Андрей Клишас: Мы не видим внятной миграционной политики

Сенатор поддержал идею признать отягчающим обстоятельством нелегальное пребывание иностранца в России

00:00  Автор: Дмитрий Литвинов

Андрей Клишас: Мы не видим внятной миграционной политики
Андрей Клишас. © пресс-служба Совета Федерации

Вопросы миграционной политики в первую очередь — экономические: не зная, сколько иностранной рабочей силы и в каких отраслях нужно стране, невозможно организовать работу с гастарбайтерами на должном уровне и контролировать приезжих с точки зрения безопасности, уверен председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас. В интервью журналу «Российская Федерация сегодня» он рассказал, почему нельзя носить никабы в общественных местах и что для этого не нужно принимать отдельный закон, когда наступит порядок в движении на улицах электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ).

- Андрей Александрович, большая и серьезная тема — ситуация с мигрантами. Какие законодательные решения необходимы?

- В обществе есть представление, что за миграционные вопросы отвечает силовой блок и все проблемы там связаны в первую очередь с безопасностью. Я считаю, что это не так. Миграционная служба МВД очень компетентно подходит к решению стоящих перед ней задач, но миграционная политика — это в первую очередь вопрос экономический. Если бы не было экономической необходимости в увеличении трудовых ресурсов, мы бы с вами эту тему не обсуждали, поскольку не было бы такого количества мигрантов, как сейчас.

Когда говорим о миграционной политике, мы в первую очередь должны получить четкий ответ от экономического блока Правительства, в каких отраслях, в каких регионах и какие специалисты нам нужны. Это нужно, чтобы, в свою очередь, определить, какая нам потребуется инфраструктура для того, чтобы принять этих людей в стране, обеспечить их работой и гарантировать, что наши граждане не будут ущемлены с точки зрения их трудовых прав и других вопросов, которые возникают.

Что касается вопросов, связанных с безопасностью, то МВД сегодня располагает весьма скудными ресурсами, чтобы в полной мере эффективно их решать. Выступая в Совете Федерации, глава ведомства Владимир Колокольцев приводил цифры, которые вызвали шок. Действительно, МВД нуждается в дополнительном финансировании для того, чтобы выполнять функции, которые на него возложены. Мы к этому внимательно отнеслись, будем эти моменты отрабатывать при обсуждении бюджета на следующий год в осеннюю парламентскую сессию.

Мы последовательно совершенствуем законодательство по конкретным вопросам. Расширили полномочия МВД и Правительства, чтобы оперативно, без всяких задержек, выдворять с территории нашей страны тех, кто находится здесь нелегально. Я поддерживаю предложение главы Следственного комитета Александра Бастрыкина признать в качестве отягчающего обстоятельства преступления нелегальное пребывание на территории России иностранного гражданина.

В то же время, повторю, мы пока не видим внятной миграционной политики, которая бы включала экономический аспект. Считаю, это очень серьезный недостаток, потому что, когда ты не знаешь объема проблем, ты не сможешь начать их решать. Это вопрос целиком к исполнительной власти, и я надеюсь, что Правительство на нем сосредоточится.

- Как можно разрешить противоречия в отношении запрета ношения никабов в России?

- Здесь, я считаю, нет противоречий. Россия — светское государство. Только не нужно путать одеяния народов, которые проживают в пустынной местности — там, где необходимо закрывать лицо, —с ношением религиозной одежды. Никабы — это не религиозная одежда, это одежда определенных этносов, которые проживают на Ближнем Востоке, в определенных регионах Африки, и к традиционной одежде народов, которые живут в России, не имеют никакого отношения. Не нужно принимать отдельных законов по никабам. Нужно ввести определенные ограничения. Например, в общественных местах можно ли появляться с полностью закрытым лицом? Не важно, никаб это или маска какая-нибудь. Именно за это нужно вводить ответственность, когда это не соблюдается.

- Что будет со средствами индивидуальной мобильности после принятия законопроекта, соавтором которого вы являетесь, о штрафах для самокатчиков?

- Мне кажется, ситуация с электросамокатами и другими СИМ сейчас не совсем правильная. Те, кто организовывают этот бизнес, наверное, очень рады, что его объемы постоянно растут, и не обращают внимания, что инфраструктура городов к этому не готова. Это очень удобно: увеличивать количество своих клиентов, собирать с них деньги при отсутствии всяческой ответственности за то, что будет происходить в городе, а потом требовать от властей за бюджетные деньги строить инфраструктуру для собственного бизнеса.

Мы оказались в ситуации, когда нет ни достаточной инфраструктуры, ни ответственности для лиц, которые управляют СИМ. Это вроде как бы не транспорт, у них нет номеров, очень сложно идентифицировать этих людей. А пешеходы получают травмы, гибнут в авариях с электросамокатами, количество аварий постоянно растет. В Санкт-Петербурге проблема стала настолько острой, что вот губернатор был вынужден запрещать в центре города движение средств индивидуальной мобильности.

То, что мы предложили, тот законопроект, который Госдума приняла в первом чтении, это полумера — самый необходимый минимум для того, чтобы, например, пьяный человек не мог управлять самокатом, чтобы исключить некоторые другие опасные ситуации. Но смотрите: сезон заканчивается, а законопроект не принят. Так, глядишь, до зимы доживем, и те, кто зарабатывает на этом, снова отчитаются о росте рынка и со временем будут предъявлять новые претензии к городу, почему это вы не подготовили нам инфраструктуру. В то время как это абсолютная ответственность бизнеса.

Законы, вступающие в силу в августе

Абсолютно уверен, что большинство жителей Москвы, Петербурга и других мегаполисов заинтересованы в том, чтобы развивалась городская среда, что предполагает и развитие возможности использования средств индивидуальной мобильности, — это современно и удобно. Но для этого должна быть создана понятная инфраструктура за счет тех, кто зарабатывает на этом деньги. Пока этого не будет, количество травм и несчастных случаев будет только расти.

Сфера бурно развивается, мы не сможем принять универсальный закон, который устроит всех на много лет, поэтому дальнейшие изменения возможны. Наш законопроект — не про инфраструктуру, это первая попытка сделать шаг, чтобы аварий стало меньше. Нужно обязательно принимать эти изменения и двигаться дальше.

- В каком направлении движется законодательство об иностранных агентах?

- С 2022 года действует единый закон о статусе иностранного агента для физлиц и организаций. Основания, по которым Минюст принимает решение о включении в соответствующий перечень, прежние: получение финансирования или иной материальной или нематериальной поддержки из-за рубежа и занятие политической деятельностью, либо распространение информации среди неопределенного круга лиц, либо специальный сбор информации. Причем два фактора должны работать одновременно.

Законодательство в данном вопросе меняется и развивается. Если изначально мы шли по пути того, чтобы только информировать граждан, что то или иное лицо имеет некого иностранного бенефицара, о той деятельности, которую оно ведет в Российской Федерации, то впоследствии было принято решение о введении ряда ограничений. Это касается просветительской деятельности, чтения лекций, из нововведений этого года — ограничения на распространение рекламы и на участие в выборах органов государственной и муниципальной власти. Эти ограничения вполне обоснованы, законодательство может и дальше ужесточаться. Подобные законодательные механизмы есть во многих странах мира.

- Можно ли избавиться от статуса иноагента, и легко ли это сделать?

- Законодательство, о котором идет речь, сбалансировано и вполне достигает целей, ради которых было принято. Лица, включенные в реестр Минюста, могут оспаривать свой статус, в частности через суд с предоставлением определенных документов и материалов. Знаю, что случаи снятия статуса были, но многие иностранные агенты сегодня покинули страну и, наверное, просто уже не считают нужным, с одной стороны, скрывать, что они работают на иностранных лиц. А с другой стороны, им просто сложно доказать обратное. Поэтому таких примеров не много.

- Зачем потребовалось запрещать продажу детям газосодержащих смесей?

- Мы обратили внимание на проблему, поскольку растет число несчастных, в том числе смертельных, случаев после такого рода экспериментов со сжиженным газом. Те, кто продает такие товары, в том числе онлайн, не должны реализовывать свою продукцию детям, чтобы они не подвергали себя смертельному риску. То, что называется сниффингом, захватило сегодня даже детей младше 14 лет, там сотни пострадавших, а гибель каждого ребенка — это огромная трагедия. Обращая внимание на масштаб пагубного явления, необходимо запретить продажу детям таких товаров со сжиженным газом.

- Еще один законопроект вашего авторства касается изменения формирования Общественной палаты Российской Федерации. Что изменится и какова сегодня роль этого органа?

- Общественная палата полностью состоялась как очень важный институт. Мы видели, что и в рамках избирательной кампании каждый год, в рамках президентских выборов, в рамках конституционной реформы 2020 года ОП сыграла огромную роль. Она мобилизует очень хорошо людей, экспертов. На площадке палаты проходят нулевые чтения законопроектов, в этом смысле она полноценный партнер федерального парламента и региональных парламентов, который, я уверен, будет развиваться. Там собираются неравнодушные люди, действительно общественники в лучшем смысле этого слова. Действуем в логике укрепления обратной связи с гражданами, со всеми социальными слоями, с активными представителями общественности.

Что касается поправок, они носят в основном процедурный характер. Мы ограничили возможность для иностранных агентов становиться членами Общественных палат.

- Прокомментируйте пересмотр датировки ряда исторический событий, который предложен недавно внесенным законопроектом.

- Корректировка потребовалась, поскольку возникла неточность в определении дат, которая связана с переходом с одного календаря на другой, с юлианского на григорианский, после 1918 года. Законопроектом унифицируются даты исходя из ныне действующего календаря. У нас будут понятные даты дней воинской славы России. И на что я хотел бы обратить внимание — у нас появится новая памятная дата: 18 марта — День воссоединения Республики Крым и города Севастополя с Российской Федерацией. Мне кажется, что это тоже значимый политический момент.

Читайте также:

• Электросамокатчикам придется раскошелиться за вольности на тротуарах