Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Анатолий Артамонов: Научимся делать товары на экспорт, будет и импортозамещение

Российские предприятия должны освоить производство продукции, которая будет пользоваться спросом на внешних рынках

18.07.2022 10:00

Автор: Валерий Филоненко

Анатолий Артамонов: Научимся делать товары на экспорт, будет и импортозамещение
Анатолий Артамонов © Тимур Ханов/ПГ

Реализуя товары за рубежом, наши товаропроизводители приобретут навыки по созданию востребованных заграничными потребителями изделий. А значит, такие товары будут соответствовать потребительским запросам и внутри нашей страны. Только так, а никак иначе, можно на деле выполнить программу импортозамещения. Об этом в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказал председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов.

- Эта весенняя сессия по понятным причинам отличалась от предыдущих. Насколько оперативно сенаторам удалось перестроить работу и направить ее на решение актуальных для страны задач?

- Знаете, мы уже привыкли работать в таком режиме. Ковид нас к этой ситуации во многом подготовил. Поэтому беспрецедентный массив законодательных инициатив, прежде всего президентских, и собственных, и правительственных, мы старались принимать как можно быстрее. В общей сложности было одобрено более 300 законов, в той или иной степени связанных с необходимостью ответных мер на санкции, которые пакет за пакетом вводили по отношению к нашей стране. В том числе постарались принять поправки в Бюджетный кодекс, которые ждали многие товаропроизводители, касающиеся налоговых послаблений при добыче редких металлов, условий, которые сокращали рентабельность производства. Мы должны были немедленно реагировать с тем, чтобы эти производства и дальше имели экономический смысл. А также чтобы бизнес испытывал меньше давления с точки зрения пресловутых проверок.

- Но Правительство уже ввело мораторий на проверки до конца года. Или этого недостаточно?

- Предстоит еще много чего вычистить в законодательной базе в этом направлении. Буквально недавно ко мне обратился предприниматель, построивший объект на 40 процентов дешевле, чем строящийся одновременно объект другой подрядной организации, которую выбрала администрация региона. Но антимонопольная служба усмотрела в работе компании предпринимателя картельный сговор. На том основании, что в конкурсе на строительство принимали участие две его фирмы, так как никто больше не пожелал участвовать в торгах. О каком тут картельном сговоре может идти речь, если обе организации принадлежат одному собственнику? Тем не менее при стоимости объекта 180 миллионов рублей он наказан на 130 миллионов со всеми вытекающими последствиями. И сейчас, в такое тяжелое время, коллектив численностью шесть тысяч человек может прекратить существование.

- Ситуация действительно вопиющая. Видимо, без усовершенствования законодательной базы здесь не обойтись?

- Эта задача нам осталась на будущее, нам предстоит ее решать в осеннюю сессию. Чтобы не на словах, а на деле ответить на сегодняшние вызовы.

- В июне Совет Федерации единогласно одобрил постановление по формированию концепции федерального бюджета на предстоящую трехлетку. В документе нашли отражение меры по противодействию санкциям?

- Во-первых, хочется отметить, что концепция в этом году самая наполненная в сравнении с теми, что принимались ранее. Там более 60 пунктов, в них мы постарались учесть все конкретные моменты, решение которых ждут в регионах. Например, мы видим, что сегодня усиливается поток недовольства состоянием учреждений здравоохранения Федерального медико-биологического агентства, которые расположены в субъектах. В силу разных причин медсанчасти и разные клинические больницы, которые находятся в городах Росатома или других городах, где необходимо присутствие учреждений ФМБА, влачат зачастую жалкое существование. Зарплата у них ниже, чем у региональных медработников, на 30-40 процентов.

Мы отреагировали на обращение губернаторов и записали в концепцию пункт о необходимости увеличения финансирования по этой статье расходов. Больше того, Совет палаты регионов встречался недавно с главой Правительства Михаилом Мишустиным, и он взял на заметку большое количество озвученных нами проблемных вопросов, в том числе и этот. Казалось бы, это частный случай, но он отнюдь не частный, а касается всей страны.

- Как и другая проблемная тема — устранение диспропорций по оплате труда медиков и педагогов в регионах. Вопрос стоит давно на повестке, есть ли в принципе решение?

- Ответ на этот вопрос осложняется нынешней ситуацией. Но если говорить в целом, проблема, конечно же, нуждается в решении. Я еще три года назад говорил, что разрушение единого социального пространства несет большие потрясения. Представьте себе: есть талантливый учитель с большим стажем работы, ему присваивают звание, но так как работает в небогатом регионе, то имеет невысокую зарплату. Ведь сегодня зарплата педагога исчисляется от среднего уровня зарплаты по региону. Берем учителя с небольшим стажем работы в мегаполисе, скажем, в Москве, никаких званий нет, но получает он здесь серьезно больше.

Разве мы можем это считать справедливым? По-моему, нет. Ведь мы помним времена, когда врачи или работники культуры получали одинаковые зарплаты в любой точке Советского Союза, за исключением районов Крайнего Севера и вредного производства. Там были предусмотрены компенсации. К примеру, моя супруга работала в Институте медицинской радиологии и получала 15 процентов надбавки к зарплате. Все, больше никаких различий не было.  Поэтому нам рано или поздно придется возвращаться к решению этой проблемы, в противном случае так называемые депрессивные регионы рискуют остаться без квалифицированных кадров и будут еще больше деградировать.

- Вопрос, который интересует многих: в следующие три года в бюджете хватит денег на выполнение социальных обязательств?

- Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы люди усомнились, что государство не выполнит обязательства, которое оно имеет перед россиянами. Это требование, которое ежегодно к бюджету предъявляет президент. Поэтому уместно задуматься сегодня над тем, что реальные доходы в виде зарплаты или пенсий у нас снижаются ввиду инфляции и других вещей. На мой взгляд, нужно, не разгоняя инфляцию, все-таки увеличить объем денежной массы за счет повышения зарплаты и пенсионного обеспечения. Да, присутствует риск, но в то же время есть и опыт других стран, когда товаропроизводители отвечают производством востребованных товаров на появившийся дополнительный объем денежной массы и, соответственно, на повышение покупательной способности. В этом случае возможен небольшой всплеск инфляции, но постепенно через удовлетворение возросшего спроса она начнет затухать.

- Сенаторы в своих рекомендациях по концепции бюджета как-то «подсветили» региональную тему?

- Безусловно. Причем большое внимание уделено аграрному сектору. Нам необходимо как можно скорее вернуть в оборот поросшие лесом земли сельхозназначения, особенно это касается центральных регионов России. Мы вписали пункт о необходимости увеличения объемов финансирования на проведение технических работ, позволяющие вернуть в оборот земли, которые в свое время были приватизированы горе-предпринимателями. Кто-то эти земли когда-то приватизировал, ваучеры скупил за бесценок и не собирался их обрабатывать. А забирать их наши законы не позволяют. Да, мы приняли закон об ужесточении ответственности, но, я вижу, он вряд ли сработает максимально эффективно, потому что все равно остается слишком мягким. Нам нужно видеть те задачи, которые можно решать поэтапно, но есть те, которые надо решать немедленно. То, о чем я сказал, как раз из разряда тех, что требуют немедленного решения.

- Какие еще предложения Совфеда будут учтены в бюджете?

- Мы не могли не отразить в концепции бюджета воссоздание промышленной базы в гражданском авиастроении. Государству нужно принять самые серьезные и решительные меры, чтобы ответить на потребности рынка авиастроения, иначе Россия потеряет всю гражданскую авиацию. Сегодня нашей стране в вопросе авиации надеяться не на кого. Мы должны сделать все сами. Для решения этих вопросов по линии партии «Единая Россия» была создана соответствующая рабочая группа, которая занимается транспортной сферой.

- А что с программой импортозамещения? Есть ли точное понимание у предприятий и региональных властей, какие именно цепочки разрушены и что именно нужно восстанавливать?

- Прежде всего должны простимулировать процессы, чтобы инвесторам, рискующим своими средствами, было выгодно участвовать в этом новом деле. Кроме того, важно понимать, что импортозамещение, как это ни странно, формируется за счет поддержки экспорта. Сначала наши товаропроизводители должны научиться выгодно продавать свою продукцию на внешних рынках. Ведь, реализуя товары за рубежом, наши предприятия учатся производить востребованную продукцию, то есть соответствующую по качеству тем потребностям, которые есть у заграничного потребителя. А значит, такие товары будут востребованные и внутри нашей страны. В противном случае если будем производить товары только для себя и никому они больше не будут нужны, то это не импортозамещающие, а опять некачественные товары.

- Недавно во время рабочей поездки в Дагестан спикер Совфеда Валентина Матвиенко вновь подняла тему недостроев. В проектах замораживаются бюджетные деньги, потом опять вливаются, в результате стройки становятся дороже. Решений предлагают много, но, по-вашему, как можно справиться с проблемой?

- Дело в том, что в антимонопольном законодательстве мы хотим сегодня быть святее папы римского, в этом вся беда. В странах Евросоюза торги объемом свыше 65 тысяч евро в электронном виде не проводятся. По крайней мере раньше было так. Может быть, объем средств и изменился, но принцип сохранился, я уверен. Контракты там выше определенной суммы заключаются при участии комиссии, куда входят депутаты и общественники, которые внимательно изучают подрядчика и коллегиально выносят решение. То же самое можно сделать и у нас, добавив в комиссию и представителей силовых ведомств. Так проще и быстрее можно будет разобраться, реальна ли компания подрядчика, имеет ли опыт строительства или это пустышка. Тут же можно позвонить и поинтересоваться у заказчика: действительно ли этот подрядчик построил школу и насколько качественно? И вот после этого комиссия путем голосования должна принять решение.

У нас же сейчас кот в мешке выигрывает торги, требует аванс и как бы начинает стройку. Приезжает полудохлый экскаватор, начинает рыть… а потом подрядчик исчезает. Отсюда и берутся недострои. Поэтому нужно вносить изменения и в 44-ФЗ, и антимонопольная служба должна видеть эти проблемы.

Читайте также:

• Валентина Матвиенко: Дагестану нужно стр­оить больше школ и детсадов