Александр Бельский: Искусственный интеллект никогда не заменит губернатора
Спикер петербургского Заксобрания рассказал о беспилотных трамваях, сокращенной рабочей неделе и будущем квартир-студий
Беспилотники рано или поздно займут нишу в быту людей, а искусственный интеллект может принести пользу городскому хозяйству. Так считает председатель петербургского Заксобрания Александр Бельский. В преддверии нового сезона он рассказал «Парламентской газете» о планах депутатского корпуса и порассуждал на актуальные темы. Так, он считает, что отношения с мигрантами нужно выстраивать довольно жестко — как в ОАЭ. В Петербург лучше привлекать работников из соседних регионов, федеральный закон о расселении хрущевок доработать с учетом географии расселения, а стругать квартиры-студии в историческом центре пора бы пресечь.
Ларьки в законе
- Петербургский парламент за последние пару лет стал все чаще ставить вопросы федерального значения и инициировать изменения в законодательстве всей страны. Какие темы готовятся для осенней сессии?
- Приведу в качестве примера две федеральные инициативы, которые затрагивают интересы экономики и бизнеса. В первой мы предлагаем отнести лиц, применяющих специальный налоговый режим, к субъектам малого и среднего предпринимательства, приравняв их к категории микропредприятий. Самозанятых в последние годы стало очень много, по последним данным их почти 10 миллионов, они — активные участники экономического процесса в стране и платят от 4 до 6 процентов налогов. Если их признать микропредприятиями, то они смогут участвовать в госзакупках. Другая инициатива касается нестационарной торговли.
- Вы хотите снова рассортировать ларьки? Или уничтожить их как класс?
- Такая форма торговли востребована у людей. Это удобно. Но нельзя допускать хаоса, иначе это вернет нас в 90-е годы. Условия предпринимательской деятельности должны быть равными для всех участников, а ларьки нужно устанавливать не где понравится, вне зависимости от того, кому принадлежит земля, а по единой схеме. Если собственник участка хочет, чтобы у него на территории был ларек, он должен подать документы на включение точки в карту размещения.
- А если хозяин скажет, мол, моя земля, что хочу, то и ставлю? Я налоги плачу, вам карты-схемы нужны — вы сами их и заполняйте.
- Все самопальные ларьки, даже если они стоят на территории частного собственника, придется демонтировать. Кроме этого, нужно установить требования к внешнему виду, к предельным габаритам и площади. Полагаю, что их утверждать правилами благоустройства могут муниципалитеты.
ИИ не пойдет на выборы
- По Трудовому кодексу существует 40-часовая рабочая неделя, пятидневная рабочая неделя и ненормированный график. Но ситуация изменилась, многие работают в свободном режиме. Может, стоит предложить федеральным коллегам пересмотреть стандарты?
- Я так не считаю. Пандемия стала катализатором изменений, стало очевидно, какие профессии не требуют обязательного прихода на работу. Люди выработали критерии оценки и контроля работы, которую можно делать дома. Изменения можно прорабатывать, но сегодня, мне кажется, мы достаточно гармонично работаем в существующей системе. Даже с учетом того, что сейчас многие предприятия Петербурга и страны работают в достаточно усиленном режиме. Уровень безработицы у нас на уровне полутора процентов, предприятия трудятся в напряженном режиме, что требует пятидневной недели. И пока, как мне кажется, пересмотр не актуален.
- Но современный ритм жизни людей ведь уже другой!
- Что касается в целом рабочей недели и временных отрезков занятости, то, может быть, стоит вернуться к критерию, который был в советское время, — распределению времени начала работы предприятий.
- Для чего?
- Это скажется на режиме города, в том числе на загрузке транспортной инфраструктуры, которую можно снизить таким образом в пиковые часы. Но когда мы в целом говорим о каких-то изменениях, мы должны понимать, что это затрагивает практически все сферы жизнедеятельности, меняет всю структуру. Поэтому я отношусь к этому очень настороженно.
- Депутаты Госдумы направили Михаилу Мишустину письмо с просьбой выдворять всех незаконных мигрантов с территории России. По вашему мнению, какими должны быть правила для мигрантов?
- Когда мы говорим о миграционной политике, мы должны понимать, что это не сводится исключительно к приезжающим к нам на заработки из стран СНГ, это работники и из других стран. В том числе высококвалифицированные специалисты, в которых мы заинтересованы. Поэтому, считаю, основная задача, которая стоит сегодня перед государством, — это регулирование. И контроль выдачи как миграционных патентов, так и российского гражданства. Посмотрите, как удачно выстроено взаимодействие государства и мигрантов в Арабских Эмиратах. Там тоже не хватает своей рабочей силы. Они привлекают людей из других стран, но на очень жестких условиях. И мы видим, что мигранты ведут там себя очень достойно. Там нет таких проблем, с которыми сталкиваемся мы. Нам нужно организовать свои внутренние резервы, в том числе для борьбы с коррупцией в этой сфере.
- Коррупцией?
- Чтобы победить беду, нужно о ней говорить открыто, нужно признавать, что она существует. В этом направлении Законодательное Собрание Петербурга работает достаточно серьезно. У нас есть рабочая группа, которая общается в том числе с бизнесом для разработки определенных программных продуктов, которые позволят систематизировать процесс, убрав оттуда и коррупционную составляющую, и криминальную.
- Как же их убрать?
- Организация прозрачности от получения патентов до комплекса социальных и даже банковских услуг. Есть простые технологические решения, которые нужно применять. Например, как это сделали в сфере нарушения ПДД по контролю скорости: установили камеры контроля — ушла коррупционная составляющая тех времен, когда за превышение мог остановить инспектор, с которым можно договориться.
- Насколько сильно мы нуждаемся именно в мигрантах из СНГ?
- В таких мегаполисах, как Петербург, нужно создавать условия для работы как жителей города, так и из наших ближайших регионов — Новгородской, Псковской, Ленинградской областей. Для нас это важно, и у нас есть такие возможности. Сейчас мы обсуждаем вопрос предоставления льготного жилья для работников ЖКХ, которое по истечении определенного срока может переходить в собственность. Нужно предоставлять такие условия, которые были бы интересны и жителям нашей страны. Возвращаясь к простому, у нас должно вернуться уважение, например, к дворникам, какое было в моем детстве. Дворник был главный человек во дворе, на которого можно было опереться, который все знал, к которому относились с почтением как взрослые, так и подрастающее поколение.
- Могут ли быть в регионах такие особенности в миграционной сфере, которые каждый субъект должен регулировать самостоятельно?
- Могут. Я думаю, что это вопрос обсуждаемый. Некоторые регионы принимают такие решения. Где-то запрещают работать в такси, где-то вводят ограничения в определенных сферах. Но мы должны понимать, что есть такие области, где на сегодня мы пока не можем заместить трудовых мигрантов. Например, строительство, так как возводится очень много жилья. В остальных сферах нужно двигаться в расширенном направлении: не только вводить ограничения, но и создавать условия, чтобы работать на этих позициях было интересно людям из близлежащих регионов.
- Помимо реальной рабочей силы, развивается виртуальная. Искусственный интеллект все больше внедряется в жизнь, и где-то программные продукты применяются достаточно успешно. Как вы думаете, может ли ИИ обрести такой статус и уровень развития, чтобы, скажем, участвовать в выборах, стать депутатом Заксобрания или губернатором Петербурга?
- Нет. Это мое личное мнение. Это невозможно так же, как заменить искусственным интеллектом искусство. Есть попытки применить его в киноиндустрии, но театр… Не получится прописать в творчестве — делай так или так, и это будет нравиться людям. В функциях контроля или систематизации отраслей искусственный интеллект поможет. Это регулирование транспортных потоков, светофоров, контроля процессов — от наружных вывесок до уборки снега. Здесь ИИ будет предлагать различные варианты. Они могут быть правильными или не правильными, но именно за человеком останется право принять решение. Нельзя спорить с прогрессом, ИИ входит в нашу жизнь. Но мне не хотелось бы, чтобы депутаты использовали искусственный интеллект, чтобы выражать мнение. Причем не свое собственное, а мнение искусственного интеллекта. Думаю, что до такого не дойдет. И, отвечая на ваш вопрос, — губернатора города искусственный интеллект тоже заменить не сможет.
- Развитие беспилотников в быту сейчас немножко приостановилось из соображений безопасности, но рано или поздно это пройдет. Кроме того, Михаил Мишустин подписал постановление об экспериментальном правовом режиме по беспилотным трамваям, в Петербурге в том числе. На поверхности вопрос: кто должен отвечать, если, например, произойдет ДТП — владельцы, разработчики, программисты? Надо ли устанавливать такие правила заранее?
- Критерии наверняка будут. Но в любом случае, в каждой форсмажорной ситуации надо конкретно разбираться, из-за чего она произошла. Например, недавно случился инцидент на Васильевском острове (12 апреля ретротрамвай «Довлатов» въехал в толпу пешеходов. — Прим. ред.). По какой причине трамвай не смог оттормозиться, хотя в нем установлена система распознавания препятствий? Не сработала тормозная система, которую установил завод-производитель, или же вовремя не отреагировал интеллект, который должен был дать команду? Нужно разбираться, и тогда мы можем спокойно дойти до виновного. Наша же основная задача — исключить подобные риски, то есть установить такое количество ограничений на беспилотный транспорт, чтобы не пострадали люди. Нужна дополнительная система контроля, начиная от камер, которые определяют, на каком расстоянии от трамвая находится пешеход, заканчивая продуктом, который принимает те или иные решения — тормозить или ехать вперед. Но нельзя говорить, что любая авария, которая происходит с беспилотным транспортом, ставит на нем крест. Конечно, за таким беспилотным транспортом, как трамваи, будущее.
- Кроме трамваев, за чем еще будущее?
- Под Казанью есть город Иннополис, я там был. В нем на небольшой территории серьезно прорабатываются и тестируются подобные проекты. Там есть беспилотное такси, беспилотная доставка и другие нововведения, которые неизбежно появятся и в нашем городе. Может, не так быстро. Но это то, к чему мы идем.
- Получается, не надо создавать структуру, которая бы на принципах единоначалия отвечала за любые инциденты, не важно, по каким причинам они произошли?
- Мы сейчас находимся примерно в такой же ситуации, когда трамваи и машины стали постепенно заменять гужевые повозки. Люди не знали, как себя вести, не было правил. Так и здесь. Постепенно для всего этого, я думаю, будут определены правила и критерии. Пример Иннополиса показывает, что эти инструменты рабочие.
Метры квадратные и фигурные
- В прошлом сезоне подняли вопрос о проверках незаконных перепланировок жилья, чтобы заблокировать создание из многокомнатных коммуналок в центре Петербурга квартир-студий. Эта тема пока остается подвешенной.
- У нас жесткая позиция по этому вопросу. Мы расселяем коммуналки, за счет бюджета в том числе. Зачем нам в таком виде устраивать новые коммуналки, да еще и с возросшей в разы нагрузкой на инфраструктуру? Исторический Петербург не сможет пережить количество жителей, которое может появиться после массового заселения таких квартир-студий. Я уже не говорю о нарушениях, когда в домах прошлых веков с деревянными перекрытиями ставят дополнительные трубы, кухни, туалеты. Если мы это позволим, то поставим под угрозу существование памятников архитектуры. Театр имени Андрея Миронова на Петроградке уже пострадал от прорыва коммуникаций в результате таких переделок в квартире выше этажом. Мы с этим будем бороться. Возвращаясь к инфраструктуре. Это же не новый район, где можно под такое массовое заселение построить школы и детские сады.
- Получается, в центре города либо не жить, либо жить в классической коммуналке?
- Думаю, что центр Петербурга должен исторически вернуться к тому, чем был раньше. Здесь должны быть квартиры, но здесь должно жить небольшое количество людей. Потому что такая большая нагрузка для шедевров исторической архитектуры губительна.
- В последний год сошла на нет дискуссия о статусе апартаментов. Так нужны они или не нужны?
- Сейчас, когда сформировалось понимание, что апартаменты — это место пребывания, причем без возможности регистрации, а жилье должно быть обязательно с социнфраструктурой, все становится на свои места. Почему начали активно строить апартаменты? Потому что не было социальной нагрузки: не надо было рассчитывать соцпотребности, возводить школы, детсады и поликлиники. Апартаменты нужны не для жизни, а в основном для долгосрочной или краткосрочной сдачи в аренду туристам или студентам. Аренда в таком случае выгодна. Когда и жилье строилось без обязательств по инфраструктуре, а апартаменты были дешевле, возникали проблемы. А сейчас законодательно установлены условия для застройщиков. Мы достаточно неплохо это контролируем. Уже не появляются апартаменты, из которых потом выходят жители и требуют построить садик.
- Как продвигается петербургская инициатива об изменениях в законы о реновации?
- Последний раз наши предложения обсуждали в июне на заседании Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ. Федеральные коллеги предложили нам доработать документ. Есть перечень предложений, которые необходимо учесть. Они касаются, например, конкретизации убытков, которые могут понести наниматели жилых помещений, четкого определения географии расселения. У нас есть время до 1 октября 2024 года, и мы внесем доработанный проект в Госдуму. Потому что на уровне города вернуться к принятию этого закона можно будет только после принятия поправок в федеральное законодательство. При необходимости и заморозка регионального закона о КРТ будет продлена.
Читайте также:
• Петербургское метро идет к великой цели маленькими шажками • В Петербурге отделили рестораны от наливаек • В Питер — со своим самокатом