Академики оценят содержание, объем и язык учебников
Сенаторы одобрили закон, привлекающий РАН к экспертизе школьных пособий
Тема: Пленарное заседание Совета Федерации 2 августа 2024 года
Законопроект: № 621312-8
Российская академия наук будет проводить экспертизу школьных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий. Такой закон Совет Федерации одобрил на пленарном заседании 2 августа.
Удвоение знаний
В законодательстве закрепили участие РАН в экспертизе учебной литературы. Для этого часть 6 статьи 18 Закона «Об образовании» — «Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы» — дополнили словами об участии РАН в экспертизе учебников и пособий, включенных в федеральный перечень изданий, рекомендованных для школ с госаккредитацией. Также часть 1 статьи 7 Закона «О Российской академии наук» — «Основные задачи и функции Российской академии наук» — дополнили новым пунктом об экспертизе учебников и пособий. Сейчас там говорится только об участии РАН в экспертизе научно-технических программ и проектов.
Напомним, ранее — до 2019 года — Российская академия наук уже проводила экспертизу учебников. Решение вернуть ей эту функцию приняли по итогам «правительственного часа» в Совете Федерации с участием главы академии Геннадия Красникова в апреле этого года. Тогда академик напрямую обратился к председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко с просьбой посодействовать в решении этого вопроса. В итоге сенаторы подготовили законопроект об обязательном участии РАН в такой экспертизе.
Учебники имеют огромное значение в современной системе образования, прокомментировала «Парламентской газете» поправки в закон об образовании и о РАН зампред Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская: «Сегодня, когда каждые пять лет происходит удвоение научного знания, контроль за соответствием содержания учебной литературы становится особенно актуальным».
От литературы до химии
РАН будет оценивать учебники и пособия не только на соответствие таких изданий научным знаниям, но и возрастным и психологическим особенностям ребенка. Например, академики проанализируют, способен ли ребенок понять язык изложения и освоить материал в предложенном объеме, а также как содержание того или иного учебника соотносится с курсами других предметов.
«Это важный шаг не только в сторону повышения качества самих учебников, но и в целом совершенствования системы образования», — пояснила «Парламентской газете» один из авторов инициативы, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.
Сенатор также отметила, что, когда речь идет об экспертизе учебников, многие думают, что это касается, например, только истории или только литературы, но это и математика, и физика, и другие предметы естественно-научного цикла.
75 тысяч экспертиз
В 2024 году Российская академия наук отмечает свое трехсотлетие. К юбилейной дате она подошла с солидным багажом. При РАН действуют 13 тематических отделений — от технических до общественных наук, и четыре региональных — Уральское, Сибирское, Дальневосточное и новое Санкт-Петербургское, которое открыли в прошлом году.
В составе РАН работают 44 научных совета, 9 комитетов и 18 комиссий. Всего в академии 1900 членов-корреспондентов и академиков, 600 профессоров РАН, рассказал Геннадий Красников, выступая на «правчасе» в Совете Федерации: «Это огромная сила, которая должна быть вовлечена в решение вопросов, которые стоят сегодня перед страной».
Главнейшая в числе таких задач — профессиональная и непредвзятая экспертиза во всех сферах, уверен президент РАН: «У нас до сих пор каждое ведомство и каждый орган пытались делать лояльную для себя экспертизу, это неправильно».
Уже сейчас РАН проводит до 75 тысяч экспертиз против чуть более 50 тысяч годом ранее.
Читайте также:
• Из федерального перечня учебников исключили книги иноагентов
Ещё материалы: Валентина Матвиенко, Людмила Скаковская, Лилия Гумерова