400 километров в час: до 2030 года в России могут построить 41 высокоскоростной поезд

До 2030 года в России могут построить 41 высокоскоростной поезд

В планах Минпромторга — завершить в 2025 году еще и разработку беспилотного электропоезда

15:32  Автор: Валерий Филоненко

400 километров в час: до 2030 года в России могут построить 41 высокоскоростной поезд
  © Александр Рюмин / РИА Новости

Сегодня в России локализовано производство электропоезда «Финист», который взамен немецкого получил полностью российский асинхронный привод. А в 2025 году завершится разработка его модификации с возможностью автономного хода, заявил представитель Минпромторга Алексей Цылев на совещании в Совете Федерации 25 июля. Машиностроители сообщили о готовности заключить долгосрочные контракты на поставку до 2030 года 41 электропоезда, развивающего скорость до 400 километров в час. Сейчас серийное производство нового типа высокоскоростных составов осваивают две российские компании.

Беспилотные и высокоскоростные

В Минпромторге рассчитывают, что разработка модификации российского электропоезда «Финист» с возможностью автономного хода завершится в 2025 году. Ранее глава РЖД Олег Белозеров на пленарной сессии Дня пассажирской логистики на выставке «Россия» отмечал, что первый беспилотный пассажирский поезд может быть запущен в 2026 году. Представитель машиностроительной отрасли Антон Зубихин тогда же пояснил, что потребность российских железных дорог в новых «Финистах» составляет около 150 вагонов ежегодно. Оснащенный отечественным тяговым двигателем электропоезд, рассчитанный на 416 мест, развивает скорость до 160 километров в час.

По словам Алексея Цылева, сегодня полным ходом идет работа над выполнением поручения президента о запуске высокоскоростных магистралей и разработке высокоскоростного поезда, способного развивать скорость до 400 километров в час. Есть и российское предприятие, готовое выпускать такие поезда, «у коллег для этого есть все необходимые заделы и компетенции», уточнил чиновник. Он напомнил, что первые экземпляры введут в эксплуатацию в 2028 году.

Продолжая тему полностью локализованных российских высокоскоростных поездов, Антон Зубихин отметил, что сейчас обсуждается контракт на поставку 41 электропоезда с поставкой до 2030 года.

Он напомнил, что уже эксплуатируется более 1400 вагонов электропоездов «Ласточка», которые локализованы с глубиной 84 процента. Успех «Ласточек» Зубихин связывает с постройкой высокотехнологичной производственной площадки, что позволило выпускать «продукт надлежащего качества». Плюс заключен десятилетний контракт на поставки. «Десять лет с фиксированным твердым объемом, — уточнил он. — Это нам позволило создать цепочку поставщиков, потому что в ней работают более 150 комплектаторов. Мы комплектаторам дали заказ на 10 лет, мы фиксировали цену, нам удалось удержать цену, и, собственно говоря, РЖД получили уже готовый продукт, который был поставлен точно в срок. Было создано серийное производство с мощностями 200-250 вагонов в год».

За мяту и шалфей на грядках дачники могут получить штраф и даже лишиться свободы

Стране нужны 10 тысяч локомотивов

Рассказывая на совещании о потребностях отрасли, замгендиректора РЖД Дмитрий Пегов заявил, что в 2035 году по российским железным дорогам должны бегать 10 тысяч современных локомотивов. Но пока мощности электровозостроительных заводов не в состоянии обеспечить такие запросы железнодорожников: почти полторы тысячи локомотивов «выходят за пределы возможностей производителей». В первую очередь речь идет о замене отслуживших свой срок советских электровозах переменного тока ВЛ-80.

Чтобы решить проблему, производителям надо развивать дополнительные мощности, что сопряжено с увеличением объема инвестиций и привлечением и обучением дополнительного персонала. При этом целесообразно обновление локомотивного парка увязать с заключением долгосрочных контрактов с производственниками, чтобы те могли планировать свою работу на годы вперед.

Пегов видит в будущих долгосрочных контрактах две составляющие: первая касается обновления стареющего парка, вторая — увеличения объема перевозок, строительства новой инфраструктуры и модернизации.

Читайте также:

• В РЖД пообещали скидки для путешественников с детьми