Американские «суперсделки» последовательно разрушают систему международной безопасности
30 лет назад был подписан Договор об обычных вооруженных силах в Европе
Девяностые годы прошлого века были временем бурных изменений в политике Советского Союза, направленных на налаживание отношений с Западом и снятие, как тогда говорили, международной военной напряженности. Потому конкретной целью Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) стало установление военного баланса на континенте за счет сокращения обычных вооружений.
Однако в 2007 году Россия приостановила исполнение взятых на себя обязательств. В том, что случилось с ДОВСЕ, какие еще договоренности в области безопасности существуют и почему они последовательно разрушаются, «Парламентская газета» разбиралась с экспертами и парламентариями.
Угроза для будущего планеты
5 февраля 2021 года может прекратить действие договор между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ), подписанный в 2010-м и регламентирующий взаимное сокращение арсеналов развернутых ядерных боезарядов двух стран.
Нежелание его продлевать США объясняют стремлением привлечь к процессу разоружения и другие страны, в частности Китай. Трамп как «лихой бизнесмен» вознамерился заключить «суперсделку» и взять под контроль ядерные вооружения не только России. Однако Пекин на возможность своего участия в договоре практически не реагирует, поэтому переговоры по продлению договора до сих пор не начинались.
Одной из опций пока остается его техническое продление на один год без всяких обсуждений. «Это позволит провести переговорный процесс без оглядки на предвыборную ситуацию в США», — заявил нашему изданию глава Комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий.
Депутат отметил, что ДСНВ остается едва ли не последним краеугольным камнем договорной базы в вопросах контроля над вооружениями и стратегической стабильности, поэтому так важно сохранить его. «Важно не только для России или США, но и для мирного будущего всей планеты», — напомнил глава комитета.
Впрочем, это далеко не первый демарш Соединенных Штатов в отношении договоров, заложивших основы международной безопасности. Все началось с Договора об обычных вооруженных силах в Европе.
Шаг навстречу миру
Этот договор стал для своего времени прогрессивным соглашением. За годы холодной войны на европейском континенте противоборствующие стороны (НАТО и Организация Варшавского договора — ОВД) сосредоточили настолько огромную военную мощь, что и рядовые граждане, и правительства побаивались даже думать, чем обернется возможный конфликт. Перестройка в СССР стала для Запада удобной возможностью заговорить с Москвой о разоружении. Этот диалог развивался весьма активно, и ДОВСЕ стал одним из первых его «продуктов».
По условиям документа для каждого военного блока были установлены максимальные уровни вооружений и техники. Если одна из сторон имела вооружений больше этих лимитов, то излишки подлежали сокращению в течение 40 месяцев.
Кроме того, вводились ограничения в так называемых фланговых зонах. Для Варшавского договора это были Болгария, Румыния, Закавказский, Ленинградский, Северо-Кавказский и Одесский военные округа СССР, а для НАТО — Греция, Исландия, Норвегия и Турция. На флангах каждой стороне разрешалось иметь не более 4,7 тысячи танков, 5,9 тысячи бронемашин и шесть тысяч артиллерийских систем. Для контроля за соблюдением договора вводилась система взаимных инспекций… Тогда казалось, что мир стал безопаснее.
Написать легко, выполнить сложно
Однако проблемы с соблюдением договора не заставили себя долго ждать. После распада СССР, роспуска Варшавского договора, объединения Германии и разделения Чехословакии участниками ДОВСЕ стали уже 30 государств. Советская квота была разделена между странами СНГ, располагающимися на европейском континенте. При этом, несмотря на то что Латвия, Литва и Эстония являлись бывшими советскими республиками, они остались вне договора.
При таком положении дел у России возникли трудности с реализацией положений ДОВСЕ, касающихся фланговой зоны. В частности, Ленинградского и Северо-Кавказского военных округов, где допустимые лимиты были превышены, в том числе из-за боевых действий в Чечне.
Однако оголять свои фланги Москва не хотела, да и не могла.
Вопрос был решен поправкой к ДОВСЕ от 31 мая 1996 года, согласно которой границы фланговых зон были пересмотрены. Из их числа исключили Псковскую, Волгоградскую, Астраханскую области, а также восточную часть Ростовской области и коридор на юге Краснодарского края. Тогда же сроки выполнения Россией обязательств по ДОВСЕ были отодвинуты на конец мая 1999 года.
Впрочем, к концу 90-х сложности возникли уже у НАТО. Большинство стран Восточной Европы к тому времени уже вступили в альянс, изменив баланс военной силы на континенте. Предусмотренные ДОВСЕ лимиты боевой техники для блоков потеряли свой смысл. В итоге на ноябрьском саммите ОБСЕ 1999 года в Стамбуле было подписано Соглашение об адаптации ДОВСЕ, предусматривавшее переход от блоковых ограничений к национальным и территориальным, в том числе с лимитом по размещению на территории суверенных государств боевой техники других стран.
Кризис ДОВСЕ
По условиям соглашения адаптированный ДОВСЕ должны были ратифицировать все участники базового договора. Однако на практике к середине нулевых годов из 30 стран, подписавших соглашение, его ратифицировали лишь четыре государства. Это были Белоруссия, Украина, Казахстан и Россия. При этом ни один член НАТО к ратификации даже не приступил.
«На мой взгляд, пример более чем наглядный, если говорить о том, кто блокировал процесс, а кто демонстрировал доверие к партнерам», — отмечал тогда в своем блоге нынешний глава Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев.
Причиной такого поведения наших «партнеров», как отмечали эксперты, стало желание Запада обманом разоружить Москву, оставив за собой военно-техническое превосходство. Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Болгария и Румыния, например, ранее входившие в ОВД, так и не оформили свой переход из «восточной» в «западную» группу стран, в связи с чем возникли серьезные диспропорции в пользу Североатлантического альянса. Вступление в НАТО Литвы, Латвии, Эстонии и Словении, вообще не являющихся участниками ДОВСЕ, также создавало дисбаланс обычных вооружений.
В результате на 2007 год 22 страны Североатлантического альянса, участвующие в ДОВСЕ, имели 22 424 танка, 36 570 бронемашин, 23 137 артсистем, 8038 самолетов и 2509 вертолетов. Это на порядок превышало пороговые уровни, изначально установленные договором для НАТО в 1990 году.
Лопнувшее терпение
Мириться с таким положением дел и разоружаться в одностороннем порядке Россия не захотела. В июне 2007 года по инициативе Москвы в Вене была созвана чрезвычайная конференция стран-участниц ДОВСЕ, рассмотревшая российский пакет предложений по восстановлению предыдущих обязательств. Среди них — присоединение к договору стран Прибалтики, а также сокращение общего уровня численности вооружений и техники стран НАТО для компенсации потенциала, приобретенного в результате расширения блока.
По сути это была отчаянная попытка спасти договор. Однако прийти к общему знаменателю так и не удалось.
Через месяц, 13 июля 2007 года, Президент России Владимир Путин подписал указ о приостановлении Россией действия договора 1990 года и связанных с ним документов — до тех пор пока страны НАТО не ратифицируют Соглашение об адаптации и не начнут его исполнение.
Однако за последующие годы «чуда» не произошло. Россия прекратила предоставлять партнерам по договору информацию о перемещении войск, вооружений и военной техники, приостановила прием и проведение инспекций, а в марте 2015-го прекратила и участие в заседаниях Совместной консультативной группы по ДОВСЕ.
Причем еще в ноябре 2014 года глава российского МИД Сергей Лавров заявил: «Мы приостановили выполнение, но он (ДОВСЕ. — Прим. ред.) для нас мертв, и возвращения к нему не будет. Никто из членов НАТО не исполняет этот договор, и нам не хочется выглядеть, как будто мы участвуем в театре абсурда».
Не случайность, а система
Разрушение ДОВСЕ западными странами не было случайным. Это, в частности, наглядно продемонстрировали некоторые последующие события, произошедшие в сфере безопасности, которые также открыто указали и на закулисного кукловода, руководящего действиями более мелких натовских стран.
Пока договор был еще жив, представители России в его контактной группе констатировали: с европейскими странами обсуждать вопросы функционирования документа абсолютно бесполезно, потому что они под любыми предлогами делегировали Москву в Вашингтон, открыто давая понять, что именно США задают тон в вопросах вооружений.
У Вашингтона же никакого желания разоружаться и не было. Наоборот, как только Пентагон осознал, что слабая и раздираемая внутренними противоречиями 90-х годов Россия быстро поднимается с колен и исправляет допущенные ошибки, в том числе в области восстановления своей армии, он рекомендовал Белому дому выйти из ряда договоров, заключенных еще с СССР.
13 декабря 2001 года новой жертвой такой политики США пал договор о противоракетной обороне (ПРО), подписанный Москвой и Вашингтоном в 1972 году и обязывающий стороны отказаться от создания и развертывания систем ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования, предназначенных для борьбы со стратегическими баллистическими ракетами.
Договор, по сути, касался сугубо оборонительных вопросов и фиксировал лишь то, что территории России и США должны оставаться уязвимыми для ракетного нападения. Считалось, что такой подход, обеспечивающий взаимное уничтожение в случае начала войны, сдержит обе стороны от применения ядерного оружия. Однако в какой-то момент США посчитали, что могут обойти Россию в противоракетном вооружении и стать неуязвимыми.
Перспектива начала неприкрытого политического диктата в адрес Москвы, видимо, не давала спокойно спать некоторым американским стратегам. Подобная «бессонница» и вылилась в односторонний выход Вашингтона из договора по ПРО.
Далее — везде…
Впрочем, действующий президент США процесс разрушения прежней системы мировой безопасности, кажется, вообще поставил на колеса. Всего за один срок своего правления он вышел из двух важных военных договоров и поставил под угрозу продление третьего.
Так, 1 февраля 2019 года Вашингтон объявил о приостановке участия США в договоре о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД), который первым в истории регламентировал ликвидацию целого класса вооружений. Его участники обязались уничтожить все баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 километров) и меньшей (от 500 до 1000 километров) дальности.
Формальным поводом для выхода США из договора стало испытание Россией на полигоне Капустин Яр в 2016-м крылатой ракеты «Новатор 9М729», дальность полета которой, как посчитали американцы, составляет около 3000 километров. Однако задолго до этого обеспокоенность Минобороны России вызвали испытания американцами ракет-мишеней для своих систем ПРО, характеристики которых очень схожи с характеристиками крылатых ракет, запрещенных ДРСМД. В Москве неоднократно указывали Вашингтону на этот момент, однако в Белом доме предпочли не реагировать.
Мастер «суперсделок»
Через год с небольшим, 21 мая 2020 года, США заявили о намерении выйти через полгода еще из одного договора — по открытому небу (ДОН), разрешавшего свободные полеты невооруженных разведывательных самолетов в воздушном пространстве 34 стран-подписантов. Это позволяло контролировать перемещения войск и строительство военных объектов, что повышало доверие друг к другу.
Поводом вновь стало обвинение России в «злоупотреблении договором для сбора данных о критической инфраструктуре США». Впрочем, помощник президента США по нацбезопасности Роберт О’Брайен, в частности, заявил, что Россия в рамках этого договора следила за Дональдом Трампом. «Они летали над Белым домом, они летали над гражданской инфраструктурой, они отслеживали, где может находиться президент: Кэмп-Дэвид или Бедминстер (резиденция и гольф-клуб. — Прим. ред.)», — вполне серьезно отметил он.
«Трамп заявил, что Россия якобы нарушает этот договор, хотя характерно, что западные союзники США ничего о нарушении договоров со стороны России никогда не говорили. И под этим соусом собираются из него выйти, — отметил тогда РИА «Новости» председатель Временной комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков. — Когда США выходили из ядерной сделки по Ирану, они говорили, что Иран нарушает соглашения». И уточнил, что комиссия в Иране так не нашла ни одного доказательства.
Ещё материалы: Леонид Слуцкий, Алексей Пушков, Константин Косачев