6 июня в Госдуме обсудят модели ГЧП применительно к реставрации памятников культуры
Такое решение было принято на заседании Комитета палаты по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
6 июня в Госдуме обсудят модели государственно-частного партнёрства (ГЧП) применительно к реставрации памятников культуры. Пока в действующем законодательстве о ГЧП нет ни одной строчки об объектах культурного наследия.
Член Комитета Андрей Чернышёв рассказал «Парламентской газете», что по мере создания единого реестра объектов культурного наследия (ОНК), всё явственней становятся объёмы предстоящих затрат на их реставрацию и сохранение.
«В 2013 году Росстат насчитывал свыше 180 тысяч только объектов материального наследия, и свыше 17 тысяч из них отнесены к памятникам федерального значения. Часть нашего исторического наследия, уже утрачена, а состояние почти 80 процентов сохранившихся характеризуется как неудовлетворительное. При этом почти 70 процентов памятников нуждаются в неотложном принятии мер по их сохранению и спасению», — подчеркнул депутат.
Он добавил, что существует также огромное количество объектов, которые ещё не получили статуса объектов культурного наследия, но уже занесены в списки «выявленных».
Чернышёв отметил, что необходимый объём инвестиций в сферу сохранения ОКН составляет порядка 300 миллиардов долларов. А только для того, чтобы не допустить утраты наиболее пострадавших объектов, безотлагательно необходимо финансирование в размере 200 миллиардов рублей.
«С учётом того, что в 2014 году, например, из бюджета было выделено и израсходовано на ремонтно-восстановительные работы на ОКН чуть менее 40 миллиардов рублей, необходимые и реально выделяемые объемы финансовых средств фактически несопоставимы», — считает парламентарий.
Он уверен, что единственным действенным средством спасения нашего материального наследия является отказ от государственной собственности в отношении большинства ОКН, и включение их в хозяйственный оборот за счёт их приватизации, а также создание необходимых условий для привлечения в эту область частных инвестиций путем внесения необходимых изменений в действующие законы о концессиях и ГЧП.
Чернышёв уточнил, что в законе о ГЧП нужно учесть, что применительно к объектам культурного наследия частным партнёром может быть не только российское юридическое лицо, но также и физическое лицо — гражданин России, а также иностранные юридические и физические лица. Ведь ранее объекты недвижимости, являющиеся нынче памятниками, принадлежали конкретным фамилиям, родам, и нередко их потомки, в том числе иностранные граждане, заинтересованы в воссоздании прежних семейных владений.
Что касается состава сторон соглашения о государственно-частном или муниципально-частном партнёрстве, то применительно к ОКН частными партнёрами могут являться хозяйственные товарищества и общества, хозяйственные партнёрства, находящиеся под контролем Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, если основной целью их деятельности является сохранение ОКН. Например, Распорядительная дирекция Минкультуры России, Агентство развития памятников Иркутска. Но использовать они должны собственные финансовые ресурсы, а не бюджетные средства.
«Элементом соглашения о ГЧП необходимо определить реставрацию, воссоздание и приспособление для современного использования объектов культурного наследия», — заявил член думского Комитета, добавив, что нужно вносить соответствующие поправки в 224 Федеральный закон «О государственно-частном партнёрстве».
По словам Чернышёва, сейчас объекты культурного наследия в большинстве своём находятся в ужасающем состоянии. «Это вопиющая ситуация, которая требует скорейшего решения. Наша задача найти механизм в виде закона или поправок в действующее законодательство и добиться того, чтобы объекты культурного наследия могли возрождаться, а не разрушаться», — резюмировал депутат.