Агрегаторам такси установят общие правила
Для всех участников рынка такси, в том числе сервисов-агрегаторов, установят одинаковые правила, а перевозчиков-нелегалов выведут из тени, что позволит защитить интересы профессионального сообщества, пассажиров и государства. Комитет Госдумы по транспорту и строительству на заседании 16 октября рекомендовал палате принять соответствующий законопроект в первом чтении.
«В настоящее время деятельность такси регулируется разрозненными нормативными актами, а деятельность агрегаторов не урегулирована вообще. Государство в таких условиях не способно надёжно обеспечить безопасность своих граждан. <…> Законопроектом предусмотрен безбарьерный выход на рынок услуг заказа такси, но при этом устанавливаются жёсткие требования к порядку работы», — рассказал один из авторов инициативы, первый зампред думского Комитета по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков.
Так, вводятся требования к деятельности агрегаторов и операторов, которые принимают и передают заявки на перевозку пассажиров. Документ не позволяет регулировать рынок такси из-за рубежа, как это происходит сейчас. Все агрегаторы, включая иностранные компании, должны быть зарегистрированы на территории РФ в налоговых органах.
Особое внимание уделят расчёту между агрегаторами и перевозчиками.
«В настоящее время значительная часть расчётов осуществляется через электронные кошельки, запрещённые при ведении коммерческой и предпринимательской деятельности. Также агрегаторы будут обязаны размещать свои серверы на российской территории, что не только обеспечит необходимый порядок хранения информации, содержащей персональные данные наших граждан, но и позволит контролирующим органам в установленном законом порядке осуществлять блокировку сайтов и их «зеркал», если есть нарушения», — продолжил Лысаков.
Устанавливается запрет на передачу информации о заказе такси лицам без разрешения на эту деятельность. Все данные о заказах будут храниться агрегаторами не менее полугода. Все агрегаторы, в том числе сетевые компании, смогут осуществлять свою деятельность в конкретном регионе только после их включения в региональный реестр агрегаторов.
Достоверность информации о деятельности агрегатора контролирующие органы смогут проверять не только при регистрации, но и в ходе всего времени деятельности сервиса.
Предстоит внести и отдельные поправки в Кодекс об административной ответственности, которые определят санкции за нарушение закона о такси игроками рынка. Штрафы за передачу заказов таксистам-нелегалам составят до 200 тыс. рублей для юридических лиц и до 30 тыс. рублей для должностных лиц. При повторном нарушении закона штрафы возрастают до 500 тыс. и 50 тыс. рублей соответственно. Владельцев такси оштрафуют в размере до 200 тыс. рублей и за нарушения обработки информации о заказе легкового такси с использованием баз данных.
Возглавляющий рабочую группу по законопроекту первый зампред комитета Виталий Ефимов отметил, что в дальнейшем в нём предстоит многое корректировать поправками — вплоть до половины текста. Однако принимать в первом чтении его нужно, чтобы официально начать над ним работу, подчеркнул депутат.
Рабочая группа действует уже три месяца, напомнил, в свою очередь, глава комитета Евгений Москвичёв. «К законопроекту действительно очень много вопросов, но есть предложение его рекомендовать к принятию в первом чтении. Закон о легковом такси в России нужен», — подытожил он.