Все о пенсиях в России

вчераКому и на сколько повысят пенсии в 2025 году

02.10.2024Экономист Беляев напомнил, как формируется пенсия

01.10.2024Депутат Бессараб: В Госдуме ждут индексации пенсий с 1 января 2025 года

Александр Усс рассказал, зачем россиянам ехать в Сибирь

Современные университеты, развитый транспорт и высокие зарплаты привлекут в регион новых людей

04.07.2024 00:00

Автор: Дмитрий Литвинов

Александр Усс рассказал, зачем россиянам ехать в Сибирь
Александр Усс. © Тимур Ханов/ПГ

За последние тридцать лет регионы Сибири покинула десятая часть их населения, и сейчас главная задача — переломить демографический тренд, в том числе за счет изменения отношения к региону как к чему-то очень далекому и холодному. Об этом в интервью «Парламентской газете» сказал зампред Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, экс-губернатор Красноярского края Александр Усс.

- Александр Викторович, чем займется недавно созданный Совет по вопросам развития Сибири при Совфеде?

- В 2013 году президент объявил развитие Сибири и Дальнего Востока главным российским приоритетом на весь XXI век. При этом особый акцент был сделан на Дальний Восток. Здесь создан эффективный управленческий механизм, и уже есть зримые результаты в части роста инвестиционного потенциала, опережающих темпов развития промышленности, жилищного строительства, ситуация в целом серьезно изменилась к лучшему.

Сейчас время центральной части Зауралья, тех регионов, которых объединяет Сибирский федеральный округ. В начале прошлого года была принята стратегия развития Сибири, а затем и конкретная программа действий, рассчитанная до 2035 года. Решение председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко о создании совета в верхней палате призвано поддержать эту линию парламентскими механизмами. В его состав вошел 41 человек: сенаторы сибирских регионов, ряд губернаторов, представители 14 федеральных министерств, видные ученые. Заниматься предстоит прежде всего продвижением новых инициатив и их законодательным подкреплением — тем, что называется парламентским измерением этой большой задачи.

- На какие вызовы в первую очередь будете обращать внимание?

- Я бы разделил их на две большие группы: духовные, или мировоззренческие, и материальные, экономические. Представляется важным сформировать в общественном сознании понимание того, что активное развитие Зауралья необходимо не только тем, кто там живет, но и всей стране. Все это является значимой предпосылкой масштабных управленческих решений и разворота в восточном направлении демографической волны.

Задачи материального плана связаны, главным образом, с изменением структуры сибирской экономики. Последовательный переход от ее преимущественно сырьевой модели к высокотехнологичной. Базовые природоресурсные предприятия должны ориентироваться на кооперационные связи в смежных перерабатывающих отраслях производства, развитие отечественного машиностроения, на сотрудничество с наукой и создание новых отечественных технологий. Одним словом, быть не только основными налогоплательщиками, но и способствовать фронтальному экономическому подъему. Это принципиальный вопрос, который приобретает особую значимость на фоне задач по обеспечению технологического суверенитета.

- Для Сибири, учитывая ее удаленность от центра и огромную территорию, важны вопросы развития транспорта. Какие перспективы здесь есть? 

- Прежде всего о железнодорожной составляющей. Северо-сибирская магистраль, Восточный полигон, реконструкция БАМа, создание нового коридора на восток Кызыл — Курагино — Элигест. Конкретные проекты, которые в обозримом будущем могут воплощаться в жизнь. Есть идея строительства порта на Енисее, который может разгрузить Транссиб и обеспечить переброску грузов на Северный морской путь. 

Что касается базовых аэропортов, ряд из них уже серьезно модернизируются — Новосибирск, Красноярск, Новокузнецк, Братск. Существуют реальные планы и по другим территориям. В небольших населенных пунктах ситуация сложнее, что особенно критично для арктических территорий, где авиация является безальтернативным видом транспорта. Нам крайне необходимы отечественные воздушные суда для малой авиации. Ждем «Байкал» и «Ладогу», которые заменят заслуженные Ан-2 и Ан-24. И, конечно, нужна поддержка для субсидирования внутрирегиональных перевозок.

Становится все более актуальной задача реконструкции автомобильных дорог, особенно федеральных. Причины понятны — интенсивность грузопотока в восточном направлении растет.

- Как вы оцениваете перспективы развития в Сибири информационных технологий?

- Возможностей для этого здесь не меньше, а может быть, и больше, чем в центральной части России и в столицах. Только один пример: Научно-производственное объединение «Решетнев» производит спутники связи не только для России, но и для стран ближнего зарубежья. Без космической связи развитие информационных технологий невозможно. Успешно работают в данном направлении крупные университеты в Новосибирске, Томске, Красноярске, других городах — это серьезный научный задел, который реализуется в кооперации с ведущими предприятиями.

И еще один момент. Центры обработки данных, количество и масштабы которых будут расти, требуют большого количества электроэнергии и мощного охлаждения. И то и другое — про Сибирь. 

- Развитие промышленности всегда связано с влиянием на экологию. Как складывается ситуация сегодня?

- Такого рода проблемы являются наследием прежней эпохи, когда при решении важных производственных задач о влиянии на окружающую среду не особенно задумывались. Сейчас требования возросли, и большая часть крупных предприятий реализует программы экологической модернизации. 

Появились и новые вызовы — в частности, выбросы от автомобильного транспорта, неэффективные системы отопления индивидуальных домов. Отмечу и роль климатических изменений. По оценкам ученых, в последние 30 лет под влиянием Сибирского антициклона снизилась скорость ветра и увеличилось количество штилевых дней, что периодически осложняет экологическую обстановку в городах, которые находятся в так называемых ландшафтных бокалах.

Для улучшения ситуации делается многое. Начиная от таких крупных проектов, как строительство метро в Красноярске, газификации, программы «Зеленый Кузбасс», заканчивая переводом частного жилого сектора на экологически чистые виды топлива.

- За последние 30 лет население Сибири сократилось на 12 процентов. Как развернуть демографическую волну?

- Россия знает несколько периодов масштабного продвижения на восток — строительство Транссиба, Столыпинская реформа, комсомольские стройки социализма. И все они обеспечили исторические изменения в жизни нашей страны. Почему это невозможно сейчас? В Красноярском крае, который по понятным причинам я знаю хорошо, с момента предыдущей переписи население не сократилась. А в краевой столице, несмотря на все сложности, даже увеличилось почти на 250 тысяч человек. Предопределили такой результат несколько факторов: создание Сибирского федерального университета, проведение Всемирной универсиады и старт крупнейшего комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь». 

Свои драйверы сегодня есть в большинстве сибирских регионов. Поэтому я убежден, что именно эта суровая, но благодатная земля может стать плацдармом очередного прорыва России в будущее.

Читайте также:

• В России будут производить самый морозостойкий двигатель в мире