинству позиций у нас налажен достаточно конструктивный и профессиональный диалог. Мы подробно ответили на несколько десятков вопросов, заданных экспертами, чтобы содержание конституционной реформы было понятно нашим коллегам в Европе.
Промежуточное заключение уже отражает многие наши позиции, но остаются разногласия в оценке значения ряда поправок, и Венецианская комиссия в начале июля планировала еще раз рассмотреть этот вопрос и принять окончательное заключение.
Российская сторона, как и раньше, примет участие в этой работе, и в итоге, думаю, будет подготовлено взвешенное заключение. Это не значит, что будут приняты все наши позиции. У нас своя правовая система, мы расставляем свои акценты. Кроме того, специфика нашего языка и законодательства — все это накладывает определенный отпечаток на текст заключения.
Существуют определенные расхождения, но по базовым вопросам, я уверен, это будет качественное заключение, которое отразит многие наши подходы.
Второстепенных поправок не существует
- Какие поправки, с вашей точки зрения, являются наиболее значимыми?
- Конституция регулирует важнейшие общественные отношения, поэтому там нет важных или менее значимых разделов. Мы видим, что многие вопросы, например, социальный блок поправок, вопросы суверенитета, актуальны постоянно.
В социальном блоке изменений парламент принял все необходимые законы, и сегодня люди активно ссылаются в этих вопросах на Конституцию. Они чувствуют себя более уверенно, когда есть соответствующие конституционные положения. Это и пенсии, и вопросы доступности социальной инфраструктуры, и обеспеченность медицинской помощью. Оказалось, что это вопросы отнюдь не конъюнктурные.
Так, во время весенней сессии я посещал ряд субъектов, в том числе отдаленных, и могу сказать, что всюду идет вакцинация, всюду доступна вакцина. Главное — это желание людей прививаться. Региональные правительства обеспечивают доступность здравоохранения, а вакцинация — одна из самых актуальных сегодня тем.
Как председатель Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, не могу не отметить, что всю весеннюю сессию мы активно работали над регламентом о прохождении прокурорами, назначаемыми в субъекты, специальной процедуры в Совете Федерации. Сегодня мы рассматриваем их кандидатуры и представляем заключения по итогам таких консультаций председателю палаты, который в свою очередь информирует о результатах проведения этих консультаций президента. Эта работа происходит регулярно.
- При обсуждении поправок много спорили об изменениях, связанных с исторической памятью и верой…
- Сегодня принимается много законодательных положений, направленных на защиту исторической правды и исторической памяти, и это достаточно актуальные вопросы.
На повестке дня стоит и вопрос защиты традиционных религий. Посмотрите, что происходит во многих европейских странах — они также развивают это законодательство и применяют законы, связанные с уважением к религиозным конфессиям. Общество должно согласиться принять ограничения, связанные с защитой чувств верующих.
Пять Конституций было принято за всю историю России
- Первая Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года в связи с образованием РСФСР.
- Вторая Конституция принята второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года (в связи с образованием СССР).
- Третья Конституция («сталинская») принята Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года.
- Четвертая Конституция («брежневская») принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года.
- Пятая Конституция принята 12 июня 1993 года по результатам народного голосования.
Что изменилось в основном законе страны
Социальный блок
В основу конституционного устройства России положен принцип социального государства. В этой связи социальный блок закономерно стал одним из наиболее значимых и объемных направлений конституционных поправок.
Среди внесенных в этой связи конституционных поправок можно особенно выделить обеспечение государством гарантии минимального размера оплаты труда не ниже прожиточного минимума, гарантии обязательного социального страхования, адресной социальной поддержки граждан и индексации социальных пособий и иных социальных выплат. Существенное внимание было уделено вопросам пенсионного обеспечения, в частности, закреплена индексация пенсий не реже одного раза в год, а также определены принципы функционирования всей системы пенсионного обеспечения, среди которых принципы всеобщности, справедливости и солидарности поколений.
Указанные изменения, внесенные в Конституцию, призваны предоставить дополнительные гарантии реализации конституционных прав граждан и создать необходимые условия для обеспечения повышения качества их жизни.
Новые требования к кандидату в президенты
В результате конституционной реформы существенным образом трансформировался институт президента, в особенности в части предъявления требований к кандидатам на замещение этой должности. В соответствии с обновленным текстом Конституции кандидат на соответствующую должность должен постоянно проживать на территории России не менее 25 лет, не иметь на момент избрания или когда-либо ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства.
Определение подобных требований обусловлено особым правовым статусом Президента РФ и его ролью во всей политической системе страны. Избрание на должность главы государства, на которого возложены основные обязанности по охране государственного суверенитета, лица, обладающего или обладавшего ранее связью с иностранным государством в какой бы то ни было форме, может таить в себе угрозу для государства и его интересов, а равно с этим ставит под сомнение беспристрастность и независимость осуществления таким лицом соответствующих полномочий.
О суверенитете
Россия последовательно обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности государства. Одной из наиболее значимых поправок в данном контексте стала поправка о безусловной недопустимости отчуждения территории Российского государства, направленная на закрепление в Конституции РФ принципа защиты государственного суверенитета и территориальной целостности. Во исполнение соответствующего конституционного положения были внесены необходимые изменения в действующее законодательство, связанные с определением административной и уголовной ответственности за совершение действий, направленных на нарушение установленного конституционного запрета отчуждения территории России.
Наряду с этим важным направлением обеспечения защиты государственного суверенитета и национальной идентичности России стала конституционализация уже сложившейся практики по проверке Конституционным судом возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании международных договоров России.
О роли Госсовета
Наряду с закреплением в Конституции положений о Совете безопасности и Администрации Президента обновленным текстом Конституции предусматривается включение с систему государственных органов Государственного совета, деятельность которого будет направлена на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определение основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства. Во исполнение соответствующих конституционных положений статус данного конституционного государственного органа определен принятым федеральным законом.
Государственный совет должен стать важным элементом в реализации национальных проектов и программ, а также объективным арбитром при решении вопросов, возникающих между регионами и федеральным Правительством.
Усиление роли Госдумы
Конституционные поправки ознаменовали новый этап развития политической системы России. Принимая во внимание общественный запрос на укрепление представительных институтов, был существенным образом пересмотрен принцип разделения властей и системы сдержек и противовесов.
Одним из наиболее значимых вопросов в этой связи стала трансформация взаимоотношений президента и Федерального Собрания в вопросах формирования Правительства. Так, Государственная Дума наделена полномочиями по утверждению по представлению президента кандидатуры председателя Правительства, утверждению по представлению председателя Правительства кандидатур заместителей председателя Правительства и федеральных министров, за исключением министров силового блока.
Усиление роли Совета Федерации
Не менее значимым конституционным изменениям подвергся и правовой статус Совета Федерации. В результате конституционных поправок палата регионов была наделена полномочиями по проведению консультаций по предложенным президентом кандидатурам на должность прокуроров субъектов РФ, руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), отнесенных к так называемым министрам силового блока, прекращению по представлению президента полномочий судей Конституционного суда, Верховного суда, судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступков, порочащих честь и достоинство судьи. Наряду с этим к ведению палаты регионов отнесено заслушивание ежегодных докладов генпрокурора РФ о состоянии законности и правопорядка в стране.
Все это призвано обеспечить повышение роли Совета Федерации в системе органов государственной власти Российской Федерации, расширение сферы его участия в политической жизни государства и осуществлении контроля за деятельностью исполнительной власти.
Новые требования к публичным должностным лицам
На конституционном уровне получили закрепление требования о запрете лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и ряд иных должностей, связанных с реализаций функций публичного управления, иметь гражданство иностранного государства или статус, предоставляющий право на постоянное проживание на территории иностранного государства, а также открывать и иметь счета, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках. Введение такого конституционного положения обусловлено необходимостью укрепления государственного суверенитета, создания дополнительных гарантий ограничения возможности присутствия иностранного элемента при реализации государственных полномочий.
Защита исторической правды и семьи
Отражение в тексте Конституции положений о защите исторической правды, детей и семьи обусловлено их особой значимостью для российского общества и государства. Указанные конституционные ценности должны выступать и уже сейчас выступают основными ориентирами при проведении государственной политики, равно как и обеспечиваться необходимыми правовыми гарантиями их защиты со стороны государства.
Власть — в регионы
В соответствии с обновленным текстом Конституции устанавливается возможность переноса места постоянного пребывания отдельных федеральных органов государственной власти из Москвы в другой город на основании федерального конституционного закона. Введение подобного положения обусловлено необходимостью обеспечить возможность децентрализации системы управления, создать условия для появления новых потенциальных центров роста городских агломераций.