Алексей Пушков рассказал, что мешает реформе Совета Безопасности ООН
Сенатор также оценил, могут ли лишить Россию членства в Совбезе или права вето
Совет Безопасности ООН, созданный в октябре 1945 года, состоит из пяти постоянных членов — России, Великобритании, Китая, США и Франции, которые обладают правом вето. Кроме того, есть десять непостоянных членов, избираемых на два года по географическому принципу. Совбез ООН несет ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Генеральный секретарь международной организации Антониу Гутерриш на открытии общеполитических дебатов 78-й сессии Генассамблеи ООН 19 сентября заявил о необходимости реформирования структуры Совбеза. По его словам, иначе миру грозит раздробленность в экономической и финансовой системах.
О реальной подоплеке серьезной инициативы главы всемирной организации и позиции России в этом вопросе в интервью «Парламентской газете» рассказал председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков.
— Генсек ООН заявил, что Совет Безопасности организации отражает реалии 1945 года, а потому нуждается в реформе. Насколько прав Антониу Гутерриш?
— Эта ситуация связана с несколькими аспектами. Во-первых, начавшееся еще в начале XXI века давление стран, не входящих в Совет Безопасности, но считающих, что они имеют право стать его постоянными членами. Это, в частности, страны, которые достаточно серьезно финансируют ООН, — Япония и Германия. А также страны, которые являются крупными политическими и экономическими игроками и представляют целые континенты, — Бразилия, Индия. И коллективная Африка. Африка и Латинская Америка считают, что, в то время как Азия и Европа имеют представителей в Совете Безопасности, Африканский и Южно-Американский континенты не представлены вообще. И это давление постепенно нарастает. Лидеры все большего числа государств говорят о необходимости реформы Совбеза за счет его расширения и введения в него новых государств. Вторая причина состоит в том, что ООН демонстрирует невысокий уровень эффективности за последние годы. Ни в ливийском кризисе, ни в сирийском, ни в кризисе вокруг Ирака и Украины ООН не сумела стать фактором, который предотвратил бы широкое применение вооруженных сил. И это вызывает скептицизм по отношению к ООН. А нужна ли она вообще в нынешнем виде? Об этом много пишет мировая пресса, не только западная.
— И чтобы дать ответ на эти скептические оценки роли ООН, генсек решил перехватить инициативу?
— В данном случае полагаю, что он, будучи ограниченным в свободе маневра — потому что генсек ООН не принимает решения, а выслушивает мнения государств-членов и должен как-то согласовывать позиции многих сторон, — выдвинул эту программу. В противном случае он был бы обвинен в ее отсутствии. А так вот, она есть. Естественно, что решать будет не он, а страны-участницы. И он тем самым как бы перекладывает ответственность на них. Я выдвигаю программу реформы, а вы уж давайте, обсуждайте между собой, как это будет выглядеть. Это частично такая политическая уловка со стороны генсека, чтобы быть на коне и не быть обвиненным, что он не имеет идей и ничего не делает, вяло следя за угасанием международной организации.
— Какие-то еще факторы оказывают влияние на нынешнюю повестку ООН?
— Должен сказать, что вокруг всего этого ведется политическая игра. Дело в том, что американцы озабочены тем, что Глобальный Юг их не поддержал в вопросе Украины, коллективно отказавшись следовать американским и западным санкциям. Несмотря на очень большое давление, которое оказывалось на Индию, Бразилию, Южную Африку и на многие другие государства, они отказались поддерживать Соединенные Штаты в этом вопросе. И сейчас Запад — это было заметно по нескольким последним крупным мероприятиям — пытается склонить на свою сторону страны Глобального Юга, которые превратились в объект политической схватки между США и западным альянсом с одной стороны и Россией и Китаем — с другой.
— И в чью сторону склоняется Глобальный Юг?
— Он держит нейтралитет. Глобальный Юг говорит, что хочет иметь хорошие отношения и с Западом, и с Россией. Но факт борьбы за него налицо. Причем эта борьба сейчас активизируется. В частности, Зеленский на Генассамблее ООН попытался обратиться к странам Глобального Юга, чтобы сдвинуть их с позиции отказа поддерживать США и Запад в их политике по отношению к Украине.
— Заявление Байдена на Генассамблее ООН — это продолжение схватки?
— Соединенные Штаты сказали, что они готовы рассмотреть возможность расширения Совета Безопасности за счет новых участников, в том числе стран Глобального Юга — Индии, Бразилии или представителя от Африканского союза. Эта тема становится фактором политической схватки за симпатии и антипатии в незападном мире. Для Запада очень важно раздробить единство Глобального Юга в этом вопросе, чтобы хоть какие-то страны пошли за ним в осуждении России и поддержке Украины. Большая ставка делалась в свое время на Индию, но эта страна традиционно придерживается политики самостоятельности во внешнеполитических делах. Так что надежды не оправдались, и теперь США смотрят, кого еще можно «выдернуть» из рядов Глобального Юга, чтобы сблизить позиции, в том числе обещая поддержать их заявку в случае реформы Совета Безопасности.
— Радикальные предложения вывести из Совета Безопасности Россию также понимания не нашли?
— Никакой поддержки подобные инициативы не получают. Даже идея лишения России права вето, которая высказывается иногда в некоторых западных СМИ и политических кругах, не получает поддержки официальных членов правительств США и европейских государств. По той причине, что они прекрасно понимают, лиха беда начало: что если вы кого-то лишаете права, то следующим могут лишить вас. Если вы создаете механизм лишения того или иного государства права вето или статуса постоянного члена, то этот механизм в определенной ситуации может быть использован против вас. Поэтому США, с одной стороны, на словах обещают поддержать стремление ряда стран войти в Совет Безопасности в качестве постоянных членов, с другой стороны — на самом деле очень опасаются этой реформы.
— И эта двойственность в позиции мешает реальной реформе?
— У США есть привилегированное положение одного из пяти главных государств современного мира. А если начать реформировать, то непонятно, какая система будет выстроена. Потому что большинство стран мира — это незападные государства. К западному миру мы можем отнести от силы 40—45 стран, включая Японию, Сингапур, Австралию и Новую Зеландию. Остальные государства — это незападный мир. Поэтому отдавать эти вопросы на усмотрение Генассамблеи ООН, как мне представляется, в Вашингтоне опасаются. Из-за этого маневров вокруг темы реформы много, а движения нет. Но Гутерриш посчитал, что должен создать себе политическое алиби и выступить с какой-то крупной инициативой, иначе он будет рассматриваться как генсек без программы. Попутно он отвечает на объективный запрос многополярного мира. Понятно, что нынешняя ООН отражает состояние мира на конец Второй мировой войны и эта послевоенная система постепенно избывает себя. Это уже очевидно, и, конечно, какие-то реформы должны быть проведены.
— России эта реформа выгодна?
— Мы говорим о том, что такую возможность рассматриваем. Но считаем, что любые реформы ООН не должны подрывать существующие механизмы и не должны привести к еще большему ослаблению организации, которое в силу разных обстоятельств наблюдается в последние годы. Мы отдаем себе отчет в том, что реформа назрела, но конкретные ее параметры, хотя и обсуждаем на двухстороннем уровне, пока не выносим на уровень публичного международного обсуждения.
Читайте также:
• Россия вместе с БРИКС готовы реформировать ООН, но США это вряд ли понравится
Ещё материалы: Алексей Пушков